Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Как правильно "читать" грузовые марки?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 18

#1 Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 332 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 04
  • Город:Самара

Отправлено 28 Октябрь 2006 - 22:49

Если я правильно понимаю, то читать марки речного регистра просто: указывается класс речного регистра и соответствующая максимальная осадка для этого класса, например, как на этой реновированной волгонефти:
Изображение

Нередко встречал марки с указанием допустимых осадок для разных классов для одного и того же судна. Например, на шестых пятилетках часто вижу марки Р 3,2 и О 2,8 одновременно. Или, например, О 3,6 и О-ПР 3,4 на Волго-донах. Самое сложное, что бывает - это разбираться среди следов грузовых марок за разные годы, как, например, на этой волгонефти (№140, зима 2005 г.):
Изображение

Суда, зарегистрированные в РМРС, рядом с меткой предельно допустимой осадки всегда имеют одни и те же буквы: "Р-С", а рядом часто несколько меток и букв меньшего размера, например, как на этом "Нефтерудовозе":
Изображение
Что они значат?

Еще вопрос. На сайте Алексея Яблонского есть Шкала грузового размера основных типов грузовых самоходных и несамоходных судов , по которой в зависимости от осадки можно определить грузоподъемность. Вопрос: по каким именно меткам нужно замерять осадку судна, чтобы применить эту таблицу? По форштевню? В районе грузовой марки? Или как-то еще?

Это не совсем праздный интерес, так как в своих наблюдениях я фиксирую, по возможности, и марку, и реальную осадку судна, которые наблюдаю. Хочется делать это "правильно" и с "большей сознательностью" :D

А просто из любопытства интересно вот что. После реновации на Волгонефтях в носу у подруливающего устройства появляются такие штуки, похожие на вид на небольшие бетонные блочки:
Изображение
Вопрос: что это?

#2 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 28 Октябрь 2006 - 23:00

По поводу букв вот нашлась такая картинка:

Изображение

Описание к ней такое:
...марки для пресной воды: П и ТП — в умеренной и тропической зонах; марки для морской воды: Т — тропическая, Л и З — летняя и зимняя в умеренной зоне; ЗСА — зимняя в Северной Атлантике.

На Вашем кадре "Нефтерудовоза" буквы, очевидно, обозначают то же самое, но по-английски.
Р - С - это знак нашего Морского Регистра. На судне регистра Det Norske Veritas будут буквы N - V, Немецкого Ллойда - D - L, ну и т.п.
Насчет класса на марке Речного Регистра, особенно в том случае, когда марок несколько, то это вроде не класс судна, а класс каждого из водоемов (районов плавания), в которых должна быть своя осадка. Хотя этот момент точно не знаю.

А блоки на Волгонефти - это металлические блоки, предотвращающие коррозию. Принцип как-то связан с электрохимическими процессами при соединении разнородных металлов. Блок ржавеет и разрушается, а корпус судна - нет.
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#3 Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 332 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 04
  • Город:Самара

Отправлено 28 Октябрь 2006 - 23:25

Алексей Яблонский

Спасибо! А как правильно соотнести наблюдаемую визуально осадку с таблицей на Вашем сайте, подскажете? Я первое время фиксировал осадку по носу и по корме, а потом (уж не знаю почему) решил фиксировать осадку в районе нанесения грузовой марки. Но, судя по цифрам с Вашего сайта, они, скорее, соответствуют осадке либо по форштевню, либо по первым цифрам с носа, не считая форштевня...

И, конечно, жаль, что после каждой модернизации судна такие таблицы для него придется существенно корректировать...

#4 RAM

RAM

    Штурман

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 950 сообщений
  • Регистрация: 22-Февраль 05
  • Город:MSK.РУ

Отправлено 28 Октябрь 2006 - 23:53

Эти защитные хреновины - цинковые протекторы. Используются для снижения коррозии корпуса в морской воде. Логично предположить, что волгонефть модернизирована для хождения по морям..

Марки для разных районов имеют разные отметки - связано с высотой волны. То есть с запасом надводного борта, под большую расчетную волну. Поэтому М всегда ниже чем О, но выше чем М-СП

#5 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 00:17

Насчет таблицы на сайте - я ее брал из "Справочника эксплуатационника речного транспорта", там разъяснений по поводу трактовки указанного значения осадки нет. Мне казалось, что речь в таблице идет о максимальной (то есть, как бы, габаритной) осадке судна в зависимости от загрузки. Тогда эти цифры во всем диапазоне осадок имеют прямой практический смысл, и от них зависит загрузка судна в расчете на прохождение участков с различной гарантированной глубиной. Если так, то, наверное, в большинстве случаев нужно соотносить цифры в таблице с осадкой по корме.
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#6 RAM

RAM

    Штурман

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 950 сообщений
  • Регистрация: 22-Февраль 05
  • Город:MSK.РУ

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 00:21

Нет-нет, здесь именно ограничение загрузки по высоте надводного борта - видно, что чем "суровей" условия, тем меньше можно грузить

А габаритную осадку, конечно же по корме смотреть надо. Обычно там больше всего, и меньше зависит о загрузки

#7 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 00:30

Да не, таблица - это, как я понял, отдельный вопрос Дмитрия. Она к осадке по грузовую марку отношения на первый взгляд не имеет. Хотя любопытно: там для некоторых типов указаны расчеты загрузки и осадки, превышающие максимальные.
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#8 Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 332 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 04
  • Город:Самара

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 00:41

Алексей Яблонский

100% не по корме. По корме у порожего Волго-дона будет никак не меньше 2,5 м., а по таблице для разных проектов стоит от 0,79 до 1,01

Так как же определять загрузку? По корме осадка изменяется меньше всего, ограничение по высоте надводного борта, вероятно (ну, если рассуждать логически) следует определять в районе нанесения грузовой марки, но и тут у порожнего Волго-дона (смотрю свои записи наблюдений за этот год) - около 2 метров... Так по форштевню или по ближайшим меткам к форштевню (как правило, метрах в 15-20 от него)? Просто по форштевню иногда бывает совсем ничего - около 0...

Да, а таблица действительно интересная :D Так, например, для "Ленанефти" 621 проекта указана максимальная осадка в 2,53 метра, а проходивший вчера мимо Самары "Бразерс-3" (см.пост в теме "о еженедельных отчетах") имел осадку 3,8 метра, что соответствовало максимально допустимой по марке РМРС :lol: Причем, и это видно на фото, осадка примерно одинакова и в носу, и в корме, и в районе самой марки. Вот и пойми тут, сколько же в нем было нефти...

А вопросы действительно разные. С тем, как читать марки, теперь все ясно. Мне интересно, как определить загрузку судна, а связь с маркой здесь такая, что можно косвенно установить примерную максимально разрешенную регистром загрузку. Потому как у разных судов одного проекта она может отличаться... Вот, например, некоторые наблюдения за сухогрузами только одного, 576, проекта - указываю марку и осадку по ней:
"Ашхабад" - О-ПР 2,7
"Гайны" - О-ПР 2,8
"Луганск" - О-ПР 3,0
"Галац", "Кандалакша", "Каховка", "Керчь" и многие др. - Р 3,2/О 2,8
"Криуши" - О 2,6
.....

#9 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 00:47

По корме у порожего Волго-дона будет никак не меньше 2,5 м

Не в балласте ли?
Сложно в 3 часа ночи найти с ходу подходящую фотографию, но вот например:

Изображение

Реально пустые "Волго-Дон" и "Волго-Балт".
Осадка на вид близка к тем смешным значениям, указанным в таблице для порожних судов, причем к корме она больше, но ненамного. Понятно, что в таком виде теплоходы вряд ли способны к нормальному самостоятельному перемещению, но для каких-то случаев (например, буксировка на ремонт и т.п.) практический толк от нее может быть.
Осадка носом - штука лукавая: у порожней 600-тонки типа СТ она по справочнику вообще отрицательная. По какой шкале ее определить? :D
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#10 Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 332 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 04
  • Город:Самара

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 01:13

Да, верно. Посмотрел и свои фотографии порожних "Волгонефтей" и "Волгонефтей" на зимнем отстое - разница есть. Зато вспомнил, почему перестал фиксировать осадку в формате "нос-корма": у 600-х порожних СТ действительно бывает "отрицательная" осадка, когда нос метра на полтора-два висит консолью над водой. А вот осадка по корме меняется незначительно. Честно говоря, не думал, что именно балласт оказывает настолько выраженный эффект, списывал все на вес надстройки и МО... Как-то просто не обращал внимания.

А вопрос о том, как определять загрузку, так и остался открытым... жаль.

#11 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 01:20

Посмотрел справочник по "Волго-Дону". Цифры в таблице по минимальной осадке не совсем совпадают со справочными данными, но ближе всего они к средней осадке порожнем, причем в том состоянии, когда по корме осадка в районе 1,4 метра. Походное положение без груза подразумевает балласт в районе 1500 - 1900 тонн, и осадка тогда по корме - 2,5 м, средняя - 1,78. Т.е. в таблице, выходит, подразумевается цифра, взятая по шкале в районе грузовой марки. Но получается, что по ней определить полезную загрузку не всегда возможно из-за наличия внушительного балластового тоннажа.
О большой "Ленанефти" справочник говорит, что грузоподъемность у нее 2100 (осадка 2,5 м) или 2960 (осадка 3,1 м). Большие грузоподъемности не рассмотрены. РМРС конкретно про "Бразерс-3" указывает дедвейт 3397 тонн (за вычетом 122 тонн топливо и масло, 20 вода и около 3 экипаж и провизия получаем 3252 тонны на груз).
Кстати, некоторые другие "Бразерсы" там же указаны с дедвейтом 3794 тонн. Судя по всему, грузоподъемность увеличили еще на 400 тонн. Возможно, на сайте Регистра для "Бразерс-3" еще устаревшие данные, и он успел тоже пройти переоборудование под такую загрузку.

ЗЫ Совсем забыл, что сегодня переходим на зимнее время, и нам дарят лишний час сна. Значит можно еще пободрствовать :D

Сообщение отредактировал Алексей Яблонский: 29 Октябрь 2006 - 01:25

Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#12 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 01:34

А вот и подтверждение: http://www.meb.com.u...tml?vsl_type=17
Несколько "Бразерсов" проходят по графе 5 - повышение грузоподъемности. 3-го нет, но это, видимо, можно списать на отставание обновлений сайта от реальной жизни.
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#13 Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 332 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 04
  • Город:Самара

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 01:42

ЗЫ Совсем забыл, что сегодня переходим на зимнее время, и нам дарят лишний час сна. Значит можно еще пободрствовать


Ага, сам пользуюсь такой возможностью :D

Регистр честно сообщает, что обновляет интернет-версию раз в два года, так что там данные, устаревшие на полтора года. У меня есть косвенные выходы на не всегда, что называется, "up-to-date", но все же данные из Lloyd Registry Fairplay, по Бразерс-3 там тоже информация обновлена последний раз 12-10-2004. Там указана валовая вместимость (Gross tonnage) 2870 - как и в РМРС. Кстати, а как именно соотносятся Deadweight и Gross tonnage? Те данные, которые я могу получить из LRF, указывают только gross tonnage...

А ссылка у меня, увы, не открылась...

#14 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 08:15

Еще вопрос. На сайте Алексея Яблонского есть Шкала грузового размера основных типов грузовых самоходных и несамоходных судов , по которой в зависимости от осадки можно определить грузоподъемность. Вопрос: по каким именно меткам нужно замерять осадку судна, чтобы применить эту таблицу? По форштевню? В районе грузовой марки? Или как-то еще?

Необходимо замерить все шесть осадок и вычислить среднюю - вот по ней -то и заходишь в таблицу Алексея на его сайте. Но всё равно у вас ничего не получится, потому что нужно еще знать величину мертвого балласта судна, которого на судах очень много. Кроме того, таблица Алексея на сайте носит усредненный ориентировочный характер - как правило для каждого судна разрабатывается своя таблица грузоподъемности или водоизмещения, поскольку даже однотипные суда различаются по водоизмещению порожнем, а значит по грузоподъемности и осадке.

Насчет класса на марке Речного Регистра, особенно в том случае, когда марок несколько, то это вроде не класс судна, а класс каждого из водоемов (районов плавания), в которых должна быть своя осадка. Хотя этот момент точно не знаю.

Да. Для морских водоемов М и Мпр и М-СП ставится еще буква П - она всегда выше диска Плимсоля - она означает, что в пресной воде судно можно грузить не по поперечную линию диска Плимсоля, а по линию с буквой П, а когда судно выйдет в соленую морскую воду, осадка его слегка уменьшится и ватерлиния окажется на поперечине диска.

Мне интересно, как определить загрузку судна, а связь с маркой здесь такая, что можно косвенно установить примерную максимально разрешенную регистром загрузку. Потому как у разных судов одного проекта она может отличаться...

Потому что для каждого судна делается отдельный расчет допустимого надводного борта и в зависимости от конкретных особенностей судна даже у однотипных судов надводный борт может незначительно отличаться (особенно старых судов с их неоднократными переделками и капитальными ремонтами), поэтому и марка пляшет.

Кстати, а как именно соотносятся Deadweight и Gross tonnage?

Никак не соотносятся, т.к. физически это разные величины.
Дедвейт - это количество переменных грузов на судне, т.е. грузоподъемность + запасы (топливо, вода, люди, и т.п.)
Gross tonnage -это по русски будет называться "Валовая вместимость" (синонимы BRT, GT) - это ничто иное как внутренний объем всего судна - всех его помещений (трюмов, отсеков, машинных помещений, кают и т.д.). Эта величина используется как парвило в коммерческих делах - при уплате портовых канальных и прочих сборов и т.д. Для грузовых дел она смысла не имеет.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#15 Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 332 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 04
  • Город:Самара

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 12:10

Алексей Семин
Спасибо, это уже много! Значит, очень грубо, с погрешностью до нескольких сот тонн (у крупных судов), определить суммарное количество полезного груза и мертвого балласта все же можно :D Я же не портовый работник, не инспектор, а простой любитель, мне достаточно общего представления. Если нужно вычислять среднее, то, огрубляя, следует смотреть по шкале рядом с маркой, т.к. она нанесена ближе всего к центру судна, где осадка ближе всего к средней. То, что марка пляшет - это понятно. В этом смысле изменение марки на одном и том же судне - тоже интересный факт. Насколько все это соответствует действительности и полезно для любителей - вот время и покажет, поскольку если все эти рассуждения верны, то "Бразерс-3" должен иметь к октябрю 2006 повышенную грузоподъемность. Осталось только дождаться обновления данных на официальных сайтах и проверить, прав ли Алексей в своих рассуждениях, и можно ли доверять тем наблюдениям, которые я стараюсь вести.

А буква П хорошо видна рядом с маркой М-СП на первом фото.

#16 P.S.

P.S.

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 333 сообщений
  • Регистрация: 30-Сентябрь 05
  • Город:Москва

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 12:45

А загрузка судна определяется легко (исходя из многолетнего опыта).
Берутся порожние осадки. Вычисляется средняя. Снимаем осадки в грузу и так-же вычисляем среднюю. Определяем дедвейд в грузу и порожнем. Разница и будет массой груза.
Как правило, в процессе грузовых работ запасы практически не изменяются (массой спаленого при грузообработке топлива можно пренебречь (не более 500 кг), по шкалам не уловишь. Если бункеровался или сдавал подсланевые и хоз.быт.воды - учитывай.
Для вычисления средней осадки на речке пользуются формулой:

( Тн.л + Тн.пр. + 2(Тс.л. + Тс.пр) + Тк.л. +Тк.пр.) : 8 = Т средн.

Считается, что данная формула учитывает изгиб судна.

В портах Северозапада приходит специальный человек, называемый сюрвейер (извиняюсь ежели неправильно написал, все произносят по разному, а в текстовом варианте не видел)
Этот человек высчитывает среднюю осадку подругим формулам. Они несколько мудрёнее. Причем разные формулы для судов с "проваленной" и "выгнутой вверх" (пардон за термины) серединой корпуса. ПРиводить не буду. Боюсь ошибиться, а рытся в старых актах - откровенно лень.
Самое главное - расчет до и после грузовых операций должен вестись по одной формуле, а то значения могут существенно различаться.

#17 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 12:52

Ну, у сюрвееров есть свои формулы - как они говорят более точные. Но они сами себе льстят - их формулы такие же приблизительные как и все остальные. Мы когда с столкнулись с этим сюрвеерами, чуть не обхохотались.
Самые точные разультаты дает программа - она делает замеры в 20 сечениях, а у сюрвееров всего 8 или 6. В принципе надо стараться грузить судно без прогиба и перегиба, но не всегда это получается, особенно если судно имеет не естественную, а приобретенную деформацию корпуса.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#18 Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 332 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 04
  • Город:Самара

Отправлено 29 Октябрь 2006 - 13:51

P.S.

Кстати, интуитивно я примерно так себе и представлял этот процесс. И приведенная Вами формула очень понятна. Спасибо, это интересно.

Но меня интересовало, насколько точно и каким образом можно определить загрузку при наблюдении проходящего мимо судна, чтобы не ограничиваться простыми "в грузу" или "порожним". В таких условиях, наблюдая за судном с расстояния в полкилометра в течение 3-4 минут, дедвейт уж точно не определить :D Все, чем в таком случае располагаешь - это шкалами и характеристиками проекта, в лучшем случае - конкретного судна. В принципе, ответы на свои вопросы я уже получил, а более подробная информация - интересна, но лично для меня это будет не более чем "расширение кругозора" :lol: На самом деле, мне теперь на досуге будет очень интересно пересмотреть свои записи, сопоставляя их с имеющимися характеристиками судов и таблицы с сайта Алексея. Вот тогда, быть может, и новые вопросы появятся...

Спасибо всем участникам за ответы и приятную дискуссию!

#19 Железный Дорожник

Железный Дорожник

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 3 523 сообщений
  • Регистрация: 05-Февраль 06

Отправлено 30 Октябрь 2006 - 07:28

Возможно ОФФ-топ, но все же.

Статья Л. Николаева "Диск Плимсюля" из журнала "Моделист-Конструктор" №3 за 1972 год. Журнал хоть и для тех, кто занимается моделизмом, но в нашем случае данный материал весьма полезен...

Именно так английские моряки называют грузовую марку, которая на основании правил международной конвенции наносится на борта каждого спущенного на воду торгового судна, если его тоннаж превышает сто пятьдесят регистровых тонн. Такое название вполне можно считать оправданным, если вспомнить, что впервые узаконить ее предложил их соотечественник — Самуэль Плимсоль. Его идея, предотвратившая гибель сотен тысяч человеческих жизней на море, была проста и конкретна — кисть и ведро с краской положили конец перегрузке судов, которая практиковалась судовладельцами на протяжении многих столетий. Получилось, что этот англичанин, пивовар из города Дерби, человек, не имевший фактически никакого отношения к судоходству, оставил о себе морякам добрую память на борту каждого торгового судна.

История учреждения грузовой марки — одна из самых драматических страниц в истории торгового мореплавания. Об этом вы узнаете в рассказе «Морская «гребенка», публикуемом ниже. Здесь мы покажем, что собой представляет грузовая марка и как ее нужно изображать на бортах модели торгового судна.

Судейские протоколы соревнований по судомодельному спорту, проведенные в прошлом году, свидетельствуют, что многие моделисты потеряли на стенде немало очков лишь из-за того, что забыли нанести на свои модели грузовую марку и марки углубления или нанесли их неправильно.

Что же собой представляет «диск Плимсоля» и чем он отличается от марок углубления?

Посмотрите внимательно на рисунок. Это круг и фигура, напоминающие гребенку. Через центр круга проведена горизонтальная линия, продолжение которой на «гребенке» обозначено буквой Л (летняя марка). Это так называемая основная марка. При плавании зимой суда часто встречают штормовую погоду. Для безопасного плавания и успешной борьбы со штормом судно не должно быть перегружено, и, следовательно, зимой нужно брать меньше груза, чем летом, и иметь меньшую осадку и больший надводный борт, то есть больший запас плавучести. Это учтено на грузовой марке под основной буквой 3 (зимняя марка). Но зимой не все районы океанов одинаково опасны для груженого судна.

Наиболее «негостеприимна» северная часть Атлантического океана, и поэтому при плавании здесь судно должно быть наиболее облегчено. Допустимая осадка для такого плавания отмечена линией ЗСА (зимняя марка для Северной Атлантики).

Несколько линий «гребенки» нанесены над основной — летней, маркой. Это говорит о том, что судно может иметь и большую осадку, чем летом. Когда же это бывает? При плавании в тропиках погода обычно благоприятствует рейсу. Нет опасности обледенения, что увеличивает осадку судна, менее вероятна встреча со штормом. Судно здесь может взять больше груза, иметь большую осадку и меньший надводный борт. Это и отмечено линией Т (тропическая марка). Осадка судна зависит от плотности воды. Чем больше плотность воды, тем больше ее выталкивающая сила; когда судно из моря входит в реку, его осадка увеличивается. Следовательно, в реке можно чуть «притопить» марку. Поэтому па «гребенке» нанесены еще две линии — П (пресная марка) и ТП (тропическая пресная марка).

Для каждого судна грузовую марку размечают по международным правилам, которые обязательны для всех морских держав мира. Поэтому форма грузовой марки везде одинакова. Единственное отличие — в буквах. На грузовых марках, которые нанесены на бортах советских торговых судов, стоят буквы Р и С. Они означают, что марку нанесли на борт судна под наблюдением советского классификационного общества — Регистра Союза ССР.

Грузовые марки иностранных торговых судов обозначены буквами английского алфавита (см. рисунки). Буквы у круга соответствуют тому или иному названию классификационного общества. Например L и R обозначают «Регистр Ллойда», А и В — «Американское бюро судоходства» и т. д.

На судах, которые перевозят лес, а также то груз, то пассажиров, наносятся дополнительные марки. На каждом судне хранится свидетельство на надводный борт, и если осадка больше, чем это допускается грузовой маркой, то его капитан не имеет права выйти в море, В случае перегрузки портовые власти, ответственные за выход судна в рейс, вправе потребовать удаления лишнего груза и даже задержать судно в порту.

Как правило, грузовая марка наваривается в виде стальных полос на борт судна на мидель-шпангоут с каждого борта и красится в цвет, отличный от цвета надводной части корпуса. Например, если борт черный, то марку красят белой краской; если борт шарового цвета, то марку красят зеленым или черным цветом. Толщина линий грузовой марки одинакова: она равна 25 мм. Диаметр круга и длина линий «гребенки» указаны на чертеже. Марки для пассажирских и парусных судов имеют упрощенный рисунок. На лесовозах на грузовой марке в сторону кормы от круга делается дополнительный рисунок с прибавлением ко всем буквенным наименованиям буквы Л (L) — лесной надводный борт.

Марки углубления, или, как их еще называют, «марки осадки», наносятся на обоих бортах кораблей у штевней и на больших судах на обоих бортах у миделя. Обычно с одного борта марки углубления делаются в метрической системе, а с другого — в футах. В первом случае высота цифр и расстояние между ними равняются 1 дм и цифры наносятся через 1 дм. При этом указывается каждый метр осадки. Если же марка углубления дается в футах, то высота цифр и расстояние между ними берутся 0,5 фута. Марки углубления ни в коем случае нельзя путать с грузовой маркой, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный момент.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования