Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Коломенская серия пассажирских теплоходов и другое
#1
Отправлено 29 Март 2004 - 12:56
Однако по последним данным, это не совсем так. Действительно, теплоходы получили серьезные повреждения корпусов и надстроек, в том числе от пожаров. Но как минимум три из них были отбуксированы в затоны и поставлены на консервацию до лучших времен. В 40-е годы их, вероятно, не стали восстанавливать из-за нехватки средств. А в 50-е годы стало понятно, что грядет серьезное обновление флота, и только тогда (в начале 50-х годов) теплоходы было решено списать.
Так что история могла повернуться так, что эти теплоходы ходили бы до 70-80-х годов, и только в источниках с информацией об этих кораблях было бы написано: "Серьезно поврежден в годы Великой Отечественной войны. Восстановлен в 50-е годы".
С удивлением я узнал, что даже пароход "Иосиф Сталин", серьезно поврежденный под Сталинградом (им командовал капитан И.С. Рачков) был отбуксирован в 1943 году в Горький. У него был деформирован корпус, и его списали.
Возвращаясь к Коломенской серии. На фотографии изображен пароход "Механик Погодин" недалеко от Казани. Но нас больше интересует не он, а дебаркадер, от которого он отходит. Это не что иное, как теплоход "Ленин" (бывший "Великий князь Николай Николаевич", "Эрзерум"), сгоревший в 1920 году в Царицыне. Этот пожар не был связан с событиями Гражданской войны. Пароход сгорел по какой-то другой причине. А его корпус как минимум до 50-х годов использовался в качестве дебаркадера в Казани.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#2
Отправлено 29 Март 2004 - 13:36
Так получается, что затонул на самом деле только "Карл Либкнехт"?
Кстати, место где он затонул, точно известно? И опять же любопытно, его поднимали или он так до сих пор и лежит на дне...
Слон состоит из хобота, ушей и бегемота.
1984 - 2010 Много разных круизов))
23-24.04.2011 ППК-НН-Городец-НН "Н.А.Некрасов" к.208
05-12.08.2011 Самара-Астрахань-Самара "Семен Буденный" к.185
07-11.11.2011 Москва-Казань "Н.А.Некрасов" к.324
24-28.07.2012 Казань-Чебоксары-Ульяновск, "Н.В.Гоголь" К.123
16-25.09.2012 Киль-Генуя MSC Magnifica, К.12009
16-17.10.2012 Самара-Ульяновск, А. Папанов, к.208
04.2015. Н.А.Некрасов. Москва-Углич-Москва.
26-29.04.2021 Нижний Новгород - Москва, "Лунная Соната" к.105)
10.2021 Маяковский, Ульяновск - Самара - Ульяновск, к.431
13-18.11.2022 Москва - Казань, Лунная Соната, к.430
18-20.11.2022 Казань - Тетюши - ППК, к.410
#3
Отправлено 29 Март 2004 - 14:03
Подрыв этого теплохода на мине описан у А.И. Торсукова, который работал на нем старшим помощником капитана:
Это было под вечер 8 сентября. А в ночь во время капитанской вахты погода разненастилась, подул сильный ветер, а небо почти слилось с рекой. Несколько раз за длинный пасмурный вечер поднимался я в рубку: то капитан вызывал постоять у штурвала за рулевого, потому что деревянная порожняя баржа очень рыскала, то просто заходил по причине тревожного беспокойства.
— Дали же нагрузочку!— нервничал Леонид Николаевич, кивая на баржу с правого борта.— Урод, а не судно!..
Нам и в прежние военные навигации приходилось буксировать под бортами баржи. Но такой неуклюжей действительно не попадалось. Во-первых, у нее не было даже рулевого пера — сломалось когда-то, и его, видно, шкипер выбросил. Во-вторых, она была необычайно широка, а длина ее в полтора раза превышала длину “Карла Либкнехта”. Не так-то легко было управлять таким счалом в темную ночь и при сильном ветре и волнах. Ветер, казалось, настырно сваливал нас с фарватера. Помню, вечером, когда я отстоял в рубке за рулевого, Леонид Николаевич предложил мне так, словно бы приказание дал:
— Пора тебе и отдохнуть, Александр Иванович. Вижу, крепко устал с этой баржой. Иди-ка в каюту, а то ведь в четыре меня придешь менять...
Нет, не суждено было Леониду Николаевичу Гудовичу достоять до конца свою капитанскую вахту ночью 9 сентября 1943 года. Не суждено было и мне принять ее от него...
Долго не мог я уснуть, невольно прислушиваясь к натужному реву перегруженных дизелей, к свисту ветра и плеску воды за окном, под бортом. Только, кажется, забылся, как теплоход встряхнуло с невообразимым треском и грохотом. Вместе с обломками каюты сколько-то времени летел я во тьме и наконец упал в студеную воду. А наш теплоход, надломленный, сразу же накренившийся, заваливал правым бортом к горному берегу. Я видел, как на нем рухнули носовые надстройки, провис верхний тент. Над почти невидимой во тьме рубкой поднимались клубы пара и дыма. Ожесточенно взмахивая русскими саженками, направился я к теплоходу, с бортов которого прыгали в воду люди. Но доплыть до него не удалось, меня все дальше от него сносило течением. Продолжая крениться и все ниже и ниже опускаться в воду, теплоход с баржой медленно уходили к правому берегу. Наконец “Карл Либкнехт” прилип ко дну реки, залитый по самый верхний тент водой, на которой еще смутно виднелась ходовая рубка. Много сотен метров отделяло меня от затонувшего судна, и только тут я огляделся и постарался понять, где хоть случилась эта трагедия. Вокруг была черная темь, и я поплыл сначала было на едва виднеющийся вдалеке горный берег.
Порядком поустав, решил вернуться и плыть в противоположную сторону, вспомнив, что в тех местах на подходе к Сталинграду посты бакенщиков чаще расположены на левом берегу. Не ведал, сколько сотен метров отмахал я и саженками, и на боку, и на спине. Не знаю, сколько времени плавал по ночной реке и как далеко снесло меня течением от места гибели судна. Только помню, ноги и руки ткнулись наконец в песок речного дна, выполз я на берег и потерял сознание.
Очнулся в домике бакенщика недалеко от Крымского перевала под Сталинградом. В комнате, рядом с плотно завешанным черной тканью окном, неярко горела керосиновая лампа. Комната битком набита народом. Люди сидели и стояли, какие-то страшные, с вымазанными мазутом лицами, мокрые, молчаливые. Одно лицо, хотя из-под мазута и походило на негритянское, но показалось мне очень знакомым.
— Александр Иванович, ты ли?— обрадовался я, узнав второго штурмана Ертахова.— А что со всеми? С командой, с пассажирами?
— Я знаю столько же, сколько и ты, Александр Иванович,— разлепил синие губы Ертахов.— Хорошо, хоть тебя живым вижу...
Из членов команды в домике больше никого не оказалось, а было здесь около тридцати наших бывших пассажиров, в основном мужчин... На рассвете напротив домика бакенщика к берегу причалил баркас. В числе прибывших на нем речников оказался знакомый мне по климовской зимовке капитан Шитов. Он сказал, что его пароход “Манычстрой” оказался на недалеком расстоянии от места гибели “Карла Либкнехта”. Сразу же после взрыва капитан Шитов отдал буксир своего каравана и поспешил к месту происшествия.
— Около 100 пассажиров сняли мы с незатонувшей деревянной баржи,— рассказал Шитов.— Все на моем пароходе и на других мелких судах, подошедших к погибшему теплоходу. Много людей выловили на фарватере. Есть раненые.
— Но у нас было около пятисот пассажиров,— невольно вырвалось у меня.
— Пока кто есть, о них говорю,— мрачно отозвался капитан “Манычстроя”. — В числе раненых ваш капитан Гудович. Он очень тяжело ранен, почти не приходит в себя... — Шитов только после этих слов приободрился и взглянул на меня:— Среди подобранных моей командой дочка твоя Шура и жена. Обогреваются и обсушиваются в моем котельном отделении...
Вот такой он был:
А здесь можно посмотреть, как изменился внешний вид этих теплоходов после капитального ремонта 50-х годов. Конечно, переделывали их по разным проектам, однако же общее представление об изменениях внешнего вида судов получить можно.
На фото:
1. Теплоход "Царьград" в 1913 году на Коломенском заводе.
2. Этот же теплоход после капитального ремонта (название "Урицкий").
Отличий довольно много.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#4
Отправлено 29 Март 2004 - 14:56
Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik
#6
Отправлено 29 Март 2004 - 15:08
Но даже если не рассматривать тот пароход, который был построен в 50-е годы, то и старый "Память Азина" до войны капитально реконструировался. Сравните - это один и тот же пароход, одна фотография сделана до революции, другая до войны.
А это он же после войны. Точнее, новый пароход "Память Азина" с машиной и колесами от старого.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#8
Отправлено 29 Март 2004 - 15:21
Судно смотрится даже современнее 737-х. Очень красивый!Точнее, новый пароход "Память Азина" с машиной и колесами от старого.
Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik
#9
Отправлено 29 Март 2004 - 15:24
Надстройка деревянная, за полвека приходит, думаю, в очень изношенное состояние. Корпус же, машина и механизмы - это все делалось на века и могло служить дальше.А какой смысл в подобных переделках?
Ведь, фактически, строится новое судно?
Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik
#10
Отправлено 29 Март 2004 - 15:25
А какой смысл в подобных переделках?
Ведь, фактически, строится новое судно?
От старого остаются работоспособные механизмы, а иногда и корпус. По тем временам это широко практиковалось, и приводило к существенной экономии средств.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#11
Отправлено 29 Март 2004 - 15:27
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#12
Отправлено 29 Март 2004 - 16:35
Но справедливости ради надо сказать, что машина на нем действительно стояла оригинальная, с 1904 года. А новый пароход по многим оценкам получился красивее старого.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#15
Отправлено 29 Март 2004 - 17:25
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#16
Отправлено 29 Март 2004 - 21:34
Слон состоит из хобота, ушей и бегемота.
1984 - 2010 Много разных круизов))
23-24.04.2011 ППК-НН-Городец-НН "Н.А.Некрасов" к.208
05-12.08.2011 Самара-Астрахань-Самара "Семен Буденный" к.185
07-11.11.2011 Москва-Казань "Н.А.Некрасов" к.324
24-28.07.2012 Казань-Чебоксары-Ульяновск, "Н.В.Гоголь" К.123
16-25.09.2012 Киль-Генуя MSC Magnifica, К.12009
16-17.10.2012 Самара-Ульяновск, А. Папанов, к.208
04.2015. Н.А.Некрасов. Москва-Углич-Москва.
26-29.04.2021 Нижний Новгород - Москва, "Лунная Соната" к.105)
10.2021 Маяковский, Ульяновск - Самара - Ульяновск, к.431
13-18.11.2022 Москва - Казань, Лунная Соната, к.430
18-20.11.2022 Казань - Тетюши - ППК, к.410
#17
Отправлено 30 Март 2004 - 07:16
Из его прижизненных фотографий я знаю только одну - вот эту.
Есть и другие. Например, вот эта:
"Великий князь Николай Николаевич" в затоне завода в Коломне. 1915 год.
#18
Отправлено 30 Март 2004 - 08:31
Недавно я тут помещал фотографии останков "Парижской коммуны" в Белом Городке.А вообще, на сегодняшний день я так понимаю, от этой коломенской серии совсем ничего не осталось? В смысле останков. Кажется только от Бородино что-то оставалось до 1999 в Казани, или есть ещё что-то?
Не совсем ясна (может, кто расскажет?) судьба "Памяти тов. Маркина" и "Урицкого".
Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik
#19
Отправлено 30 Март 2004 - 08:37
Ого! Здорово."Великий князь Николай Николаевич" в затоне завода в Коломне. 1915 год.
Не совсем ясна (может, кто расскажет?) судьба "Памяти тов. Маркина" и "Урицкого"
Василий Григорьевич Москалев, бывший астраханский капитан, в прошлом году на мой вопрос на эту тему ответил: “Урицкий” был продан и через Азовское и Черное моря ушел в Молдавию, на Днестр. “Память Маркина” тоже продали. Он ушел через Азовское море в Крым, в Судак и использовался как дом отдыха. Как хозяева используют эти суда сейчас, я не могу сказать. (полное интервью здесь: http://newsletter.in.../Articles/5.htm)
В то же время в списках судов у Александра Ивановича Шашина значится, что оба судна были проданы в Крым.
А на днях Александр Желтиков сказал мне, что один из этих теплоходов в 1990-е годы катал отдыхающих где-то в районе Одессы.
Вот и вся информация, которой я на сегодня располагаю. Возможно, кто-то знает что-то более конкретное о судьбе этих судов.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#20
Отправлено 05 Апрель 2004 - 16:11
“Урицкий” был продан и через Азовское и Черное моря ушел в Молдавию, на Днестр.
А на днях Александр Желтиков сказал мне, что один из этих теплоходов в 1990-е годы катал отдыхающих где-то в районе Одессы.
Вот и вся информация, которой я на сегодня располагаю. Возможно, кто-то знает что-то более конкретное о судьбе этих судов.
Никогда не слышал об "Урицком" на Днестре. Да и великоват он для этой речки. Разве что может быть в качестве берегового дома отдыха.
В плане прогулок в районе Одессы тоже сомнительно. Судно ведь чисто речное. Опять же вопрос если оно там и было то куда делось. В 90-е годы я как раз жил в Одессе, но не разу о таком судне не слышал. Может быть здесь произошла путаница и речь шла о морском пассажирском судне "М. Урицкий" (экс-"Моисей Урицкий" Дальневосточного морского пароходства), который в конце 80-х был приведен в порт Усть-Дунайск и поставлен там на прикол в качесте административного здания порта взамен старой и легендарной "Кооперации"?
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных