
Как я уже говорила, особенностью этого круиза было то, что весь обратный путь занимал 1 день. За этот 7-й день путешествия мы должны были выйти из Онеги в Свирь (ночью вышли), пройти по Свири, сделать остановку в Лодейном поле, посетить монастырь Александра Свирского, после этого на теплоходе - заключительный концерт, капитанский ужин, выход в Ладогу, закат, сбор чемоданов... Скучать и грустить некогда.
Благодаря тому, что озера были спокойные, мы шли с опережением графика. У дирекции круиза появилась возможность откорректировать планы на день. Мы должны были прибыть в Лодейное поле после обеда, а сейчас сделали так, что утром приходим в Свирьстрой, едем в монастырь (добавили 1 час на экскурсию), на автобусах возвращаемся в Лодейное поле и отправляемся уже оттуда.
Два года назад мы уже были в этом монастыре. Программа минимум на этот раз была поклониться мощам Александра Свирского, программа максимум - увидеть что-нибудь новенькое, услышать еще про вепсов, искупаться в озере или Свири и т.д.
Неповезло с самого начала. Из трех автобусов два были нормальные, нам же достался без кондишки и с какими-то неисправными тормозами. Я ни разу не автолюбитель, по мне это просто были постоянные резкие торможения, но остальные туристы говорили о том, что у него явно что-то с тормозными колодками. Ехать до монастыря надо по Мурманской дороге, этот участок сейчас ремонтируется, так что, подаренный дирекцией круиза час оказался как нельзя кстати, столько мы и потеряли в дороге. С гид-сопровождением в автобусе тоже не повезло, экскурсовод знала содержание только одной книжки по этой местности (я не выдумываю, мы к ней потом подошли за дополнительной информацией, она ответила, что в той книге, по которой она готовилась, об этом ничего не говорится), всячески подчеркивала, что они - Ленобласть, а не Карелия, про вепсов вообще ничего не знала, перегружала рассказ названиями и цифрами, в памяти у меня не отложилось вообще ничего. Вообще, хороший гид - залог успеха любой экскурсии, даже если смотреть особо нечего, но плохой гид может испортить всё впечатление и от самого интересного объекта. В монастыре нас ждала местная экскурсовод. Две группы ушли вперед, мы стояли у автобуса. Первым делом гид сказала, что фотосъемка платная и предложила сдать по 50 рублейна билет с благословением. Собрала деньги, а потом и говорит: "А сейчас я вам расскажу, где можно снимать просто так, где по билету, и где запрещено снимать совсем"

Теперь о монастыре. За эти 2 года с нашего первого посещения монастыря, психиатрическую клинику полностью вывезли из этих помещений, отреставрировали наружнюю стену, но только вот Троицкая часть до сих пор не действующая, там можно фотографировать.

певчие

Троицкая часть

А так выглядят все туристические объекты, когда туда одномоментно привозят около 200 туристов

Преображенская часть, действующий мужской монастырь


Про обратную дорогу даже писать не хочется, в автобусе без кондиционера было так жарко, так душно, мы долго стояли у светофора, т.к. на шоссе было односторонее движение... Зато потом он пытался наверстывать упущенное, обгонял, пытался тормозить... Оставалось только надеяться, что нам помогут молитвы Александру Свирскому

В 1703 г. здесь был спущен на воду первенец Балтийского флота - 28-пушечный фрегат "Штандарт", в 1704 построено ещё 6 фрегатов, 4 галеры и 24 полугалеры, образовавшие первую русскую эскадру на Балтике. Нас вывезли на берег реки, где установлена стелла на месте бывшей судоверфи.


Те, кто сидели в начале автобуса, были в состоянии слушать, нам же, сидевшим в середине и в конце, было так плохо, что гид и без слов всё поняла, загрузила нас обратно и отвезла на теплоход. Другие же группы вернулись впритык к отправлению, городок им понравился.
Два года назад на обратном пути из монастыря экскурсовод рассказывала нам довольно интересные факты об эпосе народности, ранее населявшей эти территории. Речь идет о вепсах (Ве́псы — малый финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России.) Нас это сильно заинтересовало, я скопирую сюда свои записи, сделанные после того круиза, вдруг кому-то это покажется интересным, хоть и не относятся к текущему круизу.
Вепсы были язычниками и поклонялись дУхам, связанным со всем мифологизированным пространством от дома до леса и причисляемые церковью к разряду "нечисти". Леший, или хозяин леса, считался хорошим, он мог послать охотнику много дичи, собирателю — много грибов и ягод, а пастуху обеспечить безопасность скота. И, чтобы не прогневать лесного духа, каждый вепсский крестьянин, закончив сбор "даров леса", принесил лешему жертву в виде части ягод и грибов, которые оставлял на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог. Этим традициям многие сельские жители следуют при посещении леса до сих пор. В отличии от лешего, водяной считался злым, поэтому перед рыбалкой ему в качестве подарка приносился табак и вино По мнению народа, табак и вино - "порочные продукты", пристрастие к которым характерно для любой нечисти, поэтому они скорее могли вызвать расположение водяного. Также строго запрещалось как-либо осквернять воду: плевать в нее, мочиться, выливать помои, мыть грязные сапоги в "чистом" водоеме, а не в луже. У вепсов был рас пространен запрет ругаться "на воде" - чтобы не вызвать гнев водяного. Поcлe солнечного заката запрещалось полоскать белье, "а то водяной выйдет из воды будет кричать, чтобы его ужин не тревожили".
Наиболее ярким образом в ряду почитаемых животных у вепсов, "царем всех зверей" был медведь. Он признавался существом, подобным человеку, т.е. оборотнем. Поэтому считались возможными браки медведицы и охотника или женщины и медведя, а также рождение детей в таких браках. У вепссов существовала сказка, подобная русской "Маша и медведь", с одним отличием. Маша убивала медведя, а не просто обманывала и сбегала. Считалось, что от живого медведя убежать вообще невозможно.
Следы вепсского эпоса встречаются даже в сказках Пушкина. Его няня, Арина Родионовна, была родом из крепостных села Лампи, как раз оттуда, где жили эти финно-угорские племена. Вероятно, она и рассказала ему вепсскую сказку про то, как крестьяне ловили блестящего окунька, который мог исполнять их желания. Правда, в отличие от Пушкинской старухи, просили они не дома и богатство, а хороший урожай, здоровье и т.д.
Еще вепсские корни может иметь "кот учёный", что ходит вокруг дуба по цепи кругом. Известно, что в некоторых финно-угорских племенах хоронили покойников в кронах дуба. Когда останки истлевали, кости сыпались на землю. По вепсским поверьям, именно в котов после смерти превращались колдуны. Они сторожили дубы. С цепью тоже всё очень просто: на дубы, предназначенные для захоронений, всегда что-то вешали, например ленточки, лоскутки материи, в поздние же времена - цепи. Таким образом, пушкинский кот-учёный - мифический финно-угорский шаман, приходящий из загробного мира. Во многих регионах России хоронили на дубах вплоть до середины XVIII века. К слову, выражение «ты что, с дуба упал (рухнул)?» означает не что иное, как возвращение с того света.
Отсюда же происходят и упоминаемые в былинах священные дубравы - страна мёртвых, через которую обязательно должен проехать герой сказки или предания. И Соловей-разбойник обязательно сидит в кроне дуба, вокруг которого валяются человеческие кости и черепа.
Страшно?
