Нарым — село историческое
С незапамятных времён на берегах Оби селились древние люди аборигены сказочно богатой и никем ещё не тронутой земли.
Вести о земле сибирской, о её несметных пушных богатствах, реках, переполненных рыбой, дошли до княжеской и — позже царской Руси.
Остячка на обласке
В 1581 г. отряд казачьей вольницы под предводительством Ермака не ради титулов и помести, а для пользы и славы Отечества совершил военную экспедицию, в результате которой вся северо-западная часть Сибири вошла в состав русского государства. Каждое новое передвижение границы расширявшегося Русского государства сопровождалось, как правило, постройкой очередного укрепительного острога. Десятый в Сибири острог, названный нарымским был поставлен в 1596 году под руководством сургутского казачьего атамана Фёдора Тугарина. Но место, выбранное под строительство острожных укреплений, оказалось неудобным. Во время весеннего разлива Оби «хоромы водой ломает и сносит и животину топит, приходится держать её на поветвях и на избах до Петрова дня и далее…
Охотничьи лыжи
Русский сторожил - охотник
Долго преследовали русскую крепость стихийные бедствия «сгоняя» её с одного места на другое. До сих пор в 7 км от Нарыма на Оби существует село, оставшееся от старого городища.
Сбор кедрового ореха. Устройство сита
Первыми обитателями Нарымского острога были «годовальщики» из служилых людей около 20 человек. Они несли сторожевую службу, собирали ясак с местных жителей — селькупов, увозили его в Сургут, затем Тобольск и Москву. В начале ХVII в. в среднем Приобье был создан обширный Нарымский уезд на территории которого жило около 400 селькупов. В 1629 году был учреждён Сибирский Томский разряд, и Нарымский уезд вошел в его состав. В этих же годах начало формироваться постоянное русское население Нарыма. В 1625 г. здесь проживали 42 казацкие семьи, в 1665 г. — 65, в 1720 г. — 74 человека мужского пола. С начала ХVII в. два людских потока вливаются в сибирское население. В первом служилые, торговые, промысловые «охочие и гулящие люди, крестьяне-переселенцы, те, кого привлекали богатые земли.
Другим — и основным потоком были «ссылочные люди». Уже в 1582 году после разгрома кучумова ханства царский судебник определил ссылку в Сибирь как самостоятельную меру наказания. В Нарым были сосланы «турецкие сидельцы» (1633 г.), «Иноземный немчин Дул» (1646 г.), девять ссыльных литовцев и польский иезуит (1662 г.).
Для Нарыма ссылка стала преобладающей причиной роста народонаселения. В 1601 году Нарым получил статус города. В 1635 году были установлены гербы и печати для всех сибирских городов. На Нарымской печати были изображены разделённые стрелкой белка и горностай и надпиь: «Печать государева, земли сибирские, Нарымского города».
Дом купца Родюкова