Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Сообщений в теме: 9
#1
Отправлено 10 Октябрь 2013 - 18:32
В 43 км севернее Перми по правому (западному) берегу Камы расположился музей деревянного зодчества близ деревни Хо́хловка (ударение на первый слог - ХОхловка). В живописнейшем месте на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы Камского водохранилища (Камского моря)
на холмистых склонах расположены 23 деревянные постройки, собранные по всему Предуралью. Музей основан в 1969 году, открыт для посетителей в 1980 году.
Хо́хловка делится на три сектора: коми-пермяцкий (три избы и гумно), северного Прикамья (церковь, изба и амбар), южного Прикамья (около половины музея), а также два тематических комплекса - охотничье становье и солеваренный завод.
Новшеством нашей экскурсии явилось слияние музейного обслуживания и креативного туристического обслуживания принимающей стороны. Получилось яркое представление информации, в котором зачастую участниками процесса стали мы сами.
Сразу хочу извиниться за некоторые неудачные фотографии, погода и освещение совсем не располагали к посещению музея ДЕРЕВЯННОГО зодчества. Дождя не было, но небо было хмурым и мрачным. Но благодаря интересной интерактивной программе, весёлому настрою наших организаторов мы получили массу позитива и покинули Хо́хловку с большим желанием посетить её ещё раз. Но обо всём по-порядку:
На входе в музейный комплекс нас встретили уральские женщины задорной песней из местного фольклора, хлебом-СОЛЬЮ (местной, наверно) и вкусным хлебом.
Хлеб оказался настолько вкусным, что съели мы его до крошки, несмотря на то, что экскурсия состоялась после обеда (Те, кто знают, как кормят на теплоходах компании "Инфофлот", могут представить, что мы были далеко не голодные.)
Потом началось... Нас одели в местные уральские костюмы мужские
и женские, чтобы мы лучше почувствовали местные обычаи.
У входа расположен Коми-Пермяцкий сектор: Три крестьянских усадьбы 19 века представляют собой довольно странный синтез северной и уральской избы. Это как бы дом-двор по типу поморских, но часть построек всё же отдельно. Первая изба усадьбы Кудымова. д. Яшкино Юсьвинского района. середина 19 в.
На пороге дома небольшой экскурс в историю Коми-Пермяков. Это древний народ, имевший в Средние века собственное государство, вассальное Руси - Великопермское княжество. Коми и коми-пермяки - очень близкие народы, с той лишь разницей, что коми были крещены мирным путём в конце 14в., а коми-пермяки - военным путём в 15-16 веках. В итоге коми в России около 330 тысяч, а коми-пермяков - около 150 тысяч. Еще недавно существовал Коми-Пермяцкий автономный округ в центром в Кудымкаре, ныне слитый с Пермской областью (которая после этого и стала Пермским краем).
Мы прошли в избу. Расположились поудобнее и продолжили приобщаться к местному быту. Внутри воссоздан интерьер и выставлены предметы народных промыслов.
на холмистых склонах расположены 23 деревянные постройки, собранные по всему Предуралью. Музей основан в 1969 году, открыт для посетителей в 1980 году.
Хо́хловка делится на три сектора: коми-пермяцкий (три избы и гумно), северного Прикамья (церковь, изба и амбар), южного Прикамья (около половины музея), а также два тематических комплекса - охотничье становье и солеваренный завод.
Новшеством нашей экскурсии явилось слияние музейного обслуживания и креативного туристического обслуживания принимающей стороны. Получилось яркое представление информации, в котором зачастую участниками процесса стали мы сами.
Сразу хочу извиниться за некоторые неудачные фотографии, погода и освещение совсем не располагали к посещению музея ДЕРЕВЯННОГО зодчества. Дождя не было, но небо было хмурым и мрачным. Но благодаря интересной интерактивной программе, весёлому настрою наших организаторов мы получили массу позитива и покинули Хо́хловку с большим желанием посетить её ещё раз. Но обо всём по-порядку:
На входе в музейный комплекс нас встретили уральские женщины задорной песней из местного фольклора, хлебом-СОЛЬЮ (местной, наверно) и вкусным хлебом.
Хлеб оказался настолько вкусным, что съели мы его до крошки, несмотря на то, что экскурсия состоялась после обеда (Те, кто знают, как кормят на теплоходах компании "Инфофлот", могут представить, что мы были далеко не голодные.)
Потом началось... Нас одели в местные уральские костюмы мужские
и женские, чтобы мы лучше почувствовали местные обычаи.
У входа расположен Коми-Пермяцкий сектор: Три крестьянских усадьбы 19 века представляют собой довольно странный синтез северной и уральской избы. Это как бы дом-двор по типу поморских, но часть построек всё же отдельно. Первая изба усадьбы Кудымова. д. Яшкино Юсьвинского района. середина 19 в.
На пороге дома небольшой экскурс в историю Коми-Пермяков. Это древний народ, имевший в Средние века собственное государство, вассальное Руси - Великопермское княжество. Коми и коми-пермяки - очень близкие народы, с той лишь разницей, что коми были крещены мирным путём в конце 14в., а коми-пермяки - военным путём в 15-16 веках. В итоге коми в России около 330 тысяч, а коми-пермяков - около 150 тысяч. Еще недавно существовал Коми-Пермяцкий автономный округ в центром в Кудымкаре, ныне слитый с Пермской областью (которая после этого и стала Пермским краем).
Мы прошли в избу. Расположились поудобнее и продолжили приобщаться к местному быту. Внутри воссоздан интерьер и выставлены предметы народных промыслов.
http://trophikana.livejournal.com/
#2
Отправлено 10 Октябрь 2013 - 18:41
Когда мы вышли из избы, перед ней мирно прогуливались козы. Оказывается одной из нас предстояла "тяжёлая работа" - подоить козу.
Энтузиасты нашлись быстро. Но коза была хитрая - давалась не всем и не сразу. Доить козу оказалось ОЧЕНЬ сложно. Её пришлось держать за рога, доить и одновременно отгонять козлов, которые так и норовили пристроиться. Хоть надой и был невелик, но всё же мы это сделали
А потом мы взбивали из сливок масло. Оно получилось очень вкусным. Ароматным, с запахом топлёного молока
У кого не получилось с дойкой, пошли осваивать ткацкое ремесло. Я сама попробовала, только меня никто не запечатлил. Я думала, ткать легко, уж больно резво это получалось у бабульки, но не тут-то было. У неё полотно ровное, а у меня вкривь да вкось.
Вышли мы из избы, а на пригорке у церкви уже вовсю идёт веселье. не успели мы и глазом моргнуть, как закружились в весёлом хороводе под задорные уральские песни.
А потом была игра в нитки, которые закручивались в клубок, а потом раскручивались. И совсем нам было не холодно, а даже очень жарко.
Всё гульбище проходило перед Преображенской церковью из села Янидор (Чердынского района), срубленной в 1702 году. Это уже сектор "Северное Прикамье". Мы зашли внутрь, Там пусто, только стены и перегородки. Интерьер Ещё не воссоздан. По церкви хорошо видна разница между деревянными храмами Урала и Севера - уральские церкви более массивные, и выглядят более прочными. В то же время, на Севере и в Средней России очень редко строили клетские храмы такого размера. Шатровых храмов на Урале не было уже к началу ХХ века, а Янидорская церковь уникальна еще и "крещатой бочкой" под главкой. Такая деталь характерна для Пинеги и Мезени, где сохранилась на трёх храмах. Между Мезенью и Камой - республика Коми, но там не сохранилось церквей старше 19 века. И в общем, можно предположить, что в прошлом эта форма была распространена между Мезенью и Уралом.
Энтузиасты нашлись быстро. Но коза была хитрая - давалась не всем и не сразу. Доить козу оказалось ОЧЕНЬ сложно. Её пришлось держать за рога, доить и одновременно отгонять козлов, которые так и норовили пристроиться. Хоть надой и был невелик, но всё же мы это сделали
А потом мы взбивали из сливок масло. Оно получилось очень вкусным. Ароматным, с запахом топлёного молока
У кого не получилось с дойкой, пошли осваивать ткацкое ремесло. Я сама попробовала, только меня никто не запечатлил. Я думала, ткать легко, уж больно резво это получалось у бабульки, но не тут-то было. У неё полотно ровное, а у меня вкривь да вкось.
Вышли мы из избы, а на пригорке у церкви уже вовсю идёт веселье. не успели мы и глазом моргнуть, как закружились в весёлом хороводе под задорные уральские песни.
А потом была игра в нитки, которые закручивались в клубок, а потом раскручивались. И совсем нам было не холодно, а даже очень жарко.
Всё гульбище проходило перед Преображенской церковью из села Янидор (Чердынского района), срубленной в 1702 году. Это уже сектор "Северное Прикамье". Мы зашли внутрь, Там пусто, только стены и перегородки. Интерьер Ещё не воссоздан. По церкви хорошо видна разница между деревянными храмами Урала и Севера - уральские церкви более массивные, и выглядят более прочными. В то же время, на Севере и в Средней России очень редко строили клетские храмы такого размера. Шатровых храмов на Урале не было уже к началу ХХ века, а Янидорская церковь уникальна еще и "крещатой бочкой" под главкой. Такая деталь характерна для Пинеги и Мезени, где сохранилась на трёх храмах. Между Мезенью и Камой - республика Коми, но там не сохранилось церквей старше 19 века. И в общем, можно предположить, что в прошлом эта форма была распространена между Мезенью и Уралом.
http://trophikana.livejournal.com/
#3
Отправлено 10 Октябрь 2013 - 18:47
Выше Янидорской Преображенской церкви - башня Торговищенского острога
(с. Торговище Суксунского района)8-башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги, а с утратой оборонных функций из крепости постепенно превратился в церковный ансамбль. По сути, это было нечто уникальное - уральский погост-тройник! Ведь такое явление считалось характерным для Русского Севера. Помимо острожной башни в ансамбль входили церковь Иоанна Предтечи (1740), колокольня (1750) и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1701) с уникальным завершением. В 1899 году сгорела башня, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее). В 1908 году сгорел храм Иоанна Предтечи, и его решили отстраивать в камне. Однако случилась Революция, погост был покинут и обветшал. Церковь Зосимы и Савватия развалилась, колокольня лишилась верхушки, а башню успели вывезти. В общем, одна из тяжелейших утрат деревянного зодчества Предуралья.
От башни открывается отличная панорама.
За Сторожевой башней совы облюбовали пенёк.
А мы продолжаем подниматься на холм. Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году - самый старый объект в музее), покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и установлены на самой высокой точке полуострова. Внутрь мы не попали, так как начало достаточно быстро смеркаться. Чувствуется перепад во времени в два часа. Внутри , как и в Янидорской церкви ничего нет, только фотографии на стенах, на которых представлены деревянные церкви Южного Прикамья.
Чуть в стороне от Богородицкой церкви сельское пожарное депо. (д. Скобелевка Пермского района. начало 20 в.)
Внутри - экспозиция пожарной техники 19в. Орудия для тушения пожара, передвижная техника в виде саней, и даже корыто -поилка для лошадей, отдельная комната для людей-пожарных, при этом депо их насчитывалось 23 человека.
От пожарного депо тропка ведёт вниз к охотничьему становью. К лесному полумраку, запаху хвои, тишине прибавляется полумрак наступающего вечера. Возникает ощущение тайги и глухого леса. Эта экспозиция относится к Северному Прикамью. Охотничий Лабаз для пушнины - то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей. Практически такой же - Лабаз для продуктов, только он на двух ногах.
А рядом Охотничья избушка. Рядом навес для ночлега.
(с. Торговище Суксунского района)8-башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги, а с утратой оборонных функций из крепости постепенно превратился в церковный ансамбль. По сути, это было нечто уникальное - уральский погост-тройник! Ведь такое явление считалось характерным для Русского Севера. Помимо острожной башни в ансамбль входили церковь Иоанна Предтечи (1740), колокольня (1750) и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1701) с уникальным завершением. В 1899 году сгорела башня, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее). В 1908 году сгорел храм Иоанна Предтечи, и его решили отстраивать в камне. Однако случилась Революция, погост был покинут и обветшал. Церковь Зосимы и Савватия развалилась, колокольня лишилась верхушки, а башню успели вывезти. В общем, одна из тяжелейших утрат деревянного зодчества Предуралья.
От башни открывается отличная панорама.
За Сторожевой башней совы облюбовали пенёк.
А мы продолжаем подниматься на холм. Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году - самый старый объект в музее), покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и установлены на самой высокой точке полуострова. Внутрь мы не попали, так как начало достаточно быстро смеркаться. Чувствуется перепад во времени в два часа. Внутри , как и в Янидорской церкви ничего нет, только фотографии на стенах, на которых представлены деревянные церкви Южного Прикамья.
Чуть в стороне от Богородицкой церкви сельское пожарное депо. (д. Скобелевка Пермского района. начало 20 в.)
Внутри - экспозиция пожарной техники 19в. Орудия для тушения пожара, передвижная техника в виде саней, и даже корыто -поилка для лошадей, отдельная комната для людей-пожарных, при этом депо их насчитывалось 23 человека.
От пожарного депо тропка ведёт вниз к охотничьему становью. К лесному полумраку, запаху хвои, тишине прибавляется полумрак наступающего вечера. Возникает ощущение тайги и глухого леса. Эта экспозиция относится к Северному Прикамью. Охотничий Лабаз для пушнины - то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей. Практически такой же - Лабаз для продуктов, только он на двух ногах.
А рядом Охотничья избушка. Рядом навес для ночлега.
http://trophikana.livejournal.com/
#4
Отправлено 10 Октябрь 2013 - 18:54
Небольшой переход по деревянным мосткам - и мы на соляных разработках.
Около Рассолоподъёмной башни мы ожидаем подхода любителей фотосъёмки. Но замёрзнуть нам опять не дают. С задорными песнями мы вновь играем в весёлые подвижные игры.
Потом небольшой экскурс в солеваренное производство. Дело в том, что солепромышленные технологии на Урале не менялись веками - и первые купцы в 15-м веке, и Строгановы в 17-м, и последние купцы в 19-м получали соль одинаково. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Один из сользаводов чудом уцелел до наших дней - Усть-Боровский завод на окраине Соликамска. Эти постройки (1880-х годов) вывезены именно оттуда. В Хохловке - не ансамбль, а по одной постройке производственного цикла. Первая - рассолоподъёмная башня. Пермскую соль добывались в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти. Деревянная труба - ствол скважины. Другая деревянная труба, потоньше - это внутризаводской трубопровод, по которому рассол передавался между сооружениями.
Второй объект - соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок. В Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева. Некоторые даже пытались полизать брёвна, солёные ли они на вкус
Соляная Варница - основное звено солеваренного цикла. Поставлена она почему-то между башней и ларём, но на самом деле туда поступал очищенный рассол.
Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров. На топке лежал цирен, или чрен - гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями. Это была кошмарная работа - температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности.
Последнее звено - амбар. Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос - работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков. Отсюда и "пермяк - солёные уши" - от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой.
От соляного амбара мы спустились вниз, на набережную. Перед нами открылся замечательный вид, жаль, для фотосъёмки было уже темновато. Высокий изрезанный известняковый берег белел на противоположном берегу. Как сторожевые, вытянулись стройные ели (или Пихты.)
035 Нафотографировавшись, мы стали подниматься вверх по лестнице. И вдруг раздавшееся пение заставило нас остановиться и оглянуться назад. Красивая уральская песня девушки, проводившей на войну своего любимого и ожидавшей его на берегу понеслась над водой. Хрупкая уральская девушка пела на берегу, всматриваясь вдаль. Красиво и очень трогательно.
Около Рассолоподъёмной башни мы ожидаем подхода любителей фотосъёмки. Но замёрзнуть нам опять не дают. С задорными песнями мы вновь играем в весёлые подвижные игры.
Потом небольшой экскурс в солеваренное производство. Дело в том, что солепромышленные технологии на Урале не менялись веками - и первые купцы в 15-м веке, и Строгановы в 17-м, и последние купцы в 19-м получали соль одинаково. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Один из сользаводов чудом уцелел до наших дней - Усть-Боровский завод на окраине Соликамска. Эти постройки (1880-х годов) вывезены именно оттуда. В Хохловке - не ансамбль, а по одной постройке производственного цикла. Первая - рассолоподъёмная башня. Пермскую соль добывались в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти. Деревянная труба - ствол скважины. Другая деревянная труба, потоньше - это внутризаводской трубопровод, по которому рассол передавался между сооружениями.
Второй объект - соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок. В Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева. Некоторые даже пытались полизать брёвна, солёные ли они на вкус
Соляная Варница - основное звено солеваренного цикла. Поставлена она почему-то между башней и ларём, но на самом деле туда поступал очищенный рассол.
Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров. На топке лежал цирен, или чрен - гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями. Это была кошмарная работа - температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности.
Последнее звено - амбар. Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос - работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков. Отсюда и "пермяк - солёные уши" - от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой.
От соляного амбара мы спустились вниз, на набережную. Перед нами открылся замечательный вид, жаль, для фотосъёмки было уже темновато. Высокий изрезанный известняковый берег белел на противоположном берегу. Как сторожевые, вытянулись стройные ели (или Пихты.)
035 Нафотографировавшись, мы стали подниматься вверх по лестнице. И вдруг раздавшееся пение заставило нас остановиться и оглянуться назад. Красивая уральская песня девушки, проводившей на войну своего любимого и ожидавшей его на берегу понеслась над водой. Хрупкая уральская девушка пела на берегу, всматриваясь вдаль. Красиво и очень трогательно.
http://trophikana.livejournal.com/
#5
Отправлено 10 Октябрь 2013 - 19:53
Мы сделали круг и опять в секторе Северного Прикамья. Ветряная мельница из деревни Шихири Очерского района. Середина 20 в.
Загон с Северными оленями. Из рассказа экскурсовода: Манси, один из коренных народов Северного Прикамья, охотились на оленей, а некоторые некоторые семьи разводили их. Северные олени не обитают в Прикамье, но иногда заходят в северные районы региона - Красновишерский и Гайнский.
В самое завершение нашего пребывания в Хохловке нас ждали накрытые столы с уральскими угощениями. Вкуснейшие пирожки с рыбой, капустой, ватрушки с картошкой и слойки с яблоками, наваристая греча с луком и грибами, приготовленная в печи, хрустящая квашенная капустка, малосольные огурчики и как украшение стола - нами взбитое сливочное масло с запахом топлёного молока.
ну и какой стол без крепкой уральской водочки и клюквенного морса. Наши посиделки в Хохловке получились очень душевные.
Мы сели в автобус, который должен был подвезти нас к нашему теплоходу "Александр Бенуа" В автобусе с нами оказались ребята - организаторы нашего отдыха в Хохловке. Мы разговорились. Оказывается наша программа - это совсем новый проект, в котором соединились музейная организация и интерактивная развлекательная фольклорная программа туристической фирмы "Valida". Это было здорово. Нам очень понравилось.А всю дорогу до Перми мы слушали уральские песни в живом исполнении и тепло вспоминали время, проведённое нами в Хохловке.
Загон с Северными оленями. Из рассказа экскурсовода: Манси, один из коренных народов Северного Прикамья, охотились на оленей, а некоторые некоторые семьи разводили их. Северные олени не обитают в Прикамье, но иногда заходят в северные районы региона - Красновишерский и Гайнский.
В самое завершение нашего пребывания в Хохловке нас ждали накрытые столы с уральскими угощениями. Вкуснейшие пирожки с рыбой, капустой, ватрушки с картошкой и слойки с яблоками, наваристая греча с луком и грибами, приготовленная в печи, хрустящая квашенная капустка, малосольные огурчики и как украшение стола - нами взбитое сливочное масло с запахом топлёного молока.
ну и какой стол без крепкой уральской водочки и клюквенного морса. Наши посиделки в Хохловке получились очень душевные.
Мы сели в автобус, который должен был подвезти нас к нашему теплоходу "Александр Бенуа" В автобусе с нами оказались ребята - организаторы нашего отдыха в Хохловке. Мы разговорились. Оказывается наша программа - это совсем новый проект, в котором соединились музейная организация и интерактивная развлекательная фольклорная программа туристической фирмы "Valida". Это было здорово. Нам очень понравилось.А всю дорогу до Перми мы слушали уральские песни в живом исполнении и тепло вспоминали время, проведённое нами в Хохловке.
http://trophikana.livejournal.com/
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных