Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Работяги черноморско-балтийской линии
#1
Отправлено 08 Март 2008 - 20:48
"Комсомол" - один из восьми грузовых теплоходов, построенных на Северной судостроительной верфи в Ленинграде для обслуживания Черноморско-Балтийской линии. Идея создания судов, которые с одинаковым успехом могли бы перевозить цемент и сахар, тракторы и станки, возникла в те годы, когда советское судостроение еще только-только зарождалось. При всех достоинствах лесовозов, рефрижераторов, танкеров и других специализированных судов им присущ один серьезный недостаток. Поток перевозимых ими массовых грузов идет лишь в одном направлении, а обратные переходы они вынуждены делать в балласте. Суда же, которые могут принимать в свои трюмы практически любые грузы, на первый взгляд не должны иметь холостых пробегов. Однако реализовать эту возможность не всегда удается по той причине, что экспорт и импорт товаров часто не совпадают по портам отправления и назначения, по весу и объему. И все-таки при оптимальном планировании перевозок суда этого типа отличаются высокой рентабельностью.
К концу 1920-х годов наибольшая доля экспортных грузов приходилась на Черноморский и Балтийский бассейны. Главные порты на Черном море - Одесса и Новороссийск - отправляли за рубеж жмыхи, соль, сахар, цемент, соду, лен, а принимали более 90% всего импорта тракторов и запасных частей к ним. Основная доля экспортных грузов бассейна доставлялась на северное побережье Европы - в германский порт Гамбург и в английский Фалмут.
Что же касается Балтийского бассейна, Ленинград был здесь в те годы единственным портом. Его экспорт и импорт отличались крайним разнообразием, торговые связи Ленинграда простирались на Прибалтику, Скандинавию и север Европы. Все это и обусловило появление в Советском торговом флоте судов, которые связали между собой два главных бассейна страны.
Черноморско-Балтийская линия открылась в 1926 году. Первое время ее обслуживали очень старые пароходы, сильно отличавшиеся друг от друга водоизмещением - от 3500 до 7500 т. При столь разном тоннаже оказалось крайне трудно выдерживать расписание, в результате договорные сроки доставки товаров не соблюдались, и линия терпела убытки. По расчетам экономистов, дела можно было поправить, поставив на линию не менее шести однотипных судов с чистой грузоподъемностью 4500- 5000 т.
Как раз в это время Центральное бюро морского судостроения разрабатывало эскизный проект так называемого большого лесовоза, основные характеристики которого совпадали с требованиями, предъявляемыми к судам Черноморско-Балтийской линии. Поэтому решили оба типа судов строить по одному проекту. Принцип стандартизации, провозглашенный в первой судостроительной программе, нашел здесь наиболее полное воплощение. Рабочие чертежи судна выполняли конструкторы Северной верфи. 19 июля 1928 года на стапелях состоялась закладка первых двух теплоходов для Черноморско-Балтийской линии. Всего по этому проекту ленинградцы построили две серии из четырех теплоходов: "Макс Гельц", "Жан Жорес", "Фридрих Энгельс" и "Маяковский".
Эти суда еще достраивались, когда заказчик - Совторгфлот внес в первоначальное задание изменения, из-за которых конструкторам ЦБМС пришлось заново переделывать проект. В соответствии с новым заданием теплоход должен был дополнительно перевозить 600 т рефрижераторных грузов и примерно столько же растительного масла, для чего требовался отдельный отсек. При отсутствии масла этот отсек заполняли генеральным или штучным грузом. Удовлетворить требованиям Совторгфлота оказалось не так-то просто. Появление рефрижераторных помещений влекло за собой установку холодильных машин, из-за которых заметно уменьшалась емкость трюмов и грузоподъемность теплохода. А введение диптанка для масла усложняло грузовые операции. В конце концов вопросы решились сами собой. Для перевозки скоропортящихся продуктов Совторгфлот выдал задание на постройку специализированных рефрижераторных судов, вошедших в историю под названием марсельских, а под растительное масло конструкторы приспособили несколько меньшие емкости в междудонном пространстве, предназначавшиеся ранее для закачки балласта.
Несмотря на упростившееся задание, конструкторы ЦБМС спроектировали, по существу, новое судно. Корпус теплохода стал на 10 м длиннее, на треть возросла его грузоподъемность. Четырехцилиндровый дизель Зульцера заменили шестицилиндровым мощностью 2700 л. с. Из-за повышения энерговооруженности судна на 1 узел возросла его скорость, более безопасным стало плавание в Бискайском заливе, самом коварном районе на всем переходе из Одессы в Ленинград. Дополнительно под топливо отвели междудонное и междупалубное пространство. В результате отпала необходимость заправляться нефтью в иностранных портах и тратить на это валюту. Чтобы обеспечить практически круглогодичную навигацию, конструкторы сделали судам ледовое подкрепление носовой и кормовой частей.
Это особенно пригодилось в годы Великой Отечественной войны тем теплоходам Черноморско-Балтийской линии, которые плавали на Севере и Дальнем Востоке.
Не было среди них "Комсомола". Когда, доставив оружие испанским республиканцам, шел он следующим рейсом из Поти в Гент с грузом марганцевой руды, неподалеку от берегов Алжира в международных водах его потопил крейсер франкистов.
Серия I, II III, IV
Тип судна грузовое
Наибольшая длина 111,4 м 121,2 м
Наибольшая ширина 14,8 м 16,2 м
Водоизмещение 8300 т 10 910 т
Грузоподъемность 4735 т 6410 т
Команда 36 чел 36 чел
Двигатель дизель дизель
Мощность 1800 л.с. 2700 л.с.
Топливо нефть нефть
Скорость 10,5 узла 11,5 узла
Завод-изготовитель Северная судостроительная верфь
Серия:
"Макс Гельц",
"Жан Жорес",
"Фридрих Энгельс",
"Маяковский"
"КИМ",
"Комсомол",
"Литвинов",
"Челюскинец"
Годы постройки 1931-1936 гг.
#2
Отправлено 08 Март 2008 - 21:13
т/х, 7558 т (двт), ЧГМП. Капитан — Г.А. Мезенцев.
Дата и место гибели — 14.12.36, зап. часть Средиземного моря, на траверзе Алжира (по другим данным: 36°39' с.ш., 0°15 в.д.).
Следовал из Поти в бельгийский порт Гент с марганцевой рудой и с продовольствием в порты Испании. Был остановлен крейсером испанских мятежников «Канариас»
Команда захвачена в плен, теплоход потоплен огнем орудий. Более 8 мес экипаж судна находился в тюрьме порта Кадис, был освобожден лишь по настоятельным требованиям Советского правительства.
Прикрепленные файлы
#3
Отправлено 08 Март 2008 - 21:46
#4
Отправлено 09 Март 2008 - 20:44
груз. т/х, 3972 брт, ЧГМП. Капитан — Г. Н. Лебедев.
Дата и место гибели — 16.01.42, Феодосийский зал., 45°02' с.ш., 35°23' в.д.
Учавствовал в Феодосийской десантной операции.
Доставил в Феодосию воинское подразделение и до рассвета успел высадить основную часть людей на берег. На период светлого времени теплоход ушел в море и около м. Ильи (у Феодосийского маяка) подорвался на магнитной мине, выставленной вражеской авиацией. Погибло около 40 чел.
#5
Отправлено 15 Апрель 2008 - 14:42
#8
Отправлено 07 Май 2008 - 18:49
#9
Отправлено 08 Май 2008 - 18:18
Прикрепленные файлы
#11
Отправлено 11 Май 2008 - 13:43
«КОМСОМОЛ»
Это произошло в декабре 1936 года в одном из районов Средиземного моря. Тишину хмурого, облачного дня вдруг нарушил грохот артиллерийских орудий. Огненные стрелы с яростью вгрызались в борт сильно накренившегося и охваченного пламе­нем теплохода. Вспыхивали ослепительные фейерверки взрывов. Очередная вспышка огня осветила флаг: золотом сверкнуло в его верхнем углу изображение серпа и молота.
«Русские», — тихо произнес капитан оказавшегося поблизости бельгийского судна «Президент Франки» и опустил бинокль, будучи не в силах спокойно смотреть, как гибнет теплоход.
Когда он снова поднес его к глазам, горизонт был чист. Судно поглотила пучина. Лишь вблизи этого места маячила черная громадина фашистского крейсера, Капитан бельгийского судна, осторожно ступая, словно боясь нарушить наступившую тишину, прошел к себе в каюту. Опустившись в кресло и бросив взгляд на ворох бумаг на ст­ле, он протянул руку и взял радиограмму, отправленную полчаса назад. Молча прочитал: «...В точ­ке 36°39' северной широты и 0°15' восточной долго-
ты горит советское судно, название неизвестно...» Да, его помощник не ошибся — теплоход действительно был из России... Капитан взглянул в распахнутый иллюминатор. Зачехлив орудия и развернувшись, фашистский крейсер спешил покинуть место происшествия.
Что же случилось 14 декабря 1936 года? Какие события предшествовали разыгравшейся трагедии?
Победа, одержанная Народным фронтом на выборах в кортесы (парламент) в феврале 1936 года, открыла новый период развития Испанской республики. Было сформировано левореспубликанское правительство. Однако крупные землевладельцы-латифундисты, хозяева заводов и фабрик не могли смириться с поражением. 17—18 июля в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж. Начался период гражданской войны, принявшей национально-освободительный характер. Советский Союз, верный своему интернациональному пролетарскому долгу, оказывал испанским патриотам политическую, дипломатическую и эко­номическую помощь.
Из Одесского, Новороссийского и других портов один за другим уходили в Испанию суда с продовольствием и другими грузами.
Особое место в испанских событиях принадлежит экипажу черноморского теплохода «Комсомол». 5 декабря 1936 года приписанный к Одесскому порту теплоход вышел из Поти в очередной рейс. На борту судна был груз марганцевой руды, адресованной в бельгийский порт Гент для фирмы «Прови-данс».
В последний рейс года моряки уходили с приподнятым настроением. Завершив его, они становились победителями социалистического соревнования судов Черноморского пароходства. Была и еще одна причина хорошего настроения: недавно экипаж, доставив важные грузы в Аликанте и Валенсию, благополучно вернулся из борющейся Испании. Однако чувство опасности не покидало моряков. Они знали, что рейсы судов в республиканскую Испанию вызывают лютую ненависть у фашистов.
Вечером 13 декабря к «Комсомолу» приблизился военный корабль, не имевший опознавательных знаков. Запросив о том, какой груз везет судно и куда следует, он удалился. Но капитан теплохода Георгий Афанасьевич Мезенцев и помполит Август Михайлович Кульберг встревожились, слишком хорошо были известны им нравы фашистов, их вероломство.
И действительно, на следующий день, 14 декабря, к судну подошел крейсер «Канариас» и нагло потребовал: «Остановить машину! Покинуть судно!» Теплоход застопорил ход. Поднявшись на судно, молодчики по главе с офицером вели себя бесцеремонно. Фашисты конфисковали все судовые документы и паспорта моряков и перед тем, как покинуть судно, заявили капитану Г. А. Мезенцеву, что через несколько минут теплоход будет расстрелян.
С тяжелым чувством 36 советских моряков, среди которых были две женщины, покидали теплоход. Пираты хотели вызвать панику среди экипажа, унизить безоружных советских людей. Однако они просчитались. Моряки организованно погрузились в шлюпку, взяли компас, карты, теплые вещи и продукты питания.
Отойдя от борта теплохода, шлюпка направилась в открытое море. Но отпускать свидетелей своего вероломства фашисты не собирались. Вслед шлюпке последовала пулеметная очередь. Взвился сигнал: «Прибыть на крейсер!» Это был плен...
А с крейсера между тем фашисты открыли огонь по советскому судну. Каждый выстрел щемящей болью отзывался в сердцах моряков. На их глазах погибал родной теплоход, а сами они стояли под дулами фашистских винтовок.
Не сразу Родина узнала об этом разбойном нападении. Только 20 декабря 1936 года ТАСС сообщило: «Пиратский крейсер испанских фашистов 14 декабря сего года поджег и потопил судно «Комсомол». Окончательная судьба команды выясняется».
Моряков ждали нелегкие испытания. Восемь суток находились они в стальных казематах крейсера. Затем их доставили в мрачную, построенную еще в средние века тюрьму Пуэрто де Санта-Мария. Фашисты стремились запугать советских людей, сломить их волю. В ход пошли угрозы, избиения, бесконечные допросы. Не раз моряков вы­водили во двор тюрьмы и инсценировали расстрел.
Но все попытки врага были тщетными. Воспитанные комсомолом, партией, советские моряки и здесь, в тюрьме, за тысячи километров от родной земли чувствовали себя гражданами своей великой Отчизны. На допросах вели себя стойко, держались с достоинством. Не довелось фашистам услышать жалоб и просьб о пощаде.
Чтобы чем-то заняться и отвлечься, моряки по нескольку раз в день убирали свои камеры, чинили порванную одежду. Позднее они научились «переговариваться» через тюремные стены с помощью азбуки Морзе. Сообщали друг другу новости, поздравляли с памятными датами в жизни Родины.
Советское правительство предпринимало решительные меры для освобождения моряков. В апреле 1937 года итальянское посольство в Москве официально уведомило, что экипаж «Комсомола» интернирован и находится на территории, контролируемой войсками Франко.
В результате длительных переговоров, с помощью Международного Красного Креста удалось добиться освобождения моряков. В октябре 1937 года на Родину вернулись 11 моряков во главе с капитаном Г. А. Мезенцевым. Через месяц — еще 18 членов экипажа. Остававшиеся в фашистских застенках 7 моряков были освобождены через два года и восемь месяцев.
Родина высоко. оценила мужество и героизм экипажа «Комсомола». Орденами и медалями были награждены капитан Г. А. Мезенцев, старший механик Ф. В. Дрен, моторист В. Ф. Васильев, матрос И. П. Гайдаенко и другие моряки.
Возвратясь на Родину, моряки с «Комсомола» снова участвовали в ответственных рейсах. Трое из них — Василий Фомин. Владимир Подгорецким и Василий Титаренко — сражались в составе прославленной 12-й интернациональной бригады, защищали Мадрид.
Бывшие узники фашистских застенков активно включились в трудовой ритм Родины. По-разному сложились их судьбы. Капитан Г. А. Мезенцев получил новое судно — транспорт «Харьков» и повел его через 11 морей на Дальний Восток. Потом руководил Черноморским пароходством, работал в аппарате Министерства морского флота.
Штурман Г. И. Дымченко сменил мостик транспортного судна на боевую рубку военного корабля и еще около 26 лет служил в Военно-Морском Флоте, охраняя морские рубежи нашей Родины,
Матрос И. П. Гайдаенко стал замполитом, плавал на разных судах Черноморского пароходства. Ныне — это известный писатель, автор многих книг о моряках-черноморцах.
Продолжительное время работали в Черноморском пароходстве Г. Н. Климниченко, Н. В. Галиченко и другие моряки с «Комсомола». Где бы ни трудились члены экипажа легендарного судна, они всегда честно и добросовестно выполняли свой долг.
Более сорока лет прошло со дня гибели тепло­хода «Комсомол», но страна не забыла его подвига во имя великого интернационального братства и пролетарской солидарности, во имя своей Отчизны.
#12
Отправлено 11 Май 2008 - 13:44
«ЖАН ЖОРЕС»
«Жан Жорес» — детище ленинградских корабелов — был спущен на воду в июне 1930 года, почти сразу после завершения работы XVI съезда партии, провозгласившего развернутое наступление социализма по всему фронту. Теплоход назвали именем видного политического деятеля Франции, одного из руководителей французского и международного социалистического движения, пламенного борца против милитаризма и войны, основателя газеты «Юманите» Жана Жореса.
Вошедший в состав Балтийского транспортного флота в 1931 году, «Жан Жорес» выполнял трансокеанские рейсы. Командовал судном опытный капитан дальнего плавания Б. Т. Шульц. Особо ответственной была для теплохода линия Ленинград — Черное море. Судно своевременно или с опережением графика перевозило оборудование для строившихся на Кавказе нефтепроводов, сельскохозяйственные машины, посевное зерно; из Новороссийска доставляло в Ленинград высококачественный цемент.
Во многих иностранных гаванях бросал якорь «Жан Жорес», и всюду люди труда, матросы, портовые рабочие встречали его экипаж дружескими улыбками и крепкими рукопожатиями. Они приветствовали советских моряков — граждан первой в мире социалистической державы.
Памятным для экипажа теплохода «Жан Жорес» был весенний рейс 1933 года. После завершения грузовых операций в порту Генуя моряки приветствовали на борту Алексея Максимовича Горького, который возвращался на Родину после лечения. Писатель интересовался трудом и бытом моряков, охотно слушал их рассказы о флоте и сам рассказывал о тяжкой жизни тружеников портов Черноморья в годы царизма, о их революционной борьбе. Дни, проведенные с Горьким — человеком большого личного обаяния, навсегда остались в памяти моряков теплохода.
В 1938 году «Жан Жорес» был передан в состав Черноморского пароходства. Капитаном судна стал Ф. Ф, Пеньков. Вместе с «Курском», «Анатолием Серовым», «Полиной Осипенко», «Шахтером» и другими судами «Жан Жорес» успешно трудился на рудно-угольной линии, перевозил зерно, машины и другие важные народнохозяйственные грузы. Авангардом экипажа были коммунисты — старпом Г. Н. Лебедев, механик Н. Т. Морозов, мотористы В. П. Кривошеий, И. И, Кеонгели. Они сумели в короткий срок сплотить моряков теплохода в единый дружный коллектив. Ударно трудились матросы и мотористы К. М. Салабай, Н. Я- Кармельчук, Е. Г. Науменко, А. Д. Халиновский и другие. С первых же дней Великой Отечественной войны «Жан Жорес» включился в работу по обеспечению всем необходимым сражавшихся частей Красной Армии. Экипаж корабля возглавил капитан Г. Н. Лебедев. Помполитом был назначен Д. А. Кузнецов.
Несмотря на героическое сопротивление советских войск, гитлеровские дивизии продолжали, хотя и с большими потерями, продвигаться в глубь нашей территории. В связи с этим транспортный флот получил задание вывезти из портов Украины и Крыма около 400 тысяч тонн зерна. Наряду с «Ташкентом», «Востоком» и другими судами «Жан Жорес» успешно справился с этой задачей.
В сентябре 1941 года теплоход перевозил войска, боевую технику и продовольствие для защитников Одессы, в начале октября приступил к переброске частей Одесского оборонительного района в Крым. Отражая налеты фашистской авиации, моряки «Жана Жореса» самоотверженно вносили свой вклад в дело всенародной борьбы с гитлеровскими захватчиками.
«Жан Жорес» был в числе последних кораблей, покинувших непобежденную Одессу. Он вышел в море в ночь на 16 октября. Вместе с другими судами каравана теплоход отразил атаки немецких самолетов и благополучно доставил в Севастополь сотни советских воинов и тысячи тонн грузов.
В ноябре и декабре походы «Жана Жореса» к осажденному врагом Севастополю стали регулярными. Много боевых и трудовых подвигов совершил экипаж судна в эти месяцы. Так, например, смекалку и высокое мастерство проявили моряки при буксировке в Новороссийск из Крыма корпуса недостроенного боевого корабля. Бушевал шторм, волны швыряли теплоход «Жан Жорес» из стороны в сторону, несколько раз лопались стальные буксирные тросы, но моряки победили напор стихии и выполнили задание командования. В этом переходе отличились старпом О. П. Баканов, радист А. В. Ткаченко и другие моряки.
При осуществлении Керченско-Феодосийского десанта «Жан Жорес» был включен в первый отряд транспортов, шедших к крымским берегам. Под жестокой бомбежкой моряки высадили подразделения десантников, выгрузили оружие и боеприпасы. Отбиваясь от «юнкерсов», «Жан Жорес» ушел в Новороссийск.
В ночь на 3 января 1942 года «Жан Жорес» вместе с «Анатолием Серовым», «Зыряниным», «Ногиным» и «Шахтером» в охранении эсминцев «Бойкий» и «Шаумян», а также базового тральщика «Трал» вышли из Новороссийска, держа курс на Феодосию. На борту транспортов и боевых кораблей находилась техника и части войск 44-й армии. 4 января конвой подошел к Феодосии. Пользуясь ясной погодой, гитлеровцы подняли в воздух десятки самолетов. Фашистские летчики стремились всеми силами воздействовать на психику советских моряков, подавить их волю к сопротивлению. С большой высоты они сбрасывали обломки рельсов и двутавровых балок, которые, падая, производили страшный гул, переходили в пике с оглушительным ревом самолетных сирен, поливали корабли свинцовыми струями пулеметных очередей, градом сыпали зажигательные и фугасные бомбы.
Советские моряки встречали врагов заградительным огнем, но силы были слишком неравны. Вскоре ярким пламенем вспыхнул «Зырянин». Тяжелые бомбы разорвали в нескольких местах корпус теплохода «Ногин», и он лег на грунт у самого причала. А бой не утихал. Теперь основной целью гитлеровцев был «Жан Жорес». Им удалось вывести из строя подошедшую на помощь теплоходу зенитную батарею, но все попытки бомбардировать судно в упор оказались тщетными. Жестокая схватка продолжалась вплоть до сумерек. В наступившей темноте моряки окончили выгрузку, заделали пробоины в бортах, и «Жан Жорес» своим ходом ушел в Новороссийск. Там был произведен ускоренный ремонт, и 8 января под охраной тральщика «Геленджик» теплоход вновь вышел из Новороссийска к берегам Крыма.
К середине января положение наших войск в Восточном Крыму осложнилось. Дивизии 11-й гитлеровской армии прилагали отчаянные усилия, чтобы выбить их с занимаемых плацдармов. Попытки прорвать позиции советских воинов в районе Керченского полуострова были безрезультатными, и тогда гитлеровцы всеми силами навалились на наши десантные части, удерживавшие Феодосию. Феодосийский десант, ведя тяжелые кровопролитные бои, нуждался в немедленном подкреплении. Несколько тысяч бойцов и командиров, оружие, боеприпасы приняли на борт «Жан Жорес» и «Фабрициус», которые вышли из Новороссийска и Туапсе к Феодосии вечером 14 января.
Гитлеровцы к тому времени значительно усилили воздушную блокаду коммуникаций. Бомбардировщики и торпедоносцы подстерегали наши суда на подходах к Феодосии практически круглые сутки. Разгрузка в порту в дневное время стала уже невозможной. Обо всем этом знали моряки теплохода «Жан Жорес», ведя свое судно к порту назначения. Исхлестанное порывами штормового ветра море грозно грохотало, израненный в предыдущих боях «Жан Жорес» плохо слушался руля, поэтому он достиг Феодосии лишь к 20 часам 15 января. Крепчал мороз, над морем подымалась густая пелена испарений, видимость была очень плохой. В порту— никаких огней. Единственным ориентиром оставался продолжавший гореть в глубине бухты полузатопленный «Зырянин». Временами по небу молниями пробегали зарницы: это главные калибры боевых кораблей Черноморского флота били по вражеским позициям.
Капитан Лебедев что называется на ощупь подвел теплоход к причалу. Экипаж немедленно приступил к разгрузке. До 5.00 удалось переправить на берег почти всех бойцов, 7 орудий, 6 бензобаков, 3 спецмашины, 4 грузовика с продовольствием и принять на борт партию раненых. Затем выгрузка была прервана, и «Жан Жорес», сопровождаемый тральщиком «Геленджик», вышел в море, имитируя уход в Новороссийск. После полудня теплоход лег на контркурс и снова направился к Феодосии, рассчитывая подойти к берегу в 21 час. Судну часто приходилось стопорить ход и продвигаться вперед толчками.
В кромешной тьме «Жан Жорес» не смог выйти точно на створ портового маяка и подошел почти вплотную к берегу несколько правее. И когда теплоход разворачивался для нового захода, прогремел взрыв: «Жан Жорес» наткнулся на выставленную гитлеровцами магнитную мину. От взрыва несколько моряков было убито и ранено, запылали сложенные в трюме № 3 ящики с боеприпасами, еще немного — и судно взлетело бы на воздух, однако хлынувшая через пробоину вода погасила пожар.
В течение нескольких минут внутрь теплохода ворвались сотни тонн воды. Сильно накренившись на правый борт, «Жан Жорес» осел кормой на грунт. Носовая часть его пока оставалась на плаву. В эти опасные минуты экипаж проявил стойкость и спокойствие. Капитан Г. Н. Лебедев, помполит Д. А. Кузнецов, раненый парторг судна Б. В. Погребничко, комсорг К. М. Салабай и другие коммунисты своим хладнокровием и уверенными действиями поддерживали организованную работу команды. Хотя шлюпочное устройство было разбито взрывом и шлюпки спустить не удалось, моряки быстро подготовились к эвакуации судна. Сначала на подошедший катер «Кабардинец» были переправлены раненые, оставшиеся на борту десантники и часть команды. Затем подошел тральщик «Геленджик». На него погрузили снятые с теплохода навигационные приборы, затем перебрались остальные 17 человек команды. Обследовав судно и убедившись, что все моряки и десантники эвакуированы, последними покинули судно старпом, помполит и капитан.
Так окончился короткий, но славный боевой путь теплохода «Жан Жорес». Моряки, плававшие на нем, впоследствии доблестно сражались и трудились на других судах Черноморского транспортного флота.
#13
Отправлено 01 Август 2011 - 20:19
Crewmen of the seized Soviet ship VLADIMIR MAYAKOVSKY, March 1940.
BLOCKADE RUNNER. The captured Soviet VLADIMIR MAYAKOVSKY, March 20, 1940.
Crew from HMS KANIMBLA rig a tow on captured Soviet V.MAYAKOVSKY, March 1940.
HMS KANIMBLA takes blockade runner MAYAKOVSKY under tow.
HMS KANIMBLA tows arrested Soviet MAYAKOVSKY, March 1940.
March 20, 1940 - HMS KANIMBLA re-fuelling captured Soviet VLADIMIR MAYAKOVSKY.
Soviet blockade runner VLADIMIR MAYAKOVSKY from KANIMBLA,1940.
The hammer and the sickle of VLADIMIR MAYAKOVSKY Mar 19,1940.
#16
Отправлено 02 Август 2012 - 05:34
Уважаемый Игорь, извините не знаю как по отчеству.Могу. Чертежи из книги. Мне для компьютерного моделирования хватило. На выходные скину.
Пишет Тихомиров Александр Иванович. Занимаюсь судомоделированием модлей копий. Я не крутой моделист. Всю жизнь собирался этим делом заниматься, но как то не сложилось. Такая возможность появилась только в последнее время. Делаю модели из жести. Делаю по чертежам, что накопил за время работы на судах, где эти чертежи и брал. В основном это "Чертеж Общего Расположения" или "General Arrangement". Очень нравятся суда времен 1920-1950 годов постройки. В настоящий момент у меня в производстве пх "Ряжск". Это судно на котором я работал в свое время 3-м и 2-м пом. капитана в Сахалинском МП. Судно типа Хасан. У меня есть чертеж этого судна но очень старый, если учесть его год постройки. Судно давно списано. Есть у меня также чертежи и других судов на которых я в свое время работал, это буксир паровик Свободный, пх "Бошняково" типа Шкипер Гек, тх типа Мирный, типа Березиналес, типа Крымск, типа Сибирьлес. Все это чертежи не для моделирования. Это рабочие чертежи непосредственно с судов, но при желании их можно использовать и для моделирования. Меня заинтересовал пх Челюскин и, как я понял, у Вас имеется чертежи этого судна или типа этого судна. Если у Вас есть такая возможность то можно было бы обменяться копиями этих чертежей, я имею в виду с моими чертежами, если они Вас заинтересуют. В настоящий момент я в очередном контракте в Сингапурской компании EMAS. Контракт два месяца через два. Я только сегодня заехал на свое судно и не всегда могу присутствовать на связи, поскольку когда судно в рейсе, то частной связи по иннету нет. Только по заходу в порт. Извините, если что не так или нет никакой возможности ответить.
С Уважением,
Капитан AHTS "Lewek Swift" А. И. Тихомиров
#17
Отправлено 02 Август 2012 - 08:29
К сожалению, чертежей парохода "Челюскин" у меня нет.
Речь шла о теплоходе "Челюскинец". Это известная путаница с именами, о которой еще писал В.В. Конецкий, который и сам служил некоторое время на этом судне. Я собираю материалы по т/х "Жан Жорес". Суда этого типа были построены двумя сериями: 1-й, в которую входили - "Макс Гельц", "Жан Жорес", "Фридрих Энгельс", "Маяковский" и 2-й: "КИМ", "Комсомол", "Литвинов", "Челюскинец". Обе серии довольно сильно друг от друга отличаются. Увы, везде для примера приводят чертеж т/х "КИМ". Он есть у меня из старой книги, а нужен, как Вы пишите, чертеж общего расположения т/х первой серии. Вряд ли его можно найти, кроме как в архивах ЦКБ "Балтсудопроект", который является "наследником" ЦБМС, разработавшего проект этих судов. Но у меня выхода на них нет.
С уважением, Игорь Владиславович
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных