Вечером этого же дня мы прошли неподалеку от места гибели аргентинского крейсера «General Belgrano» (GPS -55.4, -61.533333).

Он стал первым и остается пока единственным боевым кораблем, потопленным атомной подводной лодкой.

Крейсер был заложен 15.04.1935г. на верфи New York Shipbuilding Corporation под названием «Phoenix» (CL-46).
Он стал пятым в серии из девяти легких крейсеров типа «Brooklyn» построенных в США между мировыми войнами для усиления флота.
Вступив в строй 03.10.1938г., он был отправлен с визитом в Южную Атлантику, а в следующем году его перевели на Тихий океан.
Нападение японцев на США 07.12.1941г. крейсер встретил в гавани Перл-Харбора (Гавайские острова). В тот день ему счастливо удалось избежать атак японских палубных самолетов, т.к. он стоял в северной части бухты, в стороне от американских линкоров подвергшихся основному удару.
После первого налета на крейсере развели пары и своим ходом он вышел из гавани мимо горящих американских кораблей.

В течение последующего года крейсер участвовал в проводке конвоев между США и Австралией, а также в охоте за японскими кораблями в Индийском океане.
В июле 1943г. «Phoenix» прошел капремонт и модернизацию в г. Филадельфия, после окончания которой доставил госсекретаря США Cordell Hull (02.10.1871 – 23.07.1955гг.) на конференцию союзников в марокканском г. Касабланка.
Затем крейсер вернулся на Тихий океан, где и воевал до окончания боевых действий.
28.02.1946 вместе с другими систершипами его вывели из боевого состава ВМС США и поставили на длительное хранение в г. Филадельфия.
Даже на хранении эти уже порядком устаревшие кораблей требовали значительных средств, поэтому в 1951г. шесть из них, поровну, за символические суммы передали Бразилии, Чили и Аргентине.
Последняя, кроме «Phoenix» (переименованный вначале в «Diecisiete de Octubre», а в 1956 в «General Belgrano»), получила крейсер «Boise» (CL-47), ставший аргентинским «Nueve de Julio» (C-5).
В 1967г. «General Belgrano» прошел модернизацию, на нем смонтировали зенитно-ракетный комплекс GWS-24 «Sea Cat» английского производства, новую итальянскую радиолокационную станцию RTN-10X «Orion» и площадку для базирования вертолетов.
«Nueve de Julio» списали в 1978г. и продали на слом в Японию, а «General Belgrano» оставался в строю аргентинского флота, систематически завоевывая призы за точность артиллерийской стрельбы.
Когда 02.04.1982г. аргентинские войска высаживались на Фолклендских островах, «General Belgrano» находился в Ушуайе. Незадолго до этого он вернулся из практического плавания вдоль побережья Аргентины с группой кадетов на борту.
Вопреки прогнозам аргентинской хунты правительство Маргарет Тэтчер решительно и быстро отреагировало на захват островов.
Уже 05.04.1982г. из Портсмута вышел первый эшелон английского флота - оперативное соединение TF.317.
Аргентинцам стало понятно, что боевых действий не избежать.
Обе стороны ввели запретные зоны для нахождения «чужих» судов и самолетов в районе Фолклендских островов и начали усиленно готовиться к боевым действиям.
Аргентинцы массированный удар по английским кораблям планировали нанести после входа их в запретную зону.
Документы, касающиеся этой операции аргентинского флота до сих пор не опубликликованы.
Из разроненных воспоминаниий участников событий замысел операции выглядел следующим образом.

15.04.1982г. Puerto Belgrano из вышло «Северное» соединение (Task Group 79.1, командующий капитан первого ранга Capitan de Navio Jose J. Sarcona), в составе авианосца «Veinticinco de Mayo», эскадренного миноносца «Santisima Trinidad», корветов «Drummond», «Guerrico» «Granville» и танкера «Campo Duran».
Оно должно было нанести удар своими палубными самолетами совместно с авиацией берегового базирования по английским кораблям, вошедшим в запретную зону.
Одновременно выдвинулось «Восточное» соединение (Task Group 79.2) под командованием Capitan de Navio Juan C. Calmon в составе эскадренного миноносца «Hercules», фрегатов «Segui», «Comodoro Py», а также танкера «Punta Medanos», которое имело задачу сблизиться с ослабленными авианалетами английскими кораблями и нанести удар противокарабельными ракетами с востока.
26.04.1982г. из Ушуайи вышла «южная» группа аргентинцев (TG 79.3) под командованием капитана первого ранга Hector Elias Bonzo (11.08.1932 – 22.04.2009гг.) в составе крейсера «General Belgrano», эсминцев «Hipolito Bouchard», «Piedra Buena», а также танкера «Punta Delgado»,
Его задачей было отвлечение внимания англичан от двух других групп аргентинского флота, идущих к фолклендам с севера.
В случае удачи первого этапа операции снаряды из пятнадцати 152-мм орудий «General Belgrano» (американцы за скорострельность прозвали их «шестидюймовыми пулеметами») и противокорабельные ракеты эсминцев эскорта должны были на следующие сутки уничтожить оставшиеся корабли англичан.
В случае неудачи операции крейсер мог попытаться скрытно пройти в гавань Порт-Стэнли и усилить ее оборону.
Однако цепь случайных событий привел к тому, что все пошло совсем не как планировали аргентинцы.
Это часто бывает на войне.
Победа благоволит не столько вдумчивым «штабистам» скрупулезно планирующим операции, сколько инициативным командирам, правильно ориентирующимся в стремительно изменяющейся обстановке.
А таких, как показали дальнейшие боевые действия, у аргентинцев было мало.
Утром 01.05.1982 аргентинский разведывательный самолет Grumman S-2E «Tracker» обнаружил английское оперативное соединение, подошедшее к Фолклендским островам.

Аргентинская эскадра находилась уже в 150 милях от британцев, а командующий английским соединением, контр- адмирал Сэнди Вудворд (Sir John Forster «Sandy» Woodward, 01.05.1932 – 04.08.2013гг.) все еще мучился вопросом: «Где этот чертов аргентинский аиваносец?».
Английские атомные подводные лодки «Splendid» и «Spartan» вместе базовыми патрульными самолетами Великобритании искали их вдоль всего восточного побережья Аргентины. Американский спутник оптической разведки из-за плохой погоды тоже не мог прояснить ситуацию.

«Козыри» на короткое время оказались на руках у аргентинцев.
Получив точное местоположение английского соединения, они подготовили для удара по нему более полусотни самолетов берегового базирования и семь реактивные штурмовиков Douglas A-4 Q «Skyhawk» с авианосца «Veinticinco de Mayo». Последним отводилась основная роль.
Под каждый палубный самолет подвесили по шесть 500-т фунтовых (227кг) осколочно-фугасных бомб Mk 82.
Для подъема в воздух эти палубные штурмовики необходимо было разогнать до скорости 170 узлов (315км/ч).
Поскольку взлетная палуба имела длину 200м, самостоятельно взлететь они не могли.
Для придания скорости отрыва на авианосце была установлена паровая катапульта, которая могла разогнать максимально загруженный «Skyhawk» до 135 узлов.

Сам «Veinticinco de Mayo» мог некоторое время поддерживать 23узла.
Таким образом, для безопасного взлета самолетам требовалось еще и наличие встречного ветра силой не менее 10узлов (5м/с).
В Южной Атлантике обычно ветра гораздо сильнее, но в тот день ветер неожиданно стих!
Мало того, прогноз погоды на ближайшие часы не обещал его усиления.
Перед руководителями операции встала дилемма: слить со штурмовиков часть топлива, уменьшить дальность полета и подойти к британцам ближе, либо уменьшить количество бомб.
Аргентинцы выбрали первое.

Как показали последующие события, это решение оказалось фатальным.
Удар был отложен, «Veinticinco de Mayo» начал сближаться с англичанами и спустя двенадцать часов был обнаружен английским разведывательным самолетом.
Фактор внезапности был утерян.
В течении всего светового дня 01.05.1982г. по английским кораблям работала на пределе своего радиуса только аргентинская береговая авиация, которая потеряла 6 самолетов и 3 пилотов, не добившихся ощутимых успехов (были повреждены два английских истребителя British Aerospace «Sea Harrier»).
Утром 02.05.1982 удар силами аргентинского флота по британским кораблям был отменен и кораблям было приказано возвращаться на базы.
«General Belgrano» в 09:00 тоже повернул в сторону Огненной Земли.
На его борту не знали, что еще с вечера 30.04.1982 за ним наблюдает английская атомная подводная лодка «Conqueror».

Каждые два часа она подвсплывала под перископ и ее командир капитан первого ранга Christopher Louis Wreford-Brown (01.08.1945- нв.) доносил о местоположении крейсера в Адмиралтейство.
Формально соединение TF.79.3, не могло в тот момент угрожать британским кораблям, которые находились в 300 милях от английских авианосцев.
Однако аргентинские корабли двигалось вдоль подводной скалы Birdwood Bank имеющей глубины 45 – 100м. Если бы они повернули на северо-восток, то «Conqueror» не смогла бы следовать за ними для атаки торпедами.
Находящиеся на вооружении английского соединения TF.317 противокорабельные ракеты MM38 Exocet, 114-мм пушки и 454кг. авиабомбы были недостаточно эффективны против защищенного броней крейсера.
Никаких гарантий, что крейсер снова не начнет сближаться с британской эскадрой у англичан не было.
В 13:30 Christopher Louis Wreford-Brown получил по спутниковой связи разрешение атаковать крейсер, даже если он не войдет в запретную 200-т мильную зону.
Технические проблемы не позволили выполнить приказ немедленно.
Лодка легла на боевой курс только в 18:50, когда до границы запретной зоны оставалось 35 миль, а до Ушуайи — 240 миль.
Из трех выпущенных торпед две попали в «General Belgrano».
Первая торпеда взорвалась в район кормового машинного отделения. Сила взрыва была настолько велика, что оказались пробиты все палубы, включая верхнюю. Практически одновременно погибли 234 члена экипажа, находившиеся в той части крейсера.
Вторая торпеда взорвалась перед носовыми артиллерийским погребами, практически оторвав нос «General Belgrano», который надломился и держался только на креплениях палубы.
Третья выпущенная лодкой торпеда попала в эсминец «Hipolito Bouchard», но не взорвалась.
В 19.21 крен крейсера достиг 40градусов и командир крейсера капитан 1 ранга Бонзо приказал оставить корабль.

Вскоре «General Belgrano» скрылся под водой.
Плоты с остатками команды крейсера обнаружила только на следующий день аргентинская авиация, а к исходу 03.05.1982 эсминцы «Hipolito Bouchard», «Piedra Buena», а также и подошедшие от Огненной земли буксир «Francisco de Gurruchaga», патрульный корабль «Comodoro Somellera», а также чилийский транспорт «Piloto Pardo» спасли с плотов 772 человека.
Катастрофе способствовали не только изношенность механизмов крейсера, но и отвратительно несение боевой службы экипажем.
Большая часть водонепроницаемых переборок не была задраена, а основная часть экипажа находилась вне боевых постов.
Всего погибло 323 моряка – больше половины всех аргентинских потерь в конфликте.