«АЛЕКСАНДР ПУШКИН» ПОКОРЯЕТ АТЛАНТИКУ
Вадим Басевич
В сокращении.
… Не знал покоя и весь экипаж судна. Ежедневно проводились занятия. Моряки настойчиво изучали иностранные языки. Каютные номерные и официантки совершенствовали свое мастерство в области обслуживания пассажиров Атлантики. Шили формы. Переделывали помещения с учетом опыта конкурентов. Вскоре финансисты министерства с ужасом узнали о том, что на теплоходе "Александр Пушкин" заменена вся мебель в первом классе, появился новый, отсутствовавший в техническом проекте судна, спортивный зал со всем оборудованием и многое, многое другое.
Печатники судовой типографии работали над изданием океанского журнала "Современник" (великий русский поэт, имя которого стоит на борту судна, больше ста лет назад издавал журнал с таким названием). Одна из страниц "Современника" начиналась портретом Александра Пушкина и рассказом о нем. Под ним крупными буквами было набрано: "Расписание движения теплохода "Александр Пушкин". Впоследствии все морские издания — журналы и программы дней — пользовались большим успехом у пассажиров. По окончании рейса они обычно брали их с собой в качестве сувениров.
В марте на "Александре Пушкине" побывал министр. Он внимательно осмотрел теплоход, побеседовал с экипажем, и когда, обслуживающий персонал обратился к нему с просьбой об успокоителях качки, с шуткой ответил: "Чтобы вас не укачивало, надо будет их установить..." Примерно через год в Копенгагене специалисты фирмы "Бурмейстер и Вайн" претворили это в действительность. Если раньше амплитуда колебания теплохода в шторм доходила до тридцати градусов, то теперь с установкой стабилизаторов английской фирмы "Денни Браун" она уменьшилась в десять раз. Тотчас же в иностранных газетах появились об этом рекламные объявления, которые не остались незамеченными потенциальными пассажирами.
Тем временем работали и над "мелочами". Заканчивалось изготовление программ дней и меню, выполненных по мотивам поэм и рассказов Александра Сергеевича Пушкина: на лицевой стороне красовались многокрасочные картины, на оборотной — выдержки из одноименных произведений великого поэта на русском и английском языках. Потом они пользовались большой популярностью и служили прекрасными сувенирами.
Министерство связи выпустило специальный конверт и две почтовые марки достоинством в 12 и 16 копеек. На одной из них на фоне сетки земного шара изображен теплоход "Александр Пушкин" в море. Марку венчает надпись: «Ленинград— Монреаль". Вторая посвящена открытию линии. На ней — светлый силуэт судна, расположенного между двумя конечными портами — Ленинградом и Монреалем, отмеченными кружочками с изображением видов этих городов.
Был подготовлен штемпель для гашения знаков почтовой оплаты. Первое специальное почтовое гашение на нашем морском лайнере явилось знаменательным событием для многих филателистов.
Настал день выхода в первый рейс — 13 апреля 1966 г. Ровно в назначенное время, приняв пассажиров, среди которых большинство составляли приглашенные журналисты, "Александр Пушкин" стал медленно отходить от причала.
"Мы не намерены уступать пассажиров даже такой солидной фирме, как "Кунард Уайтстар", — заявил журналистам Анатолий Васильев, начальник пароходства, перед отплытием "Александра Пушкина" из Ленинграда, "700-местное советское судно по своим мореходным качествам и комфортабельности не уступит иностранным судам, пересекающим Атлантику, — подчеркнул он. — Вместе_ с тем, пассажиры найдут здесь нечто своеобразное и заманчивое — русский стиль».
Покинув Ленинградский порт, "Александр Пушкин" оказался в весьма сложной навигационной обстановке, попав в плотные льды, необычные для этого времени года на Балтике. Ледоколы "Киев" и "Капитан Воронин" днем и ночью пробивали теплоходу дорогу вперед.
Как рассказали авторам члены экипажа, один из гостей, солидный американец, сказал, что при покупке марок с изображением теплохода "Александр Пушкин", стремительно режущего волны, и при взгляде из окна на тяжелые ледяные поля, преодолеваемые мощным корпусом судна, его, корреспондента, осенила мысль написать свою первую статью о плавании на новом советском лайнере и начать ее примерно так:
"Великому поэту Александру Пушкину принадлежит крылатая фраза о Петре Первом, который "прорубил окно в Европу". И вот сейчас, много десятилетий спустя, прорубает через льды новое окно современный советский теплоход, носящий имя поэта!.."
Одна канадская газета высказалась так: если Петр Великий прорубил окно в Европу, то "Александр Пушкин" собирается прорубить окно в западное полушарие.
15 апреля теплоход "Александр Пушкин" прибыл в Хельсинкский порт с девятичасовым опозданием: его задержали льды, сковавшие Финский залив.
"Мы очень торопились в дружественную Финляндию, но стихия объявила нам "холодную войну", и мы опоздали", — объяснял капитан Арам Оганов финским и иностранным журналистам, собравшимся в салоне теплохода на пресс-конференции.
После отправления из Хельсинки теплоход как-то необычно быстро преодолел расстояние до Копенгагена, где его также с нетерпением ожидали. Опять приветствия, дружеские рукопожатия, благодарности и — в путь...
Северное море встретило судно туманом. В Тилбери, близ Лондона, "Александра Пушкина" приняли как старого доброго знакомого, но ввиду особой миссии корабля интерес к нему был совершенно необычен. Многие в нем видели большое будущее советского пассажирского флота, и в этом, конечно, была правда.
26 апреля впервые советское пассажирское судно достигло берегов Канады. Все, кто был на мостике, почувствовали себя "колумбами", когда слева по борту возникли туманные очертания материка.
87 журналистов, туристы, бизнесмены могли считать себя первооткрывателями трансатлантической пассажирской линии, соединившей берега Невы и залив Святого Лаврентия. Погожие дни путешественники проводили на палубе, наслаждаясь весенним солнцем, веселой игрой дельфинов. В ненастье, когда волнение океана достигало 7-8 баллов, интернациональная "колония" собиралась в одном из салонов, где тотчас же начинались импровизированные концерты, танцы под джаз; иные в ресторане отдавали дань русским блинам, кавказскому шашлыку или узбекскому плову.
"За несколько дней плавания я узнала о России больше, чем за всю жизнь", — заявила корреспонденту ТАСС 22-летняя финка Майла Невалайнен. На судне она прочитала книгу о России, увидела советские фильмы последних лет, научилась говорить по-русски "здравствуйте". Русские песни показались ей столь же прекрасными, как и песни ее родины.
Журналисты провозгласили Майлу самой красивой девушкой лайнера. На память об этом ей был вручен приз — большая деревянная кукла-матрешка.
Всеобщее внимание привлекла к себе американская студентка мисс Голдин, которая на судовом балу-карнавале за костюм "А. Пушкин в юношеские годы" получила первую премию — большой самовар.
Два молодых араба, проехавшие на велосипедах 22 страны, воспользовались советским судном, чтобы попасть в Америку и продолжить турне вокруг света. "Это путешествие оставило у нас неизгладимые впечатления", — сказал один из них.
Приветливость и предупредительность экипажа лайнера — от капитана до стюардесс — покорили участников рейса. Корреспондент канадского телевидения Берт Марш записал в судовом журнале: "Эти люди за несколько дней сделали очень много для сближения наших народов".
Переход от Ленинграда через Атлантику к берегам Канады занял менее двух недель. Капитан "Александра Пушкина" был принят мэром города Квебек, который вручил пушкинцам памятный подарок.
На борту лайнера состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие свыше 100 представителеи прессы, радио и телевидения. Проведен прием представителей фирм, местных властей, высокопоставленных лиц.
Солнечным утром 27 апреля крупнейший порт Канады Монреаль встретил "Александра Пушкина" великолепным морским фейерверком и приветственными гудками стоящих у причала судов. Над теплоходом кружили вертолеты. Гремела музыка. Местные радиостанции посылали в эфир приветствия российскому лайнеру. Несмотря на ранний час, многие жители города пришли в порт, чтобы полюбоваться красавцем-кораблем. Интерес к нему был небывалый.
Одним из первых поднялся на борт "Александра Пушкина" федеральный министр Джон Тернер. От имени правительства Канады он поздравил капитана и команду с успешным завершением рейса.
Начальник монреальского порта Бодэ, осмотрев лайнер, назвал его "современным элегантным судном". Суда под советским флагом стали частыми гостями в канадских портах, сказал он. Русские моряки издавна пользуются славой опытных навигаторов. Мы смогли лишний раз убедиться в этом минувшей зимой (в ночь на 1 января 1956 года — прим. В. Б.), когда корабль Мурманского пароходства "Индигирка" в соперничестве с датским судном "Тора Дан" впервые завоевал награду Монреаля — "Золотую трость", которую, по традиции, власти города вручают первому океанскому судну, прибывшему в Монреальский порт сквозь льды залива Святого Лаврентия.
29 апреля на борту "Александра Пушкина" состоялось торжественное подписание договора об участии СССР во Всемирной выставке 1967 года в Монреале. Подписали договор Генеральный директор ЭКСПО-67 Пьер Дюпюи вместе с советским послом И.Ф.Шпедько Пьер Дюпюи вручил вымпел капитану невского лайнера, который ровно через год доставил на выставку туристов из СССР и стран Европы.
Все время пребывания "Александра Пушкина" в Квебеке и Монреале он постоянно привлекал внимание канадцев. О нем говорили, им восхищались, высоко оценивали предупредительность, гостеприимство и радушие пушкинцев, обращались к произведениям великого русского поэта.
С борта теплохода телевизионные компании провели передачи для Канады и США. Такой чести редко удостаивались иностранные пассажирские суда, посещавшие порты Канады.
30 апреля "Александр Пушкин" покинул гостеприимный Монреаль, взяв курс к берегам Родины.
Вероятно, самый большой интерес вызвал у канадской публики "Александр Пушкин" в третьем рейсе, когда капитан Оганов объявил "День открытых дверей" для канадцев. В 2 часа пополудни около 10 тысяч человек устремились на судно, в то же время, как сообщали газеты, еще свыше 15 тысяч должны были повернуть назад.
Эта сцена не имела прецедента в морской истории Монреаля.
Уже в навигацию 1970 года "Александр Пушкин" совершил из Канады, помимо пяти регулярных рейсов до Ленинграда, пять круизных рейсов на Бермудские острова. Не случайно, в канадской газете "Торонто Дейли Стар" от 21 февраля 1970 года сказано, что "одно из наиболее интенсивных расписаний из порта Монреаль расписание, поддерживаемое советским пассажирским лайнером "Александр Пушкин" и далее "... Квебек настолько благодарен советскому судну, поддерживающему круизный бизнес Канады, что планирует специально отмечать каждый отход лайнера..."
Успех советского лайнера привлек внимание деловых кругов различных стран, откуда стали поступать предложения на фрахтование, и Балтийское морское пароходство заключило первый контракт, предусматривающий выполнение теплоходом "Александр Пушкин" в несезонный период трех последовательных рейсов из Копенгагена к берегам Южной Америки.
Выход теплохода "Александр Пушкин" в плавание в декабре явился событием для всего пассажирского флота советской Балтики.
...Впервые судно Балтийского морского пароходства отправлялось в большое туристское океанское плавание. А для теплохода "Александр Пушкин" это был к тому же и первый зимний рейс.
В столице Дании Копенгагене теплоход принял туристов и в декабре вышел из Северного моря на просторы Атлантики.
На острове Тринидад в Порт-оф-Спейн во все три прихода судно встречал и провожал оркестр "Силверс Старс" ("Серебряные звезды"), который в знак признательности и уважения исполнял национальные музыкальные произведения, а также песни советских композиторов.
Обычно сонный Сент-Джорджес-Таун, второй по величине город и порт Бермуд, был возбужден, когда ошвартовался "Александр Пушкин" с иностранными туристами. Он был первым советским пассажирским кораблем, посетившим этот порт. Жители толпились у причала, с огромным интересом наблюдая за швартовкой лайнера.
С наступлением весны "Александр Пушкин" начал совершать рейсы в Монреаль с заходом в порты ФРГ.
17 апреля 1967 г. празднично украшенный теплоход впервые ошвартовался у набережной порта Бремерхафен. Это вызвало большой интерес в деловых и портовых кругах ФРГ. Знатные горожане Бремена и Бремерхафена и многие высокие гости из других городов прибыли на прием, состоявшийся на борту "Александра Пушкина"
В своей приветственной речи посол Советского Союза С. Царапкин охарактеризовал открытие новой линии как событие, которое могло бы улучшить отношения между двумя странами.
Один из представителей ФРГ, как бы отвечая послу, подчеркнул, что заход "Александра Пушкина" в Бремерхафен может послужить основой для дальнейшего плодотворного сотрудничества.
Торговец Мартин Ребенсбург из города Вупперталь организовал изготовление памятной медали. Она была отчеканена на монетном дворе в 2000 экземпляров и продавалась банком Бремерхафена. Одна часть медалей чеканилась из серебра как коллекционная, другая — как золотая монета обращения. Заход "Александра Пушкина" в Бремерхафен совпал со 140-летием Бремерхафена и открытием Всемирной выставки в Монреале. Поэтому на оборотной стороне медали были изображены Адмиралтейство в Ленинграде на фоне идущего "Александра Пушкина", морской вокзал в Бремерхафене и самое высокое здание в Монреале. С тех пор "Александр Пушкин" получил широкое признание и в ФРГ.
Прошло еще немного времени, и "Александр Пушкин» стал заходить в Гавр. Рейсы лайнера через Атлантику вызвали дальнейшую активизацию советского пассажирского флота на мировых путях и в районах наиболее благоприятного круизного плавания. Балтийское морское пароходство стало на путь активных форм эксплуатации пассажирских судов.
Летом 1968 г. балтийцы объявили первую программу заграничных круизов, самостоятельно организованных пароходством.
21 декабря 1968 г. теплоход "Александр Пушкин" отошел от дощатых причалов Тилбери и взял курс на Канарские острова.
Моросил дождь, дул северный ветер. Навстречу судну, догоняя друг друга, бежали по рябой поверхности Темзы трехбалльные волны. Их белые гребешки, невидимые в темноте, не предвещали ничего хорошего. Однако это мало беспокоило экипаж. Ведь теплоход был построен на техническом уровне XX века, оборудован установками кондиционирования воздуха, с помощью кокоторых создавался искусственный климат, приятный для пассажиров, и успокоителями качки. К тому же переход до Флиссингена — первого порта захода — занимал всего 12 часов и выполнялся ночью.
Рано утром на борт теплохода поднялись первые группы туристов из ФРГ, и на "Александре Пушкине" наряду с русской зазвучала немецкая и английская речь. 27 декабря "Александр Пушкин" прибыл в Лас-Пальмас. Промозглую погоду английской столицы сменило ласкающее тепло Канарских островов. Однако надо было торопиться; снова море, заходы в порты Санта-Крус-де-Тенерифе, Касабланка, Ка-дис, новогодняя ночь у Гибралтара, на третьи сутки — Тилбери.
Закончен первый из семи тринадцатидневных зимних круизов. Сообщения агентской фирмы о букин-ге на второй рейс радуют: пассажир пошел. Да и погода как будто стала проясняться!
Ярко светило солнце. Казалось, наступала весна, однако пожелтевшие кроны деревьев напоминали об осени. На самом деле была вторая половина января, и многие лондонцы стремились уехать из зимы в лето на Канарские острова.
По Темзе шли суда, и маленький паром совершал свои непрекращающиеся рейсы, связывая левый и правый берега реки. Его пассажиры, видевшие лайнеры многих стран, тем не менее с любопытством рассматривали теплоход "Александр Пушкин".
...18 января 1969 г. В этот день на борту теплохода во время стоянки в Тилбери состоялись переговоры представителей Балтийского морского пароходства с компаниями "Трансоушен" и "Ройял мэйл лайнз". Обсуждался вопрос о прокладке круизных линий на Канарские острова из Тилбери. Заявления фирм обнадеживали, перед теплоходом "Александр Пушкин" открывались новые круизные пути.
Вскоре в центральной части Лондона на Хаймаркет в витрине дома № 10, где находилась "Ройял мэйл лайнз", по соседству с офисами широкоизвестных судоходных компаний светилась разноцветными огнями модель лайнера "Александр Пушкин". Красочно оформленные проспекты рассказывали о круизной программе Балтийского пароходства. Прохожие задерживались у витрины.
Первый экзамен был выдержан, англичане стали покупать билеты на "русский" пароход. Многие отправлялись в путешествие семьями. Появились и экскурсанты, поднимавшиеся на судно, чтобы только ознакомиться с ним и отведать русского чая. Ведь в Англии чай готовят с молоком, здесь же чай заваривают по-русски и пьют из самовара. Англичане могли оценить достоинства сортов чая: "грузинского", "азербайджанского", "краснодарского". Многое на советском судне для иностранцев было открытием. Появились первые отзывы.
Англичанин Дж. Дохман путешествуя на теплоходе «Александр Пушкин», 1 января 1969 г. записал в книге отзывов: "Отдаю должное Балтийскому морскому пароходству во всех отношениях. Я бывал на британских и континентальных лайнерах в течение 20 лет и могу сказать, что это самый лучший круиз из тех многих, в которых я бывал. Хотелось бы, чтобы мы, британцы, и в будущие годы имели возможность совершать путешествия на "Александре Пушкине".
"Превосходно во всем, — написала английская семья: Рой Джойс, Кейт Хопвуд. — После круиза "Александр Пушкин" уже не будет неизвестен среди круизных судов. Его первые круизные пассажиры разнесут его имя по стране. Большое спасибо всем, кто сделал для нас этот отдых таким, что мы его никогда не забудем".
За свое первое десятилетие лайнер свыше ста раз пересекал Атлантический океан и прошел по его старым дорогам "королей" и "королев" около миллиона миль, посетил 52 иностранных порта, перевез 80 тысяч пассажиров. К тому же главный двигатель балтийца отработал свыше 50 тысяч часов, что равно почти шести годам беспрерывной работы; каждый из двух винтов сделал по 300 миллионов оборотов; пассажиры лайнера за это время съели 100 тонн мороженого, около 60 километров сосисок, выпили три миллиона бутылок пива.
"Александр Пушкин" стал одним из самых популярных лайнеров среди иностранных пассажиров. Около 60% билетов в линейном плавании и 80% в круизном теперь стабильно разбирал "собственный пассажир" российского корабля, предпочитавший его судам иных стран. Некоторые туристы совершали на российском лайнере до 17 круизных рейсов. Жители ФРГ годами ждали очереди, чтобы приобрести билеты на невский теплоход.
Словом, "Александра Пушкина" знали и любили все путешественники, преданные морю. О плавании на нем рассказывались самые необыкновенные истории, делавшие честь кораблю Балтийского морского пароходства.
...Шло время. Советский торговый флот рос и осваивал новые морские и океанские пути. Множилась популярность советских пассажирских судов. Все чаще на переговоры и для заключения договоров по вопросам пассажирских перевозок во Всесоюзное объединение морского пассажирского флота "Морпасфлот" стали прибывать представители иностранных фирм из всех частей света.
На верфи в Висмаре строился "Михаил Лермонтов". Поговаривали об организации новой трансатлантической линии... Арама Михайловича, уже Героя Социалистического Труда, назначили на новый лайнер. Произошли изменения и в составе экипажа "Александра Пушкина". Одни сошли вместе с Становым, другие перешли на береговую работу, третьи стали пенсионерами. Тепло проводили пушкинцы Илью Сергеевича Долгинцева — одного из первых старших помощсти в нашем флоте и первого руководителя пассажирской службы "Александра Пушкина".
В сентябре 1971 г. на мостик лайнера поднялся новый капитан — Владимир Львович Градский.
Около восьми лет прослужил на "Балтике" В. Л. Градский. Здесь он прошел все ступени морской службы до старшего помощника. В июне 1965 г. моряку, набравшему необходимый плавательный ценз, присвоили звание капитана дальнего плавания. Это накладывало на Владимира Львовича еще большую ответственность. Снова учеба, теперь — трехмесячные курсы по повышению квалификации и трехлетние курсы иностранных языков. Капитан должен хорошо владеть английским. И он овладел им.
Имея диплом капитана дальнего плавания, Градский присматривается и привыкает к "Александру Пушкину" в должности старшего помощника и только после этого принимает командование лайнером.
Как-то из-за сильного тумана буксиры Гаврского порта отказались от оказания помощи "Александру Пушкину". Однако судно продолжало идти. Уже остался позади вход, судно продвинулось еще на несколько корпусов вперед. Когда до причала остались считанные метры, капитанам буксиров стало стыдно и они изменили свое первоначальное решение. Стрелки часов в штурманской рубке "Александра Пушкина"показывали время прихода в Гавр согласно расписанию. По трапу, соединившему теплоход с вокзалом «Трансатлантик", сходили довольные, улыбающиеся пассажиры. У перрона — экспресс, отправлявшийся с минуты на минуту в Париж.
Короткая стоянка — и снова в море. Ночь. Штормовые порывы ветра. Как тут уйти с мостика?! Утро не обрадовало. Туман стоял и у берегов Англии. В устье Темзы на борт прибыл лоцман. После обычного приветствия он своеобразно задал вопрос Владимиру Львовичу: "Неподалеку отсюда стоит на якоре "Бергенсфьорд", не решается следовать дальше... туман. Что будете делать, капитан?"
Не задумываясь, Градский ответил: "Пойдем!"
О решении капитана лоцман сообщил на лоцманскую станцию в Гревезент, а вахтенный помощник – в машину.
— Малый вперед! "Александр Пушкин" медленно, но уверенно двигался по реке.
Через два часа балтийский флагман ошвартовался в Тилбери и вслед за ним, не выдержав позора, прибыл "Бергенсфьорд".
В чем же секрет успеха "Александра Пушкина"? Дело в моряках, в экипаже "Александра Пушкина". Коллектив пушкинцев по-настоящему крепко, и, можно без преувеличения сказать, любовно болеет за свой лайнер, за алое полотнище флага на его гафеле.
И несколько слов об экипаже.
Кононов Дмитрий. Печатник, попросту Димка — небольшой, ху-
денький, щуплый, в глазах умный задор, хорошая рабочая напористость, изобретательность вместе с поэтичностью — ведь заведующий судовой типографией сам очень неплохой рисовальщик.
У Димы важные обязанности — он вместе со своими двумя подручными великолепно выпускает десятки, а то и сотни видов красочных, парадных изданий: от ежедневного ресторанного меню и дневной программы развлечений до многотиражной двухкрасочной судовой газеты. А пригласительные билеты пассажирам, скажем, на "капитанские коктейли", тексты популярных песен для хорового их разучивания в музыкальном салоне, дипломы "Морского волка" за переход экватора и по разным другим подходящим поводам — чего там только нет, в Диминой "кухне"... Вот он сидит, сгорбившись, за щелкающим линотипом. Рабочий день давно кончился, стрелка часов шагнула за полночь, а они, печатники, все еще там, внизу, на палубе "Д". Идет интересная проба нового, еще не напечатанного издания. Вот вам Кононов.
Кузнецова Валентина. Старшая стюардесса первого класса. Стюардесса, и старшая. Да еще — первого класса. Значит, у нее люксы, и в этих люксах — самые требовательные и взыскательные пассажиры.
Однажды пассажир из Канады господин Грэйз, имевший какое-то отношение к пароходным пассажирским компаниям, выразил свое отношение к "Александру Пушкину":
— Да, вот вам и "Пушкин"... Ну и ну. Мы поначалу-то думали...
Мистер Грэйз погрыз трубку, коричневым пальцем набил ее табаком. Не закуривая, он продолжал:
— Удивил нас "Александр Пушкин". Удивил, ничего не скажешь. Сначала думали, прогорит. Не пойдут на "Пушкина" пассажиры. Не выйдет у русских с их сервисом. Куда им до сервиса... А вышло наоборот. Вон у вас сейчас нет свободных мест, не так ли? Верно?
Действительно, в данный момент все каюты были заняты.
— Вот видите. А в чем же причина? Судно, что ли, хорошее? Да, лайнер построен неплохо, да ведь таких немало. И даже лучше. Грэйз снова помотал головой.
— Дело в ваших людях.
— У вас, как это по-русски — самодеятельность — так? Это же роскошь, этого нигде, нигде не увидишь. Сначала мы все думали, что поют и танцуют подставные "стюардессы", "уэйтрессы", "матросы", "мотористы", "официанты" и многие другие. Я насчитал их человек до сорока. Некоторые прямо-таки с профессиональными навыками. Не могу без смеха вспомнить знаменитых "старика и старуху"... О-ла-ла!
Лицо Грэйза приняло выражение крайнего удовольствия.
— Поверите ли, моя стюардесса Галя не хотела взять маленького презента!.. Прямо-таки не взяла, потом я уже тайком подложил ей флакончик духов в кармашек передничка, а то — никак! И такая у нее милая улыбка, натуральная, да, именно натуральная, не деланная.
Так последний потомок первого парохода с именем Пушкина, через столетие после его появления на Черном море, получил широкое признание в морских кругах и любителей морских путешествий многих стран Старого и Нового Света, стал гордостью Балтийского морского пароходства и флагманом российского пассажирского флота.
Но вот потребовалась помощь Дальневосточному морскому пароходству, и балтийскому любимцу пришлось сменить порт приписки. Летом 1984 г. он взял курс на Владивосток.
К этому времени трудно было назвать страну мира, которую не посетил бы невский теплоход. Он являлся гостем 279 портов 112 государств, оставил за кормой более 1600 тысяч миль, перевез свыше 143 тысяч пассажиров.
...Прошло четыре года. "Александр Пушкин", соединяя берега Приморья, Сахалина и Камчатки, принес дальневосточникам радость морских путешествий на престижном лайнере страны и занял достойное место среди иностранных круизных судов на тихоокеанских трассах.
Приближалось 25-летие ветерана. Наступало его старение. Поблекла недавняя элегантность "леди" (так любовно называют моряки судно, имея в виду, что на английском языке оно женского рода). Давал о себе знать возраст корпуса и двигателей. Но неизменной оставалась жизненная сила корабля. Потребовалось обновление. И в 1988 г. "Александр Пушкин" был поставлен на ремонт в Сингапуре.
Начались штормовые перестроечные годы. Опустели кассы Дальневосточного морского пароходства. Поиски средств "по сусекам" не помогли, и лайнер был объявлен на продажу. Новым владельцем судна за 6,5 миллиона американских долларов стал глава греческой фирмы "Ocean cruises" мистер Гарри Гарольд.
Измученный длительной стоянкой в ожидании ремонта в Сингапуре, лайнер-юбиляр в 1992 г. под одним двигателем отправился в Пирей. О былом величии корабля напоминало еще сохранившееся старое название на его бортах, вызывавшее недобрые толки моряков-перегонщиков и саркастически крепкие реплики в адрес недавних хозяев.
После капитального переоборудования оборвалась и эта, последняя нить, связывавшая с недавним прошлым — служению России. Переименованный в "Marco Polo", лайнер в наше время выполняет круизы между портами Европы, Индийского и Тихого океанов. Иногда бывалые морские туристы, совершая на нем путешествия, узнают и вспоминают: "Пушкин"?!
В канун 200-летия со дня рождения великого поэта России Александра Сергеевича Пушкина трагически прервалась вековая эстафета кораблей его имени. Осталась лишь память...
МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ №23-24, 1999 г.