Построен он был для советской республики в 1930 году, в Германии, на верфях компании "Schichau" по проекту инженера Н.М.Туркова. Было у этого судна ещё четыре брата - "Первая пятилетка", "Анастас Микоян ", "Советская сибирь" и "Комсеверопуть".
Работать им суждено было в устьях Оби, Енисея и Лены. Короткое холодное лето, туманы, крутая морская волна, лед по 8-9 месяцев в году. А вверх по реке - коварные камни порогов...
Но к этому они были готовы - могучие красавцы водоизмещением почти 800 тонн, по сути - первые в стране суда класса "река-море". Два дизеля MAN, по 700 "лошадей" каждый, корпус системы поперечного набора, усиленные шпангоуты, девять водонепроницаемых переборок, двойное дно. Возвышенная носовая часть, центральная надстройка, над которой - просторная ходовая рубка и массивная дымовая труба. Внешне напоминали они скорее морское судно, нежели речной буксир.
Даже начать жизнь им пришлось сразу же с непростого морского перехода - из Данцига вокруг Скандинавии (ведь Беломорско-Балтийского канала тогда еще не было), и дальше, по трассе Севморпути. "Первая пятилетка" ушла на реку Лена, "Микоян" - на Обь. Остальные четыре оказались на Енисее.
Все они славно и долго трудились в суровых краях, но буксиру, названному именем газеты "Красноярский рабочий" (кстати, в честь этой газеты назван был ещё и самолёт, и даже пик на Памире) - посчастливилось быть настоящим первооткрывателем.
Он открывал речные пути на Туру, Байкит, Ванавару (что было основополагающим для включения Таймырского и Эвенкийского округов в состав Красноярского края). В 1933 году он вёл за собой суда первой Пясинской экспедиции - первой заброске грузов от Енисейска, через Карское море на реку Пясину, к пристани Валек. Четыре тысячи километров преодолели суда, доставив первые грузы к месту, где разворачивалось строительство Норильского горно-металлургического комбината. В 1936 году подобная экспедиция состоялась вновь - ещё один караван барж с оборудованием и снабжением для Норильского комбината был доставлен на Таймыр. Рейс оказался очень сложным, все суда входившие в состав экспедиции зазимовал на озере Пясино, и лишь теплоход «Красноярский рабочий» c трудом вырвался из ледового плена и в конце октября прибыл в Красноярск.
И не раз ещё потом он, "Красноярский рабочий", уходил в рейс в самые поздние сроки навигации, зачастую останавливаясь на реке на случайную зимовку. Это он спускал караваны численностью до 20 и более барж общей протяжённостью до 1,5 километра. Это он открывал на Енисее новые места для отстоя флота, будучи застигнутым ранним ледоставом - и нынне это Подтёсовская, Павловская, Ермолаевская ремонтно-эксплуатационные базы.
Это он привёл в Красноярск из Дудинки морской лихтер "Лодьма" с первой гидротурбиной для Красноярской ГЭС.
Это ему было оказано великое доверие наводить арки Коммунального моста в Красноярске...
Это он, единственный из серии, ещё сохранился на плаву - и стоит ныне у берега острова Отдыха, близ того самого моста, в строительстве которого участвовал. Быть плавбазой Красноярского детского речного пароходства - последняя задача легендарного буксира, выведенного из состава флота ещё в 1977 году.
Когда в 2009 году мы путешествовали по Енисею на теплоходе "Валерий Чкалов", то, будучи в Красноярске решили - будем последовательными речными энтузиастами, пойдём, сходим к "Красноярскому Рабочему", а то что-то в Сети про него почти ничего нет толком.
И мы пошли.
И случилось удивительное - мы попали на борт этого легендарного теплохода! Побывали на его палубе, в рулевой рубке и даже в машинном отделении!
<lj-cut text="Под катом - почти полсотни уникальных фотографий![/img]
***
Калитка в заборе вокруг базы ДРП была открыта. Мы прошли внутрь.
И тут нам навстерчу, с борта теплохода, вышел пожилой мужчина, и поинтересовался, что мы тут делаем.
Он позже представился, но я, к стыду своему, не записал сразу же его имя, а сейчас уже вспомнить не могу. Как выяснилось, он - капитан-наставник на пенсии, работает здесь охранником, точне даже сказать, хранителем этого уникального судна.
Сперва отнёсся к нам очень настороженно. Очень боялся что мы - "из какой-нибудь газеты", "какие-нибудь журналисты скандальные очередные". Но когда мы рассказали, что приехали с Волги, чтобы на Енисей посмотреть, что сходили уже до Дудинки на "Чкалове", и что из чисто-любительского интереса пришли посмотеть на исторический теплоход - несколько успокоился, и согласился устроить нам небольшую экскурисю. Правда, лёгкое недоверие всё же явно оставалось, особенно когда я начал "щёлкать" "большим чёрным фотоаппаратом" (а это ведь, до недавнего времени, был железный критерий "профессиональной фотосъёмки" для многих).
Но всё же мне удалось запечатлеть на борту очень многое. К сожалению, в тот момент я сильно пожалел, что у меня не было штатива или хотябы монопода - снимать пришлось с рук, местами - в почти полной темноте, да ещё в режиме "бегом-бегом", под подозрительным взглядом капитана. Поэтому, сразу предупреждаю, фотографии качеством не блещут. Но, насколько я знаю - это первые в Сети фотографии с борта "Красноярского Рабочего".
Итак, вслед за нашим экскурсоводом поднимаемся на борт.
И вот - мы на палубе.
Сразу бросаются в глаза мощные дуги, простирающиеся от борта до борта над головой - классические буксирные арки, служащие для поддержания и направления буксирного троса и защиты работающих на палубе.
А палуба...
Да! Это не щёголь-лайнер, это суровый трудяга, и палуба тут - не лакированное тёплое дерево, а толстые рифлёные стальные плиты, наметво склёпанные с набором.
Замечаю кормовой шпиль - и удивляюсь неимоверно!
Внизу, в литой раме-основании - явственно видна маленькая паровая машинка!
"Так теплоход или пароход?" - задаю вопрос. И выясняется интереснейшая вещь: "Красноярский рабочий" - это настоящий гибрид, паротеплоход! Главные двигатели у него - дизельные, а вот всё вспомогательное оборудование, включая шпиль, брашпиль, буксирную и грузовые лебёдки, рулевой привод и различные механизмы в машинном отделении - паровые! И для снабжения их паром на борту установлен весьма мощный котёл.
Воистину, steampunk meets dieselpunk!
Но в принципе - логичное для того времени техническое решение: паровой привод в те годы - ещё широко распространённый, технически уже очень совершенный, простой в обслуживании. Электродвигателей же, достаточно мощных и надёжных, способных работать в тяжелейших климатических условиях, и специалистов по ним пока очень мало.
По трапу можно взобраться на крышу надстройки...
(Ах, какие тут кругом чУдные клёпанные швы!)
...и увидеть ЕЁ!
Буксирная лебёдка. Главное "орудие труда" буксира.
Механизм, прекрасный в своей стальной брутальности.
Увы, он давно уже забыл, когда на него в последний раз подавали пар...
***
А вот буксирный гак. Именно им тащил "Красноярский рабочий" те гигансткие, полуторакилометровые караваны барж, несколько десятков разом...
И здесь ещё, заметте, - виден чУднейший шестерёнчатый мезанизм поворота вентиляционного раструба!
Чуть-чуть фактуры "abandon-style"
Проходим дальше, и вот - верхняя часть надстройки перед нами.
Здесь - капитанская каюта.
Надпись на табличке табличке над дверью гласит - "Командир"!
В этой части надстройки была ещё только радиорубка и рулевая рубка. Основные же жилые помещения располагались в корпусе судна, и туда, к огромному сожалению, мы не попали.
Но зато идём ещё дальше - на мостик, к рубке!
(это, кстати, единственный кадр, в который случайно попал наш провожатый)
Вид с крыла мостика на часть верхней надстройки в сторону кормы
Ну а теперь - заглядываем в рубку...
Увы, картина печальная - почти ничего тут не сохранилось.
Но вот рулевой механизм - ещё на месте.
И опять - какое необычное с современной точки зрения техническое решение!
Вот здесь, у передней стенки рубки, располагалось штурвальное колесо.
А от него - видите, цепной привод поднимается под подволок?
Там - валик на опорах...
А у задней стенки рубки этот вал соединялся цепью с паровой рулевой машиной, которая располагается здесь же, в рубке.
Увы, "пароусилитель руля" сильно развандален - все бронзовые детали "испарились"...
На стене над рулевой машиной - какие-то остатки электропроводки.
Вид из окон рубки - уже много лет один и тот же. Буксир смотрит на Коммунальный мост, арки которого устанавливал когда-то...
Тут я задумался на минуту.
Сколько же всего помнят вот эти стены, эти окна? Сколько тяжёлых походов, сколько труднейших вахт... Сколько глаз отсюда вглядывались в мглистую даль, на неспокойную, холодную воду?
Ещё подумалось - а какие звуки были тогда в рубке? Ведь это сейчас абсолютно непривычно, незнакомо! В современной рубке лишь жужжат кулеры да кликают мягкие кнопки... А тогда - при каждом движении штурвала прямо за спиной рулевого оживала, начинала "отрабатывать" поворот руля маленькая но настоящая паровая машина! Удивительно...
Выйдем из рубки вновь на открытый мостик.
(Кстати, видно вон - валик штурвала выведен и сюда, наружу! В особо сложных ситуациях рулить можно было и с открытой части мостика - отсюда обзор лучше)
Спуститься теперь на бак, и отсюда взглянем на рубку и мостик.
Какой трогательный деревянный фальшборт у него!
И вообще, весь вид - и верно, совсем не речного, а настоящего морского судна!
На баке, как полагается - брашпиль.
И тоже - паровой.
Табличка завода-изготовителя: "M.Achgelis Sohne A.-G."
У брашпиля предусмотрен весьма своеобразный ручной привод, и он до сих пор успешно используется по назначению! Иногда возникает необходимость чуть-чуть потравить или выбрать цепь "мёртвого" якоря, на котором уже давно стоит судно.