Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Ключ - город


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 Желтиков Александр

Желтиков Александр

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 627 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 04
  • Город:РЕГИОН 64

Отправлено 09 Август 2012 - 20:58

http://archi.ru/even....html?nid=43046


09.08.2012
Сергей Глезеров // Санкт-Петербургские Ведомости, 09.08.2012, № 148 // см. первоисточник
Некрепкий Орешек
  • сохранение наследия

Изображение
информация:

Для легендарной крепости «Орешек» нынешний год связан с юбилеями сразу нескольких вех ее истории. 660 лет назад здесь под руководством архиепископа Новгородского Василия построили каменную крепость. 400 лет назад ее захватили шведы, 310 лет прошло с тех пор, как ее отвоевали русские. Наконец, 95 лет назад крепость перестала быть одной из самых страшных в России тюрем. Казалось, быть «Орешку» туристической меккой под Петербургом, но почему-то пока это не получается. В причинах пытались разобраться участники выездного совещания дирекции Музея истории Санкт-Петербурга, филиалом которого является «Орешек». Вместе с ними в крепости побывали и корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Причальный парадокс
...Ладога встретила низкими свинцовыми тучами и штормовым ветром. От материка до острова всего-то пятьсот метров, переправа занимает не больше десятка минут, но как-то немного боязно за видавший виды, не раз чиненый-перечиненый музейный катер «Айгун». Посреди палубы – спасающий от непогоды низенький домик, который может вместить человек пятнадцать. Кораблик качает на волнах, мотор натужно ревет, обшивка домика поскрипывает. Катеру уже лет сорок, а он трудится на износ, и замены ему пока не предвидится...
– Проблемы «Орешка» начинаются отсюда, с причала в Шлиссельбурге, – пояснил заведующий филиалом Олег Полухин. – Сложилась совершенно нелепая ситуация: причал принадлежит Северо-Западному речному пароходству, но он сдал его в аренду частным лицам, и нам приходится здесь причаливать буквально на птичьих правах. Соседний причал принадлежит техническому участку, но там вообще приставать нельзя – он почти все время занят под производственные нужды.
А в результате туристы, приезжающие в Шлиссельбург, не без труда переправляются в крепость: из-за проблем со швартовкой «Айгун» не может совершать регулярные рейсы, у него даже нет расписания, как было в прежние времена. Выгоду извлекают местные жители: возят туристов на своих стареньких катерах туда и обратно...
– Парадокс: мы заинтересованы, чтобы как можно больше туристов прибывало в крепость, а с доставкой проблемы, – сетует руководитель здешнего музея. – Представьте, какие масштабы туристского потока могла бы ожидать крепость, если бы в ней имели возможность высаживаться туристы круизных теплоходов, которые идут в Ладогу. И тут снова неувязка: ныне существующий причал у крепости длиной 60 метров был рассчитан на двух- и трехпалубные корабли, теперь же такие суда здесь практически не ходят, все – четырех- пятипалубные. А им к нашему причалу не подойти: его минимальная длина под них должна быть 91 метр.
Причал в принципе можно нарастить, но для этого он должен быть в музейной собственности, а принадлежит Росимуществу Ленобласти, и музей пользуется им на правах аренды. Еще одна нелепость, которая существует уже многие годы!
– Сейчас сделаны первые шаги по переоформлению собственности причала, в этом году процесс не успеем завершить, но в следующем году ситуация уже должна измениться, – объясняет Олег Полухин. – А ведь отсюда и посещаемость. В советские времена за счет водного туризма в крепости бывали до 300 тысяч человек в год. Теперь – в шесть раз меньше. Приток туристов в крепость это ведь и дополнительные средства на ее реставрацию.
Между научной реставрацией и латанием дыр
Впрочем, что говорить о реставрации! Крепость нуждается в первую очередь в сохранении того, что в ней осталось.
– «Орешек» – это наша боль, – признаются в администрации Музея истории Санкт-Петербурга. – На реставрацию крепости требуется восемь миллиардов рублей. Мы выделяем сюда из музейного бюджета все, что можем. Но это крохи. Там все работы очень затратны. Стоимость реставрации одного погонного метра крепостных стен – уже один миллион рублей...
Знакомясь с крепостью, понимаешь: здесь целый клубок проблем, своими корнями уходящих в постперестроечные годы, когда музею с огромным трудом пришлось встраиваться в новые капиталистические условия. Еще одним несчастьем музея оказались его географическое положение и капризный климат: осадки, сильнейший ладожский ветер способствовали тому, что древние крепостные сооружения без должной реставрации, на которую просто не было денег, стали рассыпаться сами, без всякого злого умысла с чьей бы то ни было стороны.
Сегодня речь идет о том, что крепость надо привести хотя бы в нормальное состояние, она разрушается буквально на глазах. Происходит на первый взгляд незаметное набухание стен. Вода, попадая внутрь, в осенне-весенний период распирает их изнутри. Под воздействием солнца и осадков раствор, скрепляющий кладку, теряет свою прочность. В конечном итоге это может привести к обвалу стен. Пример – казематы номерных казарм. Они были в относительной целости еще после войны, а за прошедшие десятилетия превратились в руины.
До 2008 года на реставрацию «Орешка» музей выделял сумму в один-полтора миллиона. Затем она возросла до шести. В прошлом году было выделено четырнадцать миллионов. Однако во многом это было связано с первоочередными экстренными работами: в 2010 году от удара молнии сгорел шатер Головиной башни и потребовалось его срочное восстановление. Сейчас работы по шатру завершаются. Увы, музею приходится постоянно разрываться между реставрацией и первоочередными работами по латанию дыр.
– Обратите внимание на шатер входной, Государевой, башни: деревянное покрытие, изготовленное четверть века назад, полностью сгнило. Требуется полная его замена, пока еще можно спасти стропильные конструкции. Иначе потом придется и их менять, а это уже будет в разы дороже, – Олег Полухин снова заговорил о самом больном.
Впрочем, есть и лучик света в «темном царстве». За последние годы, по словам руководителя музея, «сделано открытие восточной и южной стен крепости», то есть первоочередная необходимая работа по консервации, поскольку эти стены наиболее подвержены разрушениям. При этом обнаружили остатки башни шведских времен, замурованной впоследствии в стены. Открытия происходят там, где их порой вовсе не ждут. К примеру, в прошлом году по направлениям экскурсионных маршрутов в крепости проложили пешеходные дорожки, что придало ей более цивилизованный вид, нежели это было раньше. Но главное даже не это: когда копнули вглубь буквально на 15 сантиметров, наткнулись на дренажную систему петровских времен. А у входа в крепость обнаружили древний сводчатый мост через канал, который проходил внутри острова.
...Аккуратная дорожка ведет и к храму Иоанна Предтечи, который является частью мемориала защитникам «Орешка» в годы Великой Отечественной войны. Правда, внутрь теперь заходить нельзя – законсервированные в 1980-х годах руины сыплются, кирпичи валятся со стен. Между тем существует приход, который пытается поставить вопрос о передаче ему храма.
Сначала верующие только просили место, где можно было бы проводить службу, теперь предлагают проект стеклянного колпака над руинами. Но музей не видит сегодня реального варианта, как можно совместить мемориал и храм, не нарушив того, что является памятником.
От китайской утопии к родной реальности
Участники совещания признали: хотя крепость и выглядит гораздо лучше, чем пару лет назад, но впереди гигантская работа.
– Мы рассматриваем все предложения, которые можно назвать адекватными, в том числе и в сфере государственно-частного партнерства, – рассказал Олег Полухин. – К примеру, есть проект китайцев устроить на территории крепости, кроме историко-культурного центра, площадку для деловых переговоров с прокладкой подводного туннеля от Шлиссельбурга. Конечно, это утопия. Наиболее реальный проект – включение крепости в историческое пространство по берегу Невы со старинными шлюзами и каналами. По этому варианту начата проработка программы.
Работает музей и в рамках гранта от Евросоюза – итогом должно быть открытие весной 2014 года информационной зоны в Государевой и Головиной башнях с задействованием боевого хода.
– Не надо быть мечтателями: сколько бы мы ни просили, восьми миллиардов, которые необходимы для крепости, нам никто никогда не даст, – считают сотрудники Музея истории города. – Мы живем в такое время, когда все делается не благодаря, а вопреки. В ближайшие годы золотых гор ожидать не приходится. Надо работать в тех условиях, которые есть.
текст: Сергей Глезеров
ЗАЧЕМ МНЕ ЮЖНЫЙ БЕРЕГ КРЫМА, КОГДА Я РОДОМ ИЗ ЧАРДЫМА?

ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.

#2 Belgar

Belgar

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 3 248 сообщений
  • Регистрация: 04-Март 06
  • Город:Столицы Заполярья

Отправлено 09 Август 2012 - 21:41

Мда. А то что мы там были на чемоданах пару раз в не столь далекие годы, где т/х стояли по несколько часов совершенно спокойно на обычных швартовах как объяснить? Что за 91 метр? Откуда такая цифра?
Инфофлот и Водоходъ - отдыхаем круглый год!!!
АНДРОПОВ - УТРЕННИЙ ТУМАН, АНДРОПОВ - ВЕРНУЛСЯ СНОВА К НАМ!
Мурманск - северные ворота России, край земли русской. Милый нашему сердцу город. Неприступный для врагов и всегда открытый для друзей!
http://vkontakte.ru/spbkrt
cruizi.spb.ru

#3 rk3dia/mm

rk3dia/mm

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 114 сообщений
  • Регистрация: 03-Июль 11
  • Город:Москва

Отправлено 20 Август 2012 - 19:07

Вот таким я запечатлел Орешек-Шлиссельбург в июле с.г. с борта "А.С.Попова":
Изображение Изображение
Да, судя потому, что мы видели во время круиза на том же "Попове" в 2007 году, в облике крепости мало что изменилось. Думал, что новую кровлю над башней сделали, а это оказвается вынужденная необходимость была, т.к. в первоначальную кровлю оказывается ударяла молнию и она горела. Очень хочется конечно не только снаружи на нее посмотреть, а и внутри побывать, именно в варианте круиза, а не в виде отдельной поездки в Шлиссельбург. Ведь памятник очень интересный с многовековой историей. Ну впрочем, в нынешнее время я уже мало чему удивляюсь, когда говорят о судьбе памятников.
В 2013 году исполнилось 400 лет Династии Русских Царей и Императоров Романовых.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования