5 июля - 9 день путешествия
В этот день мы посетили Сарапул
На горизонте Воткинская ГЭС— ГЭС на реке Кама в Пермском крае, в городе Чайковский. Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС.
Строительство ГЭС началось в 1955 году, закончилось в 1965. Гидроэлектростанция построена по русловой схеме. Состав сооружений ГЭС: бетонная водосливная плотина длиной 191 м и высотой 44,5 м; земляные намывные плотины общей длиной 4770 м и наибольшей высотой 35,5 м; судоходный однокамерный двухниточный шлюз с низовым подходным каналом и защитной дамбой в верхнем бьефе; здание ГЭС длиной 273 м. По сооружениям ГЭС проложен автомобильный переход.
Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 5,37 км) образуют крупное Воткинское водохранилище: длина 365 км, ширина 9 км, площадь 1120 кв.км, наибольшая глубина 28 м, средняя глубина 8,4 м. Заполнение происходило в 1962—1964 годах. Водохранилище поднимает уровень Камы на высоту 23 метра, в него впадают 57 небольших рек. После заполнения образовались широкие плёсы глубиной 20—25 м, судовой ход был спрямлён и расширен до 300—400 м, это позволило организовать двухсторонний путь судов и сократило путь между Пермью и нижней Камой. В состав Воткинского гидроузла входил первый в стране судоходный шлюз с предельно облегченными стенками. Размер его камер – 250 на 30 метров (это связано с габаритами пропускаемых плотов). Преодолеваемый перепад – до 23 метров.
В мае 1962 года при пуске шлюза в эксплуатацию произошли следующие события. Утвержденные сроки пуска шлюзов не выдерживались - первоначальная дата ввода в эксплуатацию левой камеры шлюза – 1 мая 1962 года, правой – 20-е. Принимается решение: сосредоточить все силы на левой камере и пускать пока только ее. Пусковая комиссия 7 мая все-таки дает “добро” на ввод левой камеры шлюза в эксплуатацию по временной схеме, и уже утром 8 мая в шлюз входит первое судно –пароход “Мамин-Сибиряк”… Два дня все шло нормально. Но 10 мая в 14 часов 30 минут по московскому времени произошла авария, в это время левая камера шлюза была наполнена водой до уровня верхнего бьефа, в камере находился теплоход «Дмитрий Фурманов» и сухогруз «Криуши».
Очевидцы говорили потом об очень грубой швартовке, теплоход «Дмитрий Фурманов» буквально протаранил кормой
стенку шлюза. Рассказывали, раздался жуткий треск, и стена начала медленно крениться. Объем обрушившейся части стенки составил 6,5 тысяч кубометров, масса – более 17 тысяч тонн. Вода через пролом в стенке стала уходить в межкамерное пространство, где работали люди. Потоком воды в пролом стало затягивать корму парохода “Дмитрий Фурманов”. На нем обрубили швартовы, капитан пытался удержать судно машиной – не получается. Затем с кормы “Криушей”, ошвартованных у той же стенки, но целой ее части, подали буксирный конец на нос “Фурманова” и уже двумя машинами сумели удержать пароход…
По официальным данным при аварии погиб 21 человек, это были работающие в пространстве между камерами шлюза строители, и люди стоящие на обрушившейся стенке. Из пассажиров и команды “Фурманова” не погиб ни кто, все 423 человека оказались целы и невредимы.
После аварии на гидроузле работала экспертная группа, члены которой выяснили немало интересного. При всей пристрастности они так и не нашли сколько-нибудь значительных отступлений от проекта и нарушений технологии строительномонтажных работ, опасно снижающих их качество. Зато при анализе самого проекта были выявлены очень серьезные ошибки.
Во-первых, разделительная стенка, отделяющая водосливную плотину от здания гидроэлектростанции, оказалась слабоармированной и сильно вибрировала даже без сброса воды через водосливы. Пришлось в бетонном монолите бурить многометровые каналы и закладывать в них дополнительную арматуру.
Во-вторых, порог, отделяющий камеры шлюза от водохранилища, не имел достаточного запаса прочности, и его толщину пришлось увеличить в три (!) раза.
В-третьих, вертикальные стенки камер шлюза также не имели необходимого запаса прочности. По этой причине высоту засыпки грунта в межшлюзье и по боковым стенкам снизили и ввели дополнительные конструктивные элементы, иначе стенки при низком уровне воды в камере могли опять-таки обрушиться, но уже внутрь ее.