Чаевые 11.50 долл. США с человека в сутки.
Все цены на корабле были в долларах. Есть автомат для обмена валюты. Курс грабительский. Например, курс 1 евро = 1.19 долл.США, а реальный был 1.32.
Возрастной контингент на корабле был 90 % - 60+.
Мы указали расчет в конце круиза – наличные, и в этот раз нас попросили внести депозит 300 долларов. Девушка сначала сказала с каждого, но муж настоял на этой сумме. Сказал, что если превысим, то внесем дополнительно.
Нюанс при расчете наличными: счета карт не объединяются. То есть, если на одной карте остается плюс, а на другой карте минус, то разницу не выплатят, а надо будет погасить минус, а плюс выплатят. Вот такая странная система.
Про пронос алкоголя. Хоть и писали про ужесточение Правил проноса алкоголя компанией Принцесс, но в портах после прохода досмотра ни разу не видели столики для сдачи алкоголя.
И в чемодане спокойно пронесли литровую бутылку виски.
В этом круизе после Гавра мы получили уведомление, что нужно отдать паспорта стюарду, т.к они необходимы пограничникам Великобритании и Ирландии. Муж пошел на ресепшен, где сообщил, что нам, как гражданам страны Евросоюза, визы не нужны. Но ему ответили, что им без разницы. Есть указание собрать паспорта у всех пассажиров лайнера.
Обратно паспорта отдали в Кобе, через полчаса после отплытия их принес стюард.
Если круиз в обратную сторону, то скорее всего паспорта попросят сдать после о.Гернси.
Цены на стирку и химчистку.

Погода.
Хочу в этот раз подробно рассказать о погоде. Регион плавания северный.
Экипироваться надо хорошо. Кофта-толстовка или куртка не помешает. Даже можно тонкую шапочку прихватить. На палубе все время сильный ледяной ветер. В портах с утра холодно, в обед, если повезет, температура может быть +20-22.
Девушка из Украины, с которой мы часто разговаривали, сказала, что в прошлом году она начала работать с 12 июля, и весь период было не более +15 и дожди.
В общем, лучше перестраховаться, чем мерзнуть.
Я сама по поводу одежды немного прогадала. Смотрела прогноз погоды, и показывало + 20. Себе взяла две тонкие вязаные кофты, мужу ветровку из плотной ткани.
До Инвергордона было нормально, а потом стало прохладно. В Инвергордоне было +13, и я ходила в 2-х кофтах. Вроде не очень мерзла, а вот в Керкуолле при +10 и сильнейшем ледяном ветре это одежда не спасла. Очень замерзла.
На след. день мужу купили на корабле куртку. И все остальные дни я уже ходила в его старой куртке, хоть и выглядело немного мешковато, зато было тепло.
В бассейнах почти никто не купался, хотя вода с подогревом, 25 градусов точно. Видела один раз мужчину и женщину, потом как-то подростков, резвились во время качки.
В джакузи люди сидели часто.
Но вот как выходить на этот ледяной ветер даже не представляю. И на этом корабле нет крытого бассейна.
Воду в бассейнах скорее всего подогревают в холоднее время, т.к на Стар Принцесс в октябре бассейны были без подогрева.
Качка.
Почти весь круиз был довольно сильный ветер. Но при 35 узлах качка еле ощущалась. При таком же ветра на Нью Амстердаме я пугала персонал своим шатанием по кораблю от страха из-за сильной качки. А оказывается та качка была “цветочки”, настоящие “ягодки” мы испытали на Карибской Принцесс при ветре 47 узлов.
Качало так, что у нас в каюте ящики стола выдвигались и задвигались сами по себе

Пришлось подпирать стулом.
Но персонал уверял, что эта качка ерунда. Бывает и сильнее, когда посуда летит со столов. Но нам и этой ерундовой качки хватило выше крыши. Мне как всегда было страшно, а мужа даже укачало.
Мы из Дублина вышли только в час ночи, из-за сильного ветра не могли выйти в 6 вечера. Поэтому в Коб прибыли только в 11 утра, вместо 7 утра. А отплытие в 5 вечера. Стоянка получилась короткая. И мы не рискнули поехать в Корк.
И из-за этого сильного ветра качка была практически двое суток: ночь после Дублина и до 10 утра, пока не вошли в залив к Кобу. И после отплытия из Коба, вечер и ночь.
Мы даже переживали, что пропустим о.Гернси. Персонал говорил, что 2 раза пропускали. Но к 10 утра море успокоилось. И тендер был.
И все-таки я снова утвердилась во мнении, что качка на носу сильнее, чем на корме или в середине.
В каюте очень сильно качало, на корме, когда сидели в буфете и в основном ресторане, качание было менее сильным.
Вот такой “фонтан” выдавал бассейн при качке утром при подходе к Кобу.

Высадка.
Мы рассчитывали остаться на лайнере до 12 часов дня, т.к у нас самолет был только в 17:30. И спешить было некуда.
Но нам разрешили только до половины одиннадцатого. И даже уже в 10 утра капитан начал рекомендовать пассажирам покинуть судно.
Так что пришлось куковать на вокзале 2 часа.
Еще в информации о высадке было указано, что буфет будет открыт только до 8:30. Потом закрывается до 12:00.
Так что ни попить, ни поесть позже было негде. И сидеть на корабле уже все равно не было смысла.
Кстати, Карибская Принцесс при возвращении встала на другой причал, который в 15 минутах ходьбы от того причала, от которого отплывали. До него от автостанции или ж/д вокзала пешком можно дойти за полчаса. А от этого дальнего уже получится 45 минут.
Так что кто не любит или не может идти пешком с вещами, лучше брать такси.
От ж/д вокзала ходят автобусы к первому терминалу, а к дальнему все равно надо будет идти пешком.
Около автобусной станции остановки не видели, но до ж/д вокзала идти 5 минут пешком.