ВСЕГО 20 ЛЕТ НАЗАД
Хроника Черноморского пассажирского флота
В течение всего 1975 года продолжалось интенсивное пополнение Черноморского пароходства новыми пассажирскими судами.
2 июня, 22.00. Это было незабываемое зрелище: ярко освещенный, почти на полном заднем ходу к 22-му причалу (ныне 19-й) впервые швартовался теплоход "Белоруссия" - головное судно серии пассажирских паромов. Многочисленные встречающие увидели нарядные интерьеры, снующих официантов,поваров в высоких белоснежных колпаках. Такого судна еще не было в Одесском порту.
После отхода из Риги 31 января судно в течение четырех месяцев работало с туристами западногерманской фирмы "Туропа" на линии Генуя - Канарские острова.
На мостике - капитан Ф.М. Дашков, рядом с ним - всем знакомый, машущий рукой Константин Михайлович Симонов.
С 4 по 11 июня теплоход "Белоруссия" выполнил пробный рейс по Крымско-Кавказской линии. Необходимо было произвести замеры для переоборудования причалов для обслуживания автопассажирских судов. На борту находилась рабочая группа в составе руководителей управления пассажирского флота ЧМП, представителей "СоюзморНИИпроекта", капитанов Одесского и Ленинградского портов и др.
б июня. На подходе к порту Сплит при хорошей видимости вахтенный помощник капитана теплохода "Латвия" направил судно вместо Шолтонского пролива в узкий проход между островами Балкун и Радуле. В результате судно коснулоськорпусом каменистого грунта и получило тяжелые повреждения. Аварийный ремонт занял два месяца, были понесены значительные валютные затраты.
30 июня. На судоверфи "Вяртсиля" вТурку (Финляндия) был поднят государственный флаг на втором судне серии -теплоходе "Грузия".
3 июля "Грузия" прибыла в порт Рига для доукомплектования и снабжения. 5 июля - отход в круизный рейс вокруг Европы. Командовал судном капитан старой «Грузии» А.Р. Гарагуля. 30 июля "Грузия" прибыла в Одессу и вскоре отправилась в свой первый рейс по Крымско-Кавказской линии. На этой линии судну предстоит работать 17 лет.
18 июля. После поднятия государственного флага из порта Ливерпуль вышел новый теплоход - "Одесса".
Судно было построено на верфи "Виккерс" в английском городе Барроу в 1974 году первоначально для военно-морского флота Великобритании. Стоя на верфи, судно успело трижды изменить свое название ("Копенгаген" "Лев Толстой", "Одесса"). Принял судно капитан Вадим Николаевич Никитин, известный в пароходстве своим штурманским мастерством, независимым нравом. Кроме того, Вадим Никитин был подлинным суперменом, воднолыжником, универсальным спортсменом.
23 июля "Одесса" прибыла в Ленинград, затем начала работу на линии Ленинград - Таллинн - Стокгольм (вместо т/х "М. Калинин" БМП). Эти рейсы продолжались до 17 августа, затем "Одесса" подгоном снялась в свой базовый порт.
31 августа в 1.00 ночи теплоход "Одесса" ошвартовался к 21-му причалу. "Одесса" в Одессе! А 2 сентября судно уже снялось в свой первый рейс по Крымско-Кавказской. Интересно, что в этом рейсе принял участие миллионный житель Одессы Коля Фульга с родителями, а также многочисленные представители городской общественности. В конце 1975 года судно отправится в американский порт Новый Орлеан, откуда начнет славную эпопею американских, круизов.
23 августа. К пассажирскому причалу подошло научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин". Этот громадный корабль был построен в 1971 году на Балтийском заводе в Ленинграде специально для космических исследований. "Космический" флот быд сосредоточен в управлении пассажирского флота ЧМП.
Этот приход в Одессу отличался от предыдущих тем, что НИС был участником программы "Союз"-"Аполлон". Большой митинг на 19-м причале. На трибуне - мать Ю.А. Гагарина, его брат и сестра. Музыка, цветы, аплодисменты.
Летом 1975 года расстановка пассажирского флота была традиционной. Перекрывая друг друга, на Крымско-Кавказской линии работали 13 судов, в том числе крупнейшие -"Адмирал Нахимов", «Россия», «Иван Франко", "Шота Руставели", "Победа", "Украина". На линии Одесса - Таганрог - Батуми трудились "Колхида" и "Молдавия". Одессу с Новороссийском связывал теплоход "Абрау-Дюрсо" (нынешняя "Юность"), с Севастополем -однотипный теплоход "Аю-Даг".
Венецианскую линию продолжал поддерживать после ремонта теплоход "Латвия", марсельскую - теплоход "Литва", ближневосточную - "Аджария", также первые рейсы на этой линии выполнили новые суда "Белоруссия" и "Грузия". В июле-августе совершили рейсы на Кубу "Россия" и "Башкирия". С традиционными западными партнерами (фирмы "Неккерманн", "Транстур", "Гранди Виаджи") выполняли круизы суда "Тарас Шевченко" и "Иван Франко", В западном полушарии работал "Максим Горький", освоил австралийскую линию во фрахте английской фирмы "СТС" "Леонид Собинов". Кроме того, весной и осенью совершались круизные рейсы по Черному морю с советскими туристами почти из всех республик (Украинский, Казахский, Узбекский, Киргизский, Московский советы по туризму, Тбилисское, Минское, Ленинградское, Сочинское, Рижское, Брестское, Кишиневское, Бакинское, Одесское бюро путешествий и экскурсий), а также круизы с туристами из соцстран.
А. ГРИНБЕРГ.
«МОРЯК» №16, 1995 г.