Отправлено 27 Январь 2012 - 15:08
Из документа "Белая книга по эффективному и устойчивому водному транспорту в Европе"
B. Бассейн Азовского, Каспийского и Черного морей
53. Наиболее структурированная и равномерно развитая подсеть сети СМВП образована водным путем E 50 в Российской Федерации, а также с Беломорско-Балтийским каналом, участком реки Дон от Азова до Калача и Волго-Донским судоходным каналом16 наряду с маршрутом E 40 в Украине (Днепр до Киева и Беларуси). Данная сеть в 9 339 км обладает едиными характеристиками, так как 88 % общей длины открыты для речных и морских судов с глубокой осадкой, а субстандартные (класс III) водные пути составляют менее 5 процентов от общей длины (части сети сформированные реками Днестр/Нистру и Днепр).
54. Взаимосвязь с остальной сетью СМВП должна обеспечиваться следующими отсутствующими звеньями: связь с основной сетью через Польшу и Е40 (или Е41) (водный путь Балтийское ‑Черное море). В отношении связующего звена к западу Польши водный путь проходит через украинскую границу рядом с г. Чернобыль, через Беларусь по реке Припять, Днепровско-Бугскому каналу, реке Муховец и через границу с Польшей, рядом с г. Брест на границе с Польшей. Это IV класс водных путей. Однако, гидроузлы, расположенные на Днепровско-Бугском канале и реке Припять, морально и физически устарели. В связи с этим Республика Беларусь реконструирует гидроузлы и приводит их в соответствие со стандартами класса Va. В настоящее время реконструировано 3 гидроузла, что позволяет проходить судам длиной 110 м, шириной 12 м и осадкой судна 2,2 м. Реконструкция гидроузлов продолжается. С другой стороны, в Польше не реализуется ни одного проекта, и данная часть водного пути, скорее всего, останется отсутствующим звеном на ближайшее будущее.
55. Хотя можно рассматривать водные пути Украины как часть данной взаимосвязанной сети в свете речных и морских грузоперевозок по Черному морю, связующего звена для внутреннего судоходства между российской и украинской частью сети СМВП не существует. Поэтому в следующих пунктах части сети СМВП у Российской Федерации и на Украине будут предоставлены отдельно.
1. Инфраструктура
a) Российская Федерация
56. В сети остаются следующие узкие места на участке E 50:
a) на реке Свирь Волго-Балтийского водного пути. Для устранения узкого места по пропускной способности планируется осуществить строительство второй нитки Нижне ‑Свирского шлюза;
b.) на реке Волга от Горьковского гидроузла до Нижнего Новгорода. Для устранения недостаточности глубин планируется осуществить строительство низконапорного гидроузла в районе Большое Козино или повысить уровень воды Чебоксарского водохранилища;
c) на реке Дон ниже Кочетовского гидроузла. Для устранения недостаточности глубин рассматривается вопрос о строительстве низконапорного гидроузла в районе станицы Багаевская.
57. Стратегия развития транспортной системы Российской Федерации на 2010−2015 годы включает крупные инвестиционные проекты, направленные на устранение узких мест в единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации: новый низконапорный гидроузел в Нижнем Новгороде на реке Волга и строительство второй нитки шлюза на Нижне-Свирском гидроузле на реке Свирь Волго-Балтийского водного пути. Планируются также крупные ремонтные работы и реконструкция объектов инфраструктуры внутренних водных путей европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.
2. Флот
a) Российская Федерация
58. В 2008 году на учете Российского речного регистра состояло 28 215 судов, в том числе 1 066 судов типа “река- море”. В их число входило 17 694 самоходных судна, 10 521 несамоходное судно, 6 807 сухогрузных судов, 1 705 наливных судов и 1 596 пассажирских судов. Общая грузоподъемность флота составляла 12 033 млн т. Средний возраст судов внутреннего плавания составлял 29 лет, а в случае судов типа “река-море” − 28 лет. В связи с этим, начиная с 2003 года, предпринимались систематические шаги по обновлению флота и, в продолжение этих усилий, был инициирован процесс строительства судов с использованием элементов уже эксплуатируемого флота. В 2007 году судоходной деятельностью занималось свыше 2 000 компаний. Развитие транспортного флота в соответствии с потребностями растущего рынка − это неотъемлемая часть национальной стратегии развития ВВТ.
b.) Украина
59. По состоянию на первый квартал 2011 года украинский флот внутреннего судоходства составлял 1048 судов, включая 18 наливных судов, 276 для перевозки сухих грузов, в том числе 66 самоходных.
3. Показатели работы ВВТ
а) Российская Федерация
60. Ежегодно внутренним водным транспортом Российской Федерации перевозится порядка 130−140 млн т грузов с грузооборотом 80−90 млрд т·км и около 20 млн пассажиров с пассажирооборотом 880 млн пассажиро- километров. Как уже указывалось, доля внутреннего водного транспорта в общем объеме грузовых перевозок транспортным комплексом страны составляет около 2 %. Однако на отдельных сегментах рынка грузовых перевозок она весьма значительна, например, свыше 80 % грузов, доставляемых в районы Крайнего Севера.
61. Объем перевозок грузов ВВТ в Российской Федерации в 2007 году составил 153,4 млн т или 86 млрд т·км. Перевозки во внутреннем сообщении составляют 131,6 млн т, в заграничном плавании – 21,8 млн т. В 2007 году в российских речных портах было переработано 225 млн т грузов, что на 17,6 % больше, чем в 2006 году, в том числе объем перевалки экспортных грузов составил 17,5 млн т, импортных – 1,4 млн т и внутренних – 206,6 млн т. Переработка экспортных грузов выросла на 21,7 %, импортных – на 14,3 % и внутренних – на 17,3 %. Рост перевозок грузов внутренним водным транспортом в 2007 году объясняется увеличением сроков навигации в речных бассейнах и ростом абсолютных объемов перевозок сухих грузов на 12,5 % (в первую очередь цемента, металла, лесных и строительных грузов), а также увеличением перевозок леса в плотах.
62. Правительством Российской Федерации Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено осуществить комплекс мер по открытию внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под флагами иностранных государств, рассчитанный на период до 2015 года.
b ) Украина
63. В Украине объем грузов, перевозимых ВВТ, с 2000 года постоянно растет, однако последние данные (14 млн т в 2006 году) по-прежнему значительно отстают от уровня 1990 года, составившего 66 млн т. В распределении перевозок по видам транспорта на ВВТ приходится всего 0,8 % в тоннаже и 1,3 % из 6,3 млрд т·км18. Эти цифры остаются значительно ниже уровня потенциальных возможностей внутреннего судоходства. По существу в период 1990–2000 годов объем грузов, перевезенных в Украине внутренним водным транспортом, снижался быстрее (-87 %), чем соответствующие данные по всем грузовым перевозкам (-5,4 %). Однако это снижение имело место до 1995 года, а, начиная с 2000 года и в последующие шесть лет, объем перевозок ВВТ рос быстрее (на 69 %), чем перевозки в целом (19 %). Это отражает наметившееся в последние годы стремление развивать этот чрезвычайно выгодный вид транспорта.
64. Для увеличения объемов перевозок грузов по внутренним водным путям в каботаже и загранплавании (включая транзитные грузы), кроме пополнения отечественного флота судами внутреннего и смешанного «река- море» плавания и стимулирования отечественного судостроения, предусматривается совершенствование системы государственного регулирования в целях повышения конкурентоспособности отечественного флота по отношению к другим видам транспорта и создание стимулирующих экономических условий для перевозки транзитных грузов.