Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Вопрос об идеологическом воспитании на флоте в СССР и в старой России


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 54

#1 Алтына

Алтына

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 97 сообщений
  • Регистрация: 08-Ноябрь 15

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 15:15

Давно интересует меня один вопрос... собственно, не один, а два вопроса, связанных между собою.

Итак, вопрос первый:
Были ли на российских речных судах в дореволюционный период специально выделенные каюты (либо иные места), приспособленные для отправления членами команды судна (экипажа) религиозных обрядов, молитв?
Что касаемо морских судов, то встречала я отдельные упоминания в литературе о том, что на крупных судах (особенно военных) были священники (батюшки). А раз были священники, то должны были быть и места на суднах, где батюшки могли бы принимать исповедь, причащать, служить службы, отпевать усопших (погибших) и т.п. Так ли это?

Вопрос второй, связанный с первым:
Были ли на советских речных судах ленинские комнаты, либо иные места, приспособленные для проведения партсобраний, политинформаций и т.п.? Были ли парторги и комсорги на речных судах?
Я точно знаю (слышала), что на военных судах были замполиты и комсорги. А раз так, то должны были быть у военных моряков и ленинские комнаты. Было ли это отражено в уставах (строевом, караульном и т.п.)?


Кто имеет полную и, главное, подкрепленную ссылками на нормативные документы, информацию по перечисленным выше вопросам, прошу поделиться ею...

#2 rbt1949rbt

rbt1949rbt

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 278 сообщений
  • Регистрация: 03-Декабрь 14

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 16:12

Меня интересует пассажирское судоходство на Волге в период с начала двадцатых годов по 1941г. Информации очень мало. Может кто подскажет где можно найти?

#3 Алексей

Алексей

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 344 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 16:40

Были ли на советских речных судах ленинские комнаты, либо иные места, приспособленные для проведения партсобраний, политинформаций и т.п.? Были ли парторги и комсорги на речных судах?

На советских судах в том числе и речных, которые выходили за рубеж в составе экипажей были помощники капитана по политической части. По судовой роли и в штатном расписании они писались как "Первый помощник капитана". Ленинских комнат как таковых не было, их роль выполняли кают-компании судов, которые как правило были оформлены стендами и наглядным материалом соотв. стиля и направленности.

#4 Алтына

Алтына

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 97 сообщений
  • Регистрация: 08-Ноябрь 15

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 17:53

На советских судах в том числе и речных, которые выходили за рубеж в составе экипажей были помощники капитана по политической части. По судовой роли и в штатном расписании они писались как "Первый помощник капитана". Ленинских комнат как таковых не было, их роль выполняли кают-компании судов, которые как правило были оформлены стендами и наглядным материалом соотв. стиля и направленности.


Спасибо! Речь идет только о судах, выходящих за рубеж? Получается, что как таковых ленинских комнат не было, но были ленинские уголки в кают-компаниях... Ну оформление, скорей всего, было стандартное: портреты членов Политбюро, Моральный Кодекс строителя коммунизма, Боевой листок, График соцсоревнования, знамя и т.п. А на тех судах, которые не ходили за рубеж, там были освобожденные парторги?

#5 OVN

OVN

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 203 сообщений
  • Регистрация: 16-Июль 10
  • Город:Москва

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 18:32

Спасибо! Речь идет только о судах, выходящих за рубеж? Получается, что как таковых ленинских комнат не было, но были ленинские уголки в кают-компаниях... Ну оформление, скорей всего, было стандартное: портреты членов Политбюро, Моральный Кодекс строителя коммунизма, Боевой листок, График соцсоревнования, знамя и т.п. А на тех судах, которые не ходили за рубеж, там были освобожденные парторги?

Да, на любом теплоходе, с экипажем от 3-х до 60-ти человек, где как правило коммунисты были только в комсоставе, был ОСВОБОЖДЕННЫЙ от работы парторг.))) Уважаемая Алтына, хватит флудить.

#6 Алтына

Алтына

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 97 сообщений
  • Регистрация: 08-Ноябрь 15

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 19:05

Да, на любом теплоходе, с экипажем от 3-х до 60-ти человек, где как правило коммунисты были только в комсоставе, был ОСВОБОЖДЕННЫЙ от работы парторг.))) Уважаемая Алтына, хватит флудить.


освобожденный от работы парторг в экипаже из 3-х человек? И как же он именовался согласно штатного расписания? И причем здесь "хватит флудить"? Это моя тема, и я хочу выяснить всё досконально!

#7 k_mz

k_mz

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 853 сообщений
  • Регистрация: 10-Август 06
  • Город:Москва

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 19:09

Да, на любом теплоходе, с экипажем от 3-х до 60-ти человек, где как правило коммунисты были только в комсоставе, был ОСВОБОЖДЕННЫЙ от работы парторг.))) Уважаемая Алтына, хватит флудить.

Владимир, неужели не видишь, что Алтына пытается подвести "историческую идеологическую основу" для введения новой должности - помощник капитана по "моральному облику экипажа" :)
Любитель круизов :)

#8 rbt1949rbt

rbt1949rbt

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 278 сообщений
  • Регистрация: 03-Декабрь 14

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 19:33

По моему ветка в 17.00 несколько по другому называлась. Или мне померещилось или Алтына изменила название темы.

#9 AMG58

AMG58

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 554 сообщений
  • Регистрация: 05-Февраль 15

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 19:47

Зима...
Время скучное...
Почему бы и не поговорить о комнатах политической направленности ?
Вопрос - а цель ?
Что-то мешает в круизах ? Что конкретно ?

#10 azlk

azlk

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 421 сообщений
  • Регистрация: 31-Октябрь 10
  • Город:г.Серпухов

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 20:10

Да, на любом теплоходе, с экипажем от 3-х до 60-ти человек, где как правило коммунисты были только в комсоставе, был ОСВОБОЖДЕННЫЙ от работы парторг.))) Уважаемая Алтына, хватит флудить.

На грузовых и судах технического флота на внутренних водных путях ОСВОБОЖДЁННЫХ ПАРТОРГОВ НЕ ВСТРЕЧАЛ! Допускаю , что они могли быть на пассажирских судах с определённым количеством коммунистов в команде.

#11 OVN

OVN

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 203 сообщений
  • Регистрация: 16-Июль 10
  • Город:Москва

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 21:04

На грузовых и судах технического флота на внутренних водных путях ОСВОБОЖДЁННЫХ ПАРТОРГОВ НЕ ВСТРЕЧАЛ! Допускаю , что они могли быть на пассажирских судах с определённым количеством коммунистов в команде.

У меня смайлик не вставляется. Я поставил ))) (Улыбка)

#12 OVN

OVN

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 203 сообщений
  • Регистрация: 16-Июль 10
  • Город:Москва

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 21:08

Владимир, неужели не видишь, что Алтына пытается подвести "историческую идеологическую основу" для введения новой должности - помощник капитана по "моральному облику экипажа" :)

+ Возможно, она претендует на эту должность.)))

#13 Клепиков Дмитрий

Клепиков Дмитрий

    Монстр ШС и АЛЛ

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 322 сообщений
  • Регистрация: 22-Июль 07

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 21:31

На капеллана или на парторга? :D

#14 Алексей Мошков

Алексей Мошков

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 229 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 09

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 21:48

Парторг не нужен, но нужен воспитатель, особенно на пассажирских (туристических) судах. Нас первых порах нужно, чтобы с ним согласовывали текст объявлений массовики-затейники, экскурсоводы на берегу, а то они несут зачастую всякую ересь. А нужно рассказывать ещё при посадке, что вот, вы садитесь на теплохрд, а первый в мире теплоход был построен в России. По каналу едем - никто не рассказывает про Яхрому её оборону, Пермиловские высоты, и.т.д, а надо.
Потом, очень много на реке промышленных предприятий. Надо рассказывать про них, говорить, что основали их русские меценаты на русские деньги. Они не вывозили их за границу, не меняли на жалкие американские зелёные бумажки, и далее в том же духе. Разумеется, надо отключить в каютах телевизоры. Я неоднократно обращался и в совет по туризму, и в пароходства по этому поводу, но воз и ныне там. ТВ на т/х можно оставить, но просмотр должен быть коллективный. Все вместе должны смотреть футбол/хоккеей и болеть за наших. Допускается консмтруктивыная критика спортсменов.
Потом, воспитатель в ненавязчивой форме должен личным примером завлекать туристов на зарядку, агитировать их за здоровый образ жизни. Пресекать всякие безобразия, следить, чтобы в каютах после 23 не было посторонних под предлогом контроля нагревательных приборов. Или, наоборот, если будет пароходству какие-то деньги платить государство, селить в каюту 2х незнакомых разнополых пассажиров одного возраста. Кто-то родился потом - пароходству (судовладельцу) - государство пусть доплачивает тысячу рублей. Из них 200 - политруку, устроившему всё это. Политрук должен в ненавязчивой форме объяснять туристам, почему теплоход стоит в тумане, почему он не пойдёт в тот или иной город, и так далее.
На грузовых судах роль политрука несколько уже. Во-первых, она проявляется для ускорения разгрузки судна, но погрузка-разгрузка сейчас кранами, а открытие трюмов лучше не ускорять во избежание травматизма. Но, можно развернуть соревнование среди механиков, например, чтобы теплоход кушал меньше топлива и быстрее ехал. пусть они подумают, может подкрутить какие винтики в моторе корабля надо для этого, напишут рацпредложение. даже фильм такой был - "танкер "Дербент"". Его можно показывать.
На прогулочных судах и банкетоходах должен быть воспитатель - само собой. Он должен агитировать экипаж больше оказывать допуслуг пассажирам, а пассажиров - лучше покупать продукцию в баре. Также, в ненавязчивой игровой форме он должен провести общесудовую тревогу.
Нужен политрук и на яхтах и прочих маломерных судах. Если маломерное судно - рыбацкое, то политрук будет агитировать экипаж за большие надои и экономию топлива. Плывущие на матрасе отдыхающие предоставлены самим себе, а ведь они не изучали МППСС. Здесь политрук должен быть коллективный. Он может сидеть на вышке, в местах массовых заплывов на матрасах, рассказывать им про правила судоходства, про оказание первой помощи, всё это следует перемешивать с музыкой.
Вот как-то так.
Да, ещё - у меня есть модели пассажирских судов и военных кораблей. На военных у меня политрук есть, он называется "представитель командования", пойду, назначу кого-нибудь и на "пассажиры".

#15 k_mz

k_mz

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 853 сообщений
  • Регистрация: 10-Август 06
  • Город:Москва

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 22:13

Пресекать всякие безобразия, следить, чтобы в каютах после 23 не было посторонних под предлогом контроля нагревательных приборов. Или, наоборот, если будет пароходству какие-то деньги платить государство, селить в каюту 2х незнакомых разнополых пассажиров одного возраста. Кто-то родился потом - пароходству (судовладельцу) - государство пусть доплачивает тысячу рублей. Из них 200 - политруку, устроившему всё это.

Круто!!! Мобилизуем речной флот на решение демографических проблем :D Но мне больше всего понравилось такое воспитание :)

На прогулочных судах и банкетоходах должен быть воспитатель - само собой. Он должен агитировать экипаж больше оказывать допуслуг пассажирам, а пассажиров - лучше покупать продукцию в баре.


Любитель круизов :)

#16 Михаил Архипов

Михаил Архипов

    Сruiseinform.ru

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 11 096 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Москва

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 22:17

Парторг не нужен, но нужен воспитатель с ним, чтобы с ним согласовывали текст объявлений массовики-затейники, экскурсоводы на берегу
Разумеется, надо отключить в каютах телевизоры
ТВ на т/х можно оставить, но просмотр должен быть коллективный
Пресекать всякие безобразия, следить, чтобы в каютах после 23 не было посторонних


Изображение

Хотя написано еще 10 лет назад, в 2005 году, но, как видно, актуально до сих пор:

Жорик: Светлое будущее речного флота

Жорик: Как переоборудовать теплоход 301 проекта?
.

#17 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 495 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 24 Декабрь 2015 - 22:40

Ну вот демографическую тему Жорик как-то избегал... с чего бы это? Принудительная подсадка раздельнополых пассажиров - это перспективно.
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#18 Алтына

Алтына

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 97 сообщений
  • Регистрация: 08-Ноябрь 15

Отправлено 25 Декабрь 2015 - 04:50

Зафлудили тему(((((((((((((((((((((

#19 Алтына

Алтына

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 97 сообщений
  • Регистрация: 08-Ноябрь 15

Отправлено 25 Декабрь 2015 - 05:01

Владимир, неужели не видишь, что Алтына пытается подвести "историческую идеологическую основу" для введения новой должности - помощник капитана по "моральному облику экипажа" :)


Во-первых, я пытаюсь познать исторические факты; во-вторых, я считаю, что со стороны новой власти было очень неразумно убирать идеологию и идеологическое воспитание из повседневного обихода и из основ управления государством; в-третьих, я полагаю, что еще не все потеряно, и что демократам западного толка и либералам не до конца удалось разрушить в людях потребность к духовному единению и организации российского общества на основе его самобытности и его духовных традиций.

#20 Алтына

Алтына

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 97 сообщений
  • Регистрация: 08-Ноябрь 15

Отправлено 25 Декабрь 2015 - 07:50

вот интересную информацию нашла:
http://www.kapellan..../view/12025/10/

Духовенство военного флота Российской империи.     (Корабельные священники на рубеже XIX-XX веков.)
Со времен Императора Петра Великого институт флотского духовенства вел свою славную историю, неразрывно сопряженную с героическими буднями военно-морского флота Российской империи. Затруднительно указать точную дату появления на военных кораблях особых священнослужителей. Хотя в письме адмирала К. И. Крюйса, датированным 1704 годом, упомянуты двое батюшек из десяти требуемых «для совершенного вооружения» флотилии из семи галер и ста бригантин, в других письменных источниках того времени сведений о судовом духовенстве не обнаружено. «Точно так же в Царском Указе от 26 января 1713 года о комплекте чинов Флота и размере содержания их, где перечисляются все служащие на кораблях, о корабельных священниках не упоминается. Но в апреле 1717 года последовало Высочайшее Повеление Государя: «В Российском Флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников».»(1) Царским повелением от 8 апреля 1719 года было указано иметь на каждом корабле по одному иеромонаху.
В основном флотское духовенство набиралось из иеромонахов Александро-Невского монастыря, хотя нередко на корабли направлялись и представители белого духовенства, вдовые или не имеюшие семейств. По Морскому уставу 1720 г. для надзирания за надлежащим отправлением судовыми священнослужителями своих обязанностей назначались обер-иеромонахи. После учреждения в 1721 году Святейшего Синода высший контроль за деятельностью священников военно-морских сил России осуществлялся этим ведомством.
Почти двести лет корабельные батюшки достойно несли крест пастырского служения как в повседневной деятельности, так и в пламени морских сражений. В мирное время они совершали богослужения в судовых церквях, исполняли необходимые требы, проповедовали и вели пастырские беседы с матросами. Во время же войны, не имея возможности (согласно церковным канонам) принимать участие в боевых действиях с оружием в руках, судовые священники оказывали помощь раненым, напутствовали умиравших и всеми доступными способами ободряли сражавшихся моряков. Многие священнослужители были удостоены золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте – высшей награды для отличившихся в сражениях военных священников.
Историческое развитие, формирование организационной структуры, различные аспекты деятельности флотского духовенства Российской империи более подробно изложены на страницах работ, вышедших в свет за последнее время.(2) По данной теме успешно защищена не одна диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.(3) Доступны для исследователей специализированные статьи по историографии проблем изучения истории военного духовенства, источниковедческие и библиографические труды.(4)
На рубеже XIX-XX веков институт флотского духовенства вступил в пору своего наивысшего развития, продолжавшегося до крушения имперской государственности в 1917-1918 годах. По утвержденному летом 1890 года «Положению об управлении церквами и духовенством Военного и Морского ведомств» общее руководство священниками сухопутных и морских сил государства вверялось протопресвитеру военного и морского духовенства. Сам протопресвитер приравнивался по рангу к генерал-лейтенанту армии и подчинялся непосредственно Святейшему Синоду. Повседневной деятельности протопресвитера содействовало особое Духовное Правление (канцелярия и присутствие), члены которого утверждались Синодом.
Первым протопресвитером военного и морского духовенства России был назначен главный священник армии и флота Александр Алексеевич Желобовский (1834-1910), занимавший эту должность до самой кончины. Ему довелось сделать многое для упрочения и развития института военных священно- и церковнослужителей.(5) Достаточно напомнить, что именно ему принадлежит заслуга организации периодического издания «Вестник Военного Духовенства» (ныне возобновленного как «Вестник Военного и Морского Духовенства»).
С конца XIX столетия своей властью протопресвитер пополнял по мере необходимости флотское духовенство иеромонахами или вдовыми священниками. В основном, священнослужители на корабли назначались по просьбам командиров военных портов. По предписанию главы военного духовенства Российской империи батюшки избирались епархиальными преосвященными и во время служебной деятельности на флоте оставались в ведении пославшей их епархии, куда могли вернуться после службы.
В начале XX века духовные лица российского военного флота подразделялись на протоиереев и священников благочинных (по служебному положению равнозначных штаб-офицерам); судовых священников (приравненных к старшим обер-офицерам); диаконов и псаломщиков (тождественных младшим обер-офицерам и подпрапорщикам соответственно). Основная работа по отправлению церковных треб и религиозному воспитанию матросов ложилась на плечи судовых священников.
При увеличении штатной численности служащих на флоте лиц, совершенствовании организации военно-морских сил империи, вводе в строй новых кораблей соразмерно увеличивались штаты флотского духовенства. Так, в 1902 году приказом по Морскому ведомству (№ 51) были учреждены 15 вакансий штатных судовых священников из числа белого духовенства. В обязательном порядке священнослужители назначались только на крупные боевые корабли - эскадренные броненосцы, броненосцы береговой обороны, крейсера I-го ранга.
После состоявшегося назначения «в строевом отношении корабельный священник подчинялся командиру корабля, а по духовным вопросам - старшему священнику эскадры. Последнему духовное ведомство поручало наблюдать за исполнением судовыми священниками своих обязанностей. С разрешения флагмана старший священник осматривал на кораблях походные церкви, корабельные образа, утварь и другие предметы, имеющие отношение к богослужению. О результатах осмотров он докладывал флагману, а если имелись серьезные недостатки, то и своему духовному начальству». (6)
Вне сомнения, помещение судовой церкви было одной из святынь корабля - местом сосредоточения религиозно-духовной жизни всего экипажа. Именно здесь, возле главного киота общего судового образа, священнослужитель в полном облачении должен был (согласно ст. 1230 Морского устава) находиться при осмотре корабельных помещений Государем Императором. Именно здесь, по давней традиции военного флота, молодые матросы целовали крест и Евангелие, а затем и судовой образ-икону в подтверждение принятой ими присяги.
В каждой корабельной церкви, помимо общего судового образа и наиболее почитаемых икон, имелись и иные, поднесенные или Высочайше пожалованные экипажу иконы, а нередко и предметы богослужения или церковного обихода. Движимые религиозным чувством русские моряки на собранные средства сами приобретали различные предметы для украшения церквей своих судов. К примеру, в 1903 году в церковь эскадренного броненосца «Император Николай I» от офицеров и матросов поступили 3 «высеребренных подсвечника к местным иконам», вызолоченные люстра и 4 лампады (на общую сумму 255 рублей). (7)
Командиром военного корабля, на котором имелась судовая церковь, обязательно «из числа офицеров или корабельных чиновников Морского ведомства назначался ее ктитор, отвечавший за внешнее убранство церковного помещения и расходование казенных церковных сумм, а из унтер-офицеров - церковник, следивший за чистотой в церковной каюте. Кроме того, из числа матросов назначался хор певчих, которые два раза в неделю с разрешения командира корабля собирались на спевку». (8)
Подбор певчих и руководство хором их возлагались на судового священника как практически единственного члена экипажа, обязанного досконально знать тонкости церковно-певческого дела. Также под руководством батюшки (согласно ст. 920 Морского устава) ежедневно пелись всей командой общие утренняя и вечерняя молитвы. «Только тот, кому довелось слышать вечернюю молитву на русских военных судах, только он знает, как в вечерней тишине величественно льются звуки, из полной груди сотен молодых людей, этого стройного хора: «Отче наш, иже еси на небесех»» - отмечено в воспоминаниях потрясенного современника. (9)
В день подъема флага перед началом похода в 10 часов утра в судовой церкви начиналось служение обедни и молебна, а над кораблем на это время поднимался особый «молитвенный флаг». В ходе богослужения на корабле соблюдалась возможная тишина, и все приказания отдавались вполголоса. Работ не производилось, вахта неслась уменьшенным составом, а приезжавшие на судно адмиралы встречались только командиром и вахтенным начальником.
Перед уходом в плавание на боевом корабле служились обедня и молебен, по окончании которого, окропив судно и флаг святой водою, батюшка приходил в кают-компанию благословить прощальный завтрак членов экипажа с их родными и знакомыми. В плавании судовой священник был обязан совершать воскресные и праздничные богослужения, торжественные молебствия и ежедневные церковные службы; отправлять иные необходимые требы и вести проповеди; наблюдать за правильным исполнением моряками церковных обрядов.
В своей каждодневной деятельности флотское духовенство руководствовалось специальной инструкцией Святейшего Синода, предписывавшей не входить в противоречие с установленным на военно-морском флоте «общим служебным порядком». Периодически публикуемые в «Вестнике Военного Духовенства» статьи рассматривали наиболее существенные стороны пастырского служения («форма и способы его выполнения») в обстановке и условиях жизни на боевом судне. (10)
Помимо регулярного совершения установленных богослужений, судовой священник постоянно вел проповеди и «вне-богослужебные беседы» религиозно-нравственного характера, проводил учет личного состава корабля по церковной линии (сообщая духовному начальству о повенчанных, умерших без завещания и т.д.). Он давал уроки Закона Божия «для неграмотной команды», осуществлял на судне миссионерскую работу среди иноверцев, обучал нижних чинов грамоте, проводил с ними просветительные беседы по русской истории и истории военного флота, содержал судовые библиотечки и наблюдал за чтением матросов в часы досуга.
Согласно согласованной с военно-морским ведомством синодской инструкции, в плавании священник обязывался поддерживать тесные отношения с офицерами корабля и уведомлять их о выявленных «неблагонадежных» матросах. Кроме того, батюшка должен был навещать арестованных моряков с целью побуждения их к раскаянию, «беседовать с нарушителями воинской дисциплины, отказывающимися принимать присягу, налагающими на себя руки. Приходилось также бороться с неграмотностью, невежеством, пьянством и прочими пороками». (11)
Перед подготовкой корабля к сражению и в ходе боя священник должен был действовать в соответствии со ст. 703 Морского устава: «Перед боем, если командир признает возможным, священник служит молебен с коленопреклонением о даровании победы, обходит палубы и окропляет корабль и команду святою водою. Во время сражения он должен находиться при раненых, подавая им возможное пособие и утешение, исповедовать и причащать умирающих и тяжелораненых, которые того пожелают». (12)
После выхода корабля из сражения священнослужитель продолжал помогать докторам в перевязках, утешая легкораненых и исповедуя умирающих офицеров и матросов. Когда погибшие моряки были подготовлены для захоронения в море (зашиты в парусину с прикрепленным балластом), корабельный священник совершал отпевание их. По окончание последней литии заупокойного богослужения тела погибших предавались морю под пение «Вечная память» и залпы прощального салюта. Об убитых и умерших моряках священник доносил в Синод, сообщая при этом адреса или места призыва павших, - с указанием мест проживания их семей (для последующей выдачи пособий).
Захоронение до конца исполнивших свой долг членов экипажа могло происходить и на суше. В этом случае «особо важное значение придавало флотское духовенство деятельности по отданию воинских почестей морякам, погибшим в бою, сохранению в памяти потомков имен выдающихся героев и деятелей, так как от этого зависело духовно-нравственное здоровье последующих поколений. Забота о надлежащем погребении воинов, установлении им памятников, извещении родственников погибших о времени и месте захоронения была уставной обязанностью священников, которая впоследствии стала одной из важных боевых традиций флота…» (13)
Не только за «оказанные отличия в делах против неприятеля», но и за достойное исполнение своих обязанностей в мирное время и за выслугу лет, флотские священнослужители получали различные награды, как от церковного начальства, так и от военных светских властей. По ведомству протопресвитера военного и морского духовенства батюшки поощрялись саном протоирея; «наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым»; грамотой с благословением Синода; камилавкой, скуфьей и прочими пожалованиями.
От военно-морского начальства судовые священники в мирное время получали ордена Св. Анны 2-3-ей степеней, Св. Владимира 3-4-ой степеней, золотые и серебряные медали с надписью «за усердие»,- но за заслуги в военный период полагались ордена тех же степеней уже «с мечами и бантом» и орден Св. Георгия 4-ой степени. Наиболее желаемой наградой для отличившихся в сражениях на море священнослужителей был золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, выдаваемый из Кабинета Его Императорского Величества. За особые отличия флотские батюшки получали от имени Государя золотые наперсные кресты с украшениями из драгоценных камней, золотые часы и иные ценные подарки.
В начале XX столетия флотское духовенство по служебным правам и преимуществам было уравнено с полковыми священниками, хотя и существовали расхождения в их материальном положении. К примеру, по давним морским обычаям судовой священник занимал на корабле отдельную каюту, считался гостем кают-компании, не нес расходов «по столу» и других, обязательных для флотских офицеров трат. Более подробно вопросы финансово-имущественной организации деятельности военного духовенства освещены в ряде научных работ последнего десятилетия. (14)
При проведении мер по улучшению материального положения личного состава военно-морского флота в годы правления последнего российского самодержца Николая II увеличивалось и финансовое содержание флотских батюшек. В частности, «Его Величество Государь Император, в непрестанной заботливости об избравших своим поприщем морскую службу, а также о нуждах морского духовенства, Высочайше повелеть соизволил: с 1 июля сего 1900 года ввести в действие новые табели окладов содержания строевым чинам флота и морскому духовенству». (15)
Помимо должностных окладов с различными надбавками священнослужители флота получали также «квартирные оклады» (денежное довольствие на наем квартиры, ее отопление и освещение, иные расходы), размеры которых были значительно увеличены в 1902-1903 годах. С января 1903 года проходившим службу в местностях «первого разряда» (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Владивосток и поселения Квантунской области) протоиереям и священникам благочинным причиталось по 780 рублей, судовым священникам по 544 рубля, диаконам и псаломщикам около 309 рублей и 180 рублей соответственно. (16)
Существовали и иные способы улучшения финансово-экономического положения корабельных священников. Так, 7 февраля 1905 года Император Николай II соизволил утвердить постановление Адмиралтейств-Совета «о предоставлении штатным судовым священникам из белого духовенства права на получение пособий на воспитание детей, начиная с 1-го января сего года, по правилам, утвержденным Советом для офицерских чинов». (17) Значительно улучшенное материальное положение пастырей русских моряков по сравнению с невоенным православным духовенством способствовало пополнению флота деятельными и достойными священниками.
В завершение следует отметить, что на крейсерах II-го ранга, миноносцах, канонерских лодках и иных судах военного флота Российской Империи священнослужители отсутствовали. При необходимости такие суда посещались корабельными священниками с больших кораблей, а при заходах в гавани моряки отправлялись в портовые церкви.

Сергей Викторович Самохвалов,
член Императорского Русского Исторического общества.
/ historiador @ mail. ru /




Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования