Мангазея, существовавшая с 1601 по 1672, была ключевым пунктом освоения Сибири. В те времена поморы Северным морским путем ходили из Двины, Кулоя и Мезени через Печорское устье, затем волоком через Ямал с Мутной (Мордыяха) на Зеленую (Сеяха) в Обскую губу, и вверх по Оби в Обдорск (Салехард), или вверх по Тазу в Мангазею. Это был центр богатого пушниной края, восточнее лежали реки с золотыми россыпями, так что Мангазею часто называли "Златокипящей" - один рейс в Мангазею, продолжавшийся как правило два года, мог обеспечить какого-нибудь великоустюгского купца на всю жизнь.
Мангазейский острог стоял на высоком берегу Таза, при впадении в него маленькой речушки Мангазейки. Он имел деревянные стены, приказную избу, несколько храмов. Мангазея несколько раз горела, но быстро отстраивалась заново. Однако во второй половине XVII века появления в Белом море английских кораблей, начавших практически бесконтрольную меновую торговлю с поморами, настолько раздосадовало московского царя, что он под страхом смерти запретил ходить кому либо северным путем в Печору, Обь и Енисей.
Древний путь опустел, и связанная с ним Мангазея потеряла свое былое значение. В это же время активно развивались пути через Средний и Северный Урал. В 1672 г. мангазейский гарнизон был переведен на Енисей, в Новую Мангазею (ныне Туруханск). Город быстро опустел и был заброшен. Ненцы и селькупы долгое время считали это место черным, мертвым. Они назвали его "Тахаравыхард" - разломанный город. Далеко стороной объезжали старые развалины их оленные
упряжки...
Сейчас на месте Мангазеи - городище, где 40 лет назад производились раскопки. Чудом сохранившееся последнее строение - церковь (возможно часовню) Василия Мангазейского в начале 1960-х годов разобрали, и перевезли в Сидоровск (полумертвый ныне поселок в 6 км. выше по реке).
Кроме того, маршрут на Мангазею пролегает мимо второго интересного объекта. Сталинская "полярная магистраль" Салехард-Игарка делилась на два управления - 501 от Салехарда до Уренгоя, и 503 от Уренгоя до Игарки.
Участок 501 стройки сейчас или восстановлен, или представляет собой насыпь с редкими рельсами и чудом сохранившимися семафорами. Но вот 503 стройка, за счет своей удаленности от цивилизации, сохранилась гораздо лучше. Лежит путь от урочища Сидельниково на берегу Таза на восток, а самое главное, в бывшем депо Долгое, в глухой тайге, стоят сохранившие паровозы и остатки вагонов. Долгое находится на пути к Мангазее, и обязательно должно быть посещено.
за ходом экспедиции следил Ваш покорный слуга, вот сообщения из Сибири: http://www.geocachin...ad.php?12,65513
Сейчас ребята уже возвращаются, и по просьбе Саши я открываю тему и в этом форуме, у него для любителей флота едет много сибирских фотографий! Ожидайте а пока знакомьтесь с древней Мангазеей и готовьте вопросы для ее участников