А советским людям одноместки были не нужны, потому их и нет на бывших советских теплоходах.
Как обычно, у нас принято принижать все советское-российское, а ведь с одноместными каютами все с точностью до наоборот.
Советские суда - рекордсмены по количеству одноместных кают (вспомним хотя бы теплоходы проектов 588 и 26-27, где под 15 одноместных кают выделялась почти целая палуба). Переоборудованные суда частично сохранили эту особенность - наличие одноместных кают.
И напротив, в последние пару десятилетий мировая тенденция такова, что на новых судах (что морских, что речных) одноместные каюты чаще всего вообще не предусматривают. Вместо этого устанавливается цена доплаты за одноместное размещение в двухместной каюте. Еще не так давно стандартная доплата была 50%, а сейчас все у большего количества круизных компаний стремится к 100%. Мир не слишком дружественен к желающим ехать в отдельной каюте, это трудно не признать.
В этом плане российские речные суда несколько дружественнее.
На том же "Чапаеве" четыре одноместных каюты - это то, что в среднем и востребовано в течение навигации. Но есть больший спрос на одноместные каюты на некоторые рейсы. В этом случае (ближе к рейсу) при наличии свободных мест некоторые каюты переводятся в одноместные.
На всякий случай, чтобы не вызывать излишних ожиданий - я не принимаю подобных решений по одноместным каютам и не занимаюсь ценообразованием, так же как например не осуществляю судовождение и обслуживание судовых механизмов.
И не вмешиваюсь ни в один из этих вопросов. На каждую область есть хорошо разбирающиеся в ней специалисты. Я только могу пояснить, как в общих чертах это работает, что и делаю.