Собор Успения Пресвятой Богородицы начали возводить в самом начале XIX века. 15 августа 1805 года заложили первый камень, а через 15 лет освятили храм в честь Успения Божией Матери.
По задумке заказчиков, собор должен был стать городской доминантой, расположившись на центральной торговой площади. Даже сейчас Успенский собор поражает своими размерами, а в XIX веке явно казался «не по чину» такому крошечному городу.
Интерьер
Живопись — это то, что поражает всех, кто вошел внутрь храма. Успенский собор расписан в технике «гризайль», наряду с традиционными библейскими сюжетами в соборе появились рисованные карнизы, колонны,лепнина, пилястры и арки, увенчанные балюстрадой. Что же касается художественных композиций, большая их часть словно вписана в фигурные рамы — тоже, если приглядеться, рисованные. Под центральным куполом, в парусах — образы евангелистов, в алтаре — Троица, а потолок и стены трапезной расписаны фресками на ветхозаветные сюжеты. Все это великолепие специалисты потом назвали «иллюзорной архитектурой».
Акустика
Отдельно стоит рассказать о потрясающей акустике собора. Продуманная система распространения звука в церкви, действительно, замечательная. Раньше, чтобы добиться такого эффекта, в своды вмуровывали медные трубы. В Успенском же храме акустические трубы были предусмотрены еще на этапе проектирования — речь идет о четырех полых колоннах в храме.
После революции
В первое послереволюционное десятилетие Успенский собор закрыли и попросту разграбили. Само соборное здание решили не сносить, а использовать «на благо рабочего класса» — сначала в нем хранили лен, затем продовольственные продукты. Колокольню, как это часто тогда делали, приспособили под водонапорную башню.
После перестройки
После начала перестройки Успенский собор передали Ярославской епархии. Службы и реставрация там начались одновременно. Восстановление длится практически столько же, сколько собор в свое время строился! Объясняется это не столько объемом работ, сколько финансовыми сложностями. Впрочем, и объем — тот еще: специалистам приходилось проверять всю кладку, вынимать испорченные временем кирпичи, заменяя их новыми. В процессе такой перекладки купол собора «просел», стал на два метра ниже!