Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Судоходство на Волге выше Твери (Селигер, Вышневолоцкая водная система)
#142
Отправлено 09 Январь 2012 - 15:02
DSC05406.JPG 598,61К 17 Количество загрузок: DSC05415.JPG 739,52К 17 Количество загрузок:
#143
Отправлено 09 Январь 2012 - 15:04
#146
Отправлено 13 Январь 2012 - 14:30
Пассажирские перевозки осуществляет МО Брянск (по расписанию)
А расписание не подскажете? Был бы признателен.
К сожалению, само расписание не видел - просто спрашивал у людей.
Уверен, расписание сейчас другое. Я видел два рейса - интервал порядка 2-х часов. Отправление не от Чайкиного берега, а от понтона в основании острова Кличен.
Сюда людей подвозит городской автобус или подъезжают на такси. От Чайкиного можно пройти до конца асфальтированного шоссе - того, что идет по дамбе мимо Житинного монастыря.
#147
Отправлено 13 Январь 2012 - 14:41
Пассажирские перевозки осуществляет МО Брянск (по расписанию)
А расписание не подскажете? Был бы признателен.
К сожалению, само расписание не видел - просто спрашивал у людей.
Уверен, расписание сейчас другое. Я видел два рейса - интервал порядка 2-х часов. Отправление не от Чайкиного берега, а от понтона в основании острова Кличен.
Сюда людей подвозит городской автобус или подъезжают на такси. От Чайкиного можно пройти до конца асфальтированного шоссе - того, что идет по дамбе мимо Житинного монастыря.
А расписание не подскажете? Был бы признателен.
Снимал осенью 2010,может и не изменилось.
Спасибо за информацию!
Попробую, если получится, завтра съездить.
#149
Отправлено 11 Июль 2012 - 11:53
Интерес стимулировала книжка ленинградского писателя Юрия Помозова «Течет Волга». Издана где то в 1967 году, мне в руки попала через букинистический в 70-х. Книга состоит из очерков, рассказов о Верхней Волге, причем акцент как раз по верховьям. По времени – конец 50-х, начало 60-х 20 го века. Получается, что граница серьезного судоходства по Волге – это Старица.
Давно мечтал попасть туда, а удалось с экскурсией только в мае (8-го числа) этого года. Но сейчас в Старице не ходят даже моторки – так что будем восстанавливать прошлое по источникам.
Сначала приведу сведения из справочника пассажира речного флота за 1961 год.
Справочник.jpg 244,8К 51 Количество загрузок:
Речь идет о существовании трех пассажирских линий. Ключевые слова там «в полноводный период навигации» - это связано с пусками воды на Верхневолжском Бейшлоте. Относится это в большей степени к Зубцову, но и Старица – Калинин тоже – река естественная, вниз пароход идет в два раза быстрее. Калинин – Калязин уже не зависит от Бейшлота.
Мне легче пройти по книжке Помозова – цитировать то что касается судоходства и постараться прокомментировать и проиллюстрировать это.
Начнем с Селижарова – здесь описывается путешествие на плоту (гонки). Местные жители издревле жили в основном за счет лесного и рыбного промыслов. Но описываются близкие к нам времена - и все еще сплавляли самосплавом лес.
Помозов-00.jpg 369,54К 70 Количество загрузок:
ну, насчет Тихвинки ничего не знаю, но ключевое, что гонят плоты до Старицы. До строительства плотин на Волге, наверное гоняли прямо до Твери.
Но вот старое фото Прокудина-Горского
Старица Общий вид с Волгой 11236.jpg 157,26К 73 Количество загрузок:
такие же гонки зачалены в Старице напротив монастыря (даже набережная вымощена). Ясно, что в советское время до Калинина самосплавом не дойти - значит где то был сплоточный рейд - может в Старице?
Еще цитата из книги Помозова - это уже про старину - рассказывает старый гонщик
Помозов001.jpg 345,08К 68 Количество загрузок:
ключевые слова из Рыбинска до Селижарова и Осташкова (но это по высокой воде).
Этот рассказ можно проиллюстрировать фотографией 1903 года
28.jpg 210,9К 47 Количество загрузок:
(эти фотографии и превосходного качества взяты отсюда http://andcvet.narod...lga/01/sam.html )
там сказано, что снимок сделан вблизи Хотошино, но эта деревня выше Бейшлота - будем считать, где то около Селижарово.
#150
Отправлено 11 Июль 2012 - 13:16
Помозов-0.jpg 192,52К 23 Количество загрузок:
Помозов-1.jpg 260,12К 40 Количество загрузок:
Паром - самолет в начале 60-х, казалось бы это такая древность.
У Помозова описывается примерно такой паром – лодка. (Снимок сделан в Селижарово в начеле 20-го века)
35.jpg 214,87К 62 Количество загрузок:
Значит проволока (катанка), штанга+ролик, (существенно, что проволока проходит не через нос лодки), дальше потесь - руль (наверно переносится с борта на борт в зависимости от направления движения)
Общий вид переправы в Селижарово
69.jpg 193,25К 49 Количество загрузок:
на таком же принципе более крупный паром для транспорта
на заднем плане Троицкий монастырь ныне разрушенный (сохранились только руины церкви с куполом - справа).
Но вот если сравнить недавно поставленную возле церкви Петра и Павла новою колокольню.... за образец взята бывшая монастырская (слева на старом снимке)
DSC05000.JPG 630,55К 52 Количество загрузок:
Так вот насчет паромов-самолетов - там где река становится шире паромы, использующие энергию течения были другими (якорь посреди реки, канат, мачта, управляющая потесь).
Вот, например в Кимрах,
128.jpg 205,9К 45 Количество загрузок:
Я думаю в начале прошлого века такие паромы работали до Рыбинска (в Рыбинске уже пароходная переправа).
Такое самоходное движение с очень приличной скоростью наверное производило впечатление на крестьян.
Думаю, что известное общество "Самолет" названо именно в связи с паромом. Первая линия которую открыло общество в 1853 году была Тверь - Рыбинск как раз в этих местах.
#151
Отправлено 11 Июль 2012 - 13:54
На катере от Зубцова до Старицы
Помозов-2.jpg 240,09К 51 Количество загрузок:
видно, что это сообщение сильно зависит от сброса воды - ненадежно. Обстановка сугубо временная.
катер был наверное примерно такой (спасибо всем, кто сохраняет нам фотостарину)
105_lo.jpg 151,31К 69 Количество загрузок:
Далее автор подходит к Старице
Помозов-4.jpg 627,8К 55 Количество загрузок:
Ключевое тут - судоходная обстановка появилась за деревней Родня (наверное выше "Старицких щек" солидные суда не поднимались) и
пароходы, дымы, гудки. Описание старицкого карьера похоже на картину, которую я наблюдал около Касимова. Только старицкий карьер до конца 60-х не дожил.
#152
Отправлено 11 Июль 2012 - 14:35
Но какие это пароходы, я же там в то время не был. По всей видимости это колесные паровые буксиры.
Вероятно это один из них
Image.jpg 893,25К 60 Количество загрузок:
пароход Иван Коробов - я снял его в начале 70-х на Москва-реке выше Бронниц, но раньше он ходил по Верхней Волге и часто заходил на канал. И многие годы вот эта белая рубка была его отличительной особенностью. Еще я видел два парохода такого типа - Горки - несколько раз видел как он приводил караван со стороны Калинина (правда капитан жил в Большой Волге - его встречал там внучек) и пароход Маяковский - последний раз его видел в Дубне в качестве брандвахты.
Еще, конечно, могли заходить небольшие пароходы канала Москвы. Вот такие
4374af5feddc.jpg 188,93К 61 Количество загрузок:
на этом отличном снимке слева направо пароходы Мария Виноградова, Паша Ангелина, Радист Кренкель на Пермском заводе (в то время о котором пишет Помозов они назывались Коприно, Нерль, Осташков, соответственно). В постройке у них был белый (может светложелтый) цвет. А в конце 50-х
Коприно-a.jpg 475,27К 55 Количество загрузок:
темнокоричнивый, труба черная с малиновой каймой.
Позже желтый с трубой такого же цвета
733_bezborodovo.jpg 77К 33 Количество загрузок:
Безбородово б. Дуся Виноградова. Всего их было 8 пароходов. Раз видел, как такой пароход тащил плот к Б. Волге со стороны Калинина (обычно плоты в то время шли снизу).
Вот что могло в то время обслуживать старицкий карьер (с очень большой вероятностью) - если у кого есть точные сведения - буду примного благодарен.
#153
Отправлено 11 Июль 2012 - 14:49
Взгляд на Волгу с высокого левого берега вниз
фотография Прокудина-Горского
Старица Вид на Волгу с городища у Старицы.jpg 121,2К 55 Количество загрузок:
я снял вид с той же точки 8 мая нынешнего года
DSC07045.JPG 578,34К 67 Количество загрузок:
ничего не изменилось (ну вода весенняя конечно).
Вот мысленно сюда можно вписывать колесные пароходы (буксиры и один пассажирский)
Нельзя обойтись без фотки Старицкого Успенского мужского монастыря.
DSC07043.JPG 651,85К 47 Количество загрузок:
#154
Отправлено 11 Июль 2012 - 15:03
DSC07062.JPG 523,94К 22 Количество загрузок:
Сделали отлично - конфетка. Благодаря "Фонду возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря" - председатель фонда Виктор Христенко (для меня неожиданно). Правда, при всем благолепии пока в монастыре только 5 монахов.
Вызывает интерес мост шоссе Тверь - Ржев.
Вид с горы
DSC07044.JPG 656,09К 36 Количество загрузок:
вид от реки
DSC07064.JPG 601,13К 34 Количество загрузок:
под этим мостом пройдет любое судно - на последнем снимке виден квадрат (смещенный от центра арки) с другой стороны симметрично стоит ромб. Нет сомнения - это единственные свидетельства бывшего тут судоходства.
#155
Отправлено 11 Июль 2012 - 15:16
Известно, что на этой линии ходил пароход Шевченко (у Помозова он называется Тарас Шевченко) вот довольно известная фотография этого парохода
shevchenko.jpg 41,19К 53 Количество загрузок:
Кстати я его видел...в Москве - он приходил на ремонт и довольно долго стоял у причала Лужники. В краеведческом музее Старицы есть фото этого парохода на Волге в Старице. Поговорил со смотрительницей музея на эту тему... и неожиданно она сказала, что был еще пароход, который ходил к ним "Пионер".
Вот об этом судне я даже ничего не слышал ранее. С другой стороны был же резервный вариант.
Ну, и вот чудное утро 8 мая...мы подходим к вокзалу в Твери.
DSC06979.JPG 422,92К 51 Количество загрузок:
Левая москвушка "Лиза Чайкина" пожалуй единственная (кроме судна 331 проекта), которая совершила рейс до Селигера и обратно. Правда туда она прошла в начале 70-х, а обратно в конце 90-х.
#156
Отправлено 12 Июль 2012 - 10:18
Линия Калинин - Калязин обслуживалась в те времена двумя пароходами Селигер и Чернышевский. Вот их то я видел много раз, когда проводил лето 1960-го года в Ново-Окатово. К счастью в архиве Мостурфлота нашлась фотография Селигера
102725614.jpg 188,89К 40 Количество загрузок:
это полуторапалубник - каюты внизу, на корме тент, носовая часть открыта. В тот год я пару раз плавал до Калязина на Чернышевском, а вот фотки нет.
В общем Чернышевский несколько отличался от Селигера и близок вот к этому (это не Чернышевский и не МРП)
_____________.jpg 38,13К 46 Количество загрузок:
только помнится рубка была приподнята и не помню что б было возвышение перед носовой площадкой.
Представьте себе - лето, июль, сидишь на носовой открытой площадке (там были расставлены столы), скорость не более 15 км/час, медленно проплывают берега Волги. За столиками мужики пьют пиво (вроде бутылочное), чистят вяленую рыбу. Кстати запах этой рыбы, смешанный с запахом дыма специфический аромат этих пароходов. Да, а пиво тогда так просто не купишь (вывеска "пива нет" стандарт тогдашних буфетов). А потребляли то не меньше чем сейчас. Помню в Ново-Окатово в тот год уйма людей отдыхала, так вот к прибытию парохода собиралась большая толпа - и пароход только подходит - до борта метра полтора, а народ уже прыгает....и в буфет. Стоянка недолгая.... и обратная картина - пароход отдал чалки, отходит, а народ все прыгает на дебаркадер уже с бутылками.
Юрий Помозов в своей книжке устами некоего персонажа (старого краеведа) заявлял, что раньше этот пароход (отходящий из Калинина вниз) назывался Наяда и принадлежал обществу Самолет. Вообще то все суда верхнего плеса наверное перешли в Московское пароходство. Вот тут Помозов приводит выписку из архива
Помозов-6.jpg 401,2К 32 Количество загрузок:
но, возможно это авторский вымысел, ведь Наяда один из старейших пароходов - построен в начале 50-х 19 века. Еще говорили, что Чернышевский - бывший туер. Но это маловероятно, хотя я даже фоток верхневолжских туеров не видел.
Вы подумаете какая это старина, как давно это было, но ведь к 60-му году уже летали спутники, современная реактивная авиация. И на реке уже и 588-е суда были и ОТ-800 и типа Зеленодольск - просто была ниша (местные перевозки) для старых паровых колесников.
Однако, я впервые был на этом отрезке Волги только в этом году. Очень понравилась речная часть подпертой Волги, когда кругом луга, а вода еще не растеклась из русла.
DSC07083.JPG 426,52К 27 Количество загрузок:
DSC07094.JPG 727,59К 18 Количество загрузок:
#157
Отправлено 12 Июль 2012 - 10:23
Инетересно если арендовать теплоход Москва в Твери и пойти вверх, насколько далеко км можно дойти.
Просто в ходе какого-нибудь КВД можно заранее было бы организовать теплоходную прогулку в верховья.
#158
Отправлено 12 Июль 2012 - 10:49
Вот "местные" на нас среагировали.
DSC07112.JPG 327,89К 55 Количество загрузок:
кстати, это не вертолет, а автожир - впервые его вижу не на салоне. Тут прямо в пойме частный аэродром - видел там даже реактивные Л-29.
Ну, а в 60-м до Калинина кроме этой пассажирской линии уже ходили туристические и грузовые теплоходы (песок в Москву еще не возили), а вот нефтебаза работала и ходили вот такие волготанкеровские составы
Сухуми-a.jpg 848,01К 60 Количество загрузок:
Пароход Сухуми (732-й проект, Венгрия, Обуда, постройка 1955 года). Этот снимок я сделал в 70-е, ниже Углича, но идет он в Калининю
А впервые я увидел именно его в Ново-Окатове и тогда он тоже ходил в Калинин - новенький (всего 5 лет), современник 749 и 758 проектов.
Очень красиво покрашен: сероголубые фальшборта, черные борта, красный низ, белые надстройки, серебряная труба с двумя красными волготанкеровскими колечками. Кстати, фальшборта по всей длине, не у каждого парохода 732-го проекта, но придают пароходу почти пассажирский вид.
Впервые увидел Оршанский монастырь. Собор был кагда то пятиглавым, но с одноглавием мне кажется лучше выглядит - лаконично
DSC07085.JPG 586,48К 44 Количество загрузок:
#159
Отправлено 12 Июль 2012 - 11:02
DSC07105.JPG 564,34К 16 Количество загрузок:
DSC07107.JPG 518,35К 19 Количество загрузок:
единственная церковь сохранившаяся со времен независимого Тверского княжества (правда с тех времен сохранился только куб собора)
Тут мои предки держали оборону от ненасытных московских князей.
Приятно удивил вид на Свердлово (это была вторая остановка на линии Калинин - Калязин)
DSC07124.JPG 634,77К 13 Количество загрузок:
возвышается крестовоздвиженская церковь (1800 г,), ниже современный отель "Дафна".
#160
Отправлено 12 Июль 2012 - 11:12
DSC07126.JPG 578,36К 14 Количество загрузок:
ну дальше Конаково - ныне вотчина М. Архипова, а чуть ниже урочище Корчево.
Где то в этих местах родился мой дед Алексей (умер до войны - я его не знал)
Паспорт.jpg 623,94К 16 Количество загрузок:
деревня Ужищево есть в списке Тверской губернии, а где именно была не знаю.
Может и затопило (как нам сообщали) - ведь там затоплено около 200 деревень.
Да, вот некоторое время назад беседовал я в Кимрах в музее с тамошними старушками - интересовался городом Корчева.
Оказалось, произношу я неправильно - через "е", да с ударением на последнем слоге, а по мнению старушек (они же местные) нужно через "ё", да еще с ударением на это "ё" - КорчЁва.
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных