Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Инструктаж туристов по безопасности на теплоходе


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Rom

Rom

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 53 сообщений
  • Регистрация: 18-Июль 07
  • Город:Свердловская обл.

Отправлено 19 Июль 2011 - 19:26

ТАНЕЦ… В СПАСЖИЛЕТЕ

«Теперь я понимаю, насколько ты был прав, когда четыре раза выбирал для наших круизов один и тот же теплоход», - сказала жена, когда мы с ней анализировали причины катастрофы дизель-электрохода «Булгария».

Действительно, четыре года подряд мы ходили в круизы на «Екатерине Великой» (теплоход 1961 года постройки, история смены названий: от рождения «Клемент Готвальд» - «Профессор Лукачев» - «Екатерина Великая» - с нынешнего года «Родная Русь», все переименования связаны со сменой судовладельцев). Путевые заметки о круизах можно посмотреть здесь:
2007г. Пермь – Казань – Пермь http://newreft.livej....com/57308.html
2008г. Пермь – Нижний Новгород – Пермь http://newreft.livej....com/71060.html
2009г. Пермь – Саратов – Пермь http://newreft.livej....com/79247.html и http://newreft.livej....com/79458.html
2010г. Пермь – Астрахань – Пермь http://newreft.livej....com/80851.html и http://newreft.livej....com/81026.html
В пятый – юбилейный – круиз мы нынче тоже собирались на «Катюхе», но смена судовладельца, сопровождавшаяся судебными тяжбами и банкротством судоходной компании, разрушила наши планы.

Так вот, в ту пору, когда жена попеняла мне на излишнюю «привязанность» к одному и тому же судну, я ей ответил так: «Зато я отлично изучил этот теплоход, расположение всех жилых, бытовых и служебных помещений, коридоров, трапов и люков. И при необходимости смогу пройти по нему с закрытыми глазами». При этом, конечно, я имел в виду, насколько удобнее становится круиз, когда ты уже способен рефлекторно попадать в нужные места теплохода, приноровился к его укладу и ритму. О том, что в определённых обстоятельствах подобный навык может обретать цену жизни, мы вспомнили нынче в связи с катастрофой «Булгарии».

Разумеется, наш случай – сугубо частный. Наиболее распространён принцип, когда пассажир (речной турист) идёт в круиз на данном конкретном теплоходе в первый и в последний раз. Поэтому особую роль и значимость обретает инструктаж пассажиров, привитие им хотя бы начальных навыков действий в случае аварийной ситуации. Насколько хорошо обстоят дела в этом плане на круизных речных судах?

Вот несколько цитат на эту тему из моих путевых заметок разных лет:
«…А нас пригласили в концертный зал на «капитанский коктейль»... Впрочем, капитана представлял старпом… который сумел нагнать страху на пассажиров, сообщив им квинтэссенцию ужасных происшествий, кажется, за всю историю флота. В его рассказе были и суда, дотла сгоревшие от курения в неположенном месте («а мы везём 55 тонн солярки!»), и туристы, отставшие на промежуточных стоянках и за свой счёт догонявшие судно… и завсегдатаи баров, сломавшие шеи на крутых трапах, и ещё много чего. Его очередная фраза «А был такой случай…» вскоре вызывала нервные смешки в зале, и мечталось только об одном: натянуть спасательный жилет, спрятаться под стол и никуда не выходить из каюты…» (http://newreft.livej....com/71060.html)

«…Несмотря на развешанные в каютах правила, далеко не каждый турист способен грамотно надеть спасательный жилет (мы ради любопытства интересовались этим вопросом – ответы порою были смешные). Шутки – шутками, но в рамках развлекательной программы… вполне целесообразно организовать какой-нибудь конкурс, связанный с надеванием спасательных жилетов. По крайней мере, народ познакомится с тем, как «это» выглядит на самом деле, и с какой стороны туловища должна находиться основная часть этого жилета, а также – как пользоваться свистком и другими «причиндалами» индивидуального спасательного средства…» (http://newreft.livej....com/79458.html)

«…Сразу после отплытия традиционно состоялся капитанский коктейль. Пассажиры… познакомились с «главными людьми», обеспечивающими различные функции в круизе: помощником капитана…, судовым медиком, директором круиза, организатором досуга, шеф-поваром. Прослушали правила поведения на судне, из которых главные, пожалуй, три: не курить на палубах (искры могут попасть в горловины топливной системы), осторожно перемещаться по трапам…, и не отстать от теплохода на промежуточных стоянках…» (http://newreft.livej....com/80851.html)

Итак, на примере «Катюхи» видно, что существенное внимание при инструктаже уделялось пожаробезопасности (и это правильно: пожар на судне «создать» гораздо проще, чем затопление). Насчёт других мер безопасности упоминалась осторожность при передвижении по крутым трапам и скользким (во время дождя) палубам, чтоб не получить травму или не упасть за борт. Особо обращалось внимание любителей выпить: перемещение по судну в сильно нетрезвом виде смертельно опасно.

Что же касается непосредственно «водной стихии», то в инструктаже упоминались несколько факторов. Во-первых – иллюминаторы кают на нижней и главной палубах: при штормовом предупреждении подаётся команда по внутрисудовой трансляции, и иллюминаторы необходимо закрыть, чтобы не захлестнуло волной. (И даже если жарко, а каюты на этих палубах самые дешёвые и некомфортабельные, оснащённые вместо кондиционера лишь вентилятором, иллюминаторы всё же необходимо закрыть: от этого зависит безопасность всего судна). Во-вторых – местонахождение спасательных жилетов (в зависимости от типа каюты – либо в верхней секции шкафа, либо в диване). А также – что спасательные плотики на всех людей, находящихся на борту, расположены на верхней («шлюпочной», «солнечной») палубе, и могут раскрываться как принудительно, так и автоматически.

Вот и весь инструктаж. В остальном предписывалось «следовать указаниям членов экипажа, которые в случае происшествия будут организовывать действия пассажиров, в том числе эвакуацию». То есть априори предполагалось, что судно удержится на плаву достаточно долго, чтобы, следуя распоряжениям матросов и стюардесс, организованно покинуть борт и перейти на спасательные плоты. (Как показал опыт «Булгарии», если судно ложится бортом на воду при не закрытых иллюминаторах, до полного затопления остаётся 2-3 минуты, и никакой планомерно организованной эвакуации под чутким руководством экипажа уже не получается).

Конечно, в каюте имеется памятка по применению спасжилета: но много ли туристов будут утруждать себя скучным занятием по прочтению «какой-то там инструкции»?

Между тем, спасжилеты бывают разных конструкций. И надеть такой жилет правильно (а, например, не задом наперёд) и разобраться в застёжках, впервые взяв его в руки, да ещё и в условиях стресса способен далеко не каждый. (Мы проводили эксперимент с коллегами по круизу: это выглядело забавно… всего лишь забавно – если учесть, что это был всего лишь эксперимент, а не настоящая эвакуация).

В итоге мы «доинструктировались» своими силами. Во-первых, вынули спасжилеты из высокого отсека шкафа (заняв его собственными вещами) и переложили под кровати (и не мешают, и в случае тревоги легко вытащить одним движением руки). Во-вторых, попробовали их надевать, а чтоб не зря трудиться – сходили в них на палубу до спасательных плотиков, где устроили оригинальную фотосессию… А вот о том, что спасжилет в случае тревоги нельзя надевать в каюте (его нужно тащить с собой на открытое пространство и надевать уже там, чтоб не застрять под потолком затопленного помещения) мы узнали уже после гибели «Булгарии». Хотя об этом неплохо было бы узнать своевременно при инструктаже…

Итак, сделаем вывод: чего не хватает в инструктаже участников круиза (думаю, что на других судах он проводится в том же контексте, что и на «Екатерине Великой», или даже в меньшем объёме).

Жилет нужно не просто упомянуть в рассказе, но принести один-два экземпляра и показать «вживую», как его правильно надевать. Вариации действа могут быть различными: от простой демонстрации до организации соревновательно-игровых элементов (например, состязание между группами пассажиров на время надевания и т.д.).

Желательно также провести учебную «шлюпочную тревогу». Чтобы люди реально нашли и надели жилеты, прошли (следуя указаниям членов экипажа) по коридорам и трапам до мест на палубе, откуда планируется посадка на надувные спасательные плоты (или в шлюпки). Полезная процедура: если в стрессовой ситуации откажут запаниковавшие мозги, хотя бы моторная память как-то сработает…

Организаторы круиза наверняка возразят, что подобная процедура угнетающе подействует на настроение пассажиров. Мол, «ехали отдыхать – а теперь будем каждый шаг с опаской делать, и только и думать, что о возможности крушения».

Но, во-первых, всё можно провести в соревновательно-игровой форме. Кстати, в ходе двух наших круизов последних лет организаторы досуга всё же демонстрировали надевание спасжилетов с участием нескольких пассажиров: то в виде шуточного задания на вечерней развлекательной программе, то в дневных досуговых мероприятиях – «танец маленьких лебедей» в спасжилетах в детском бассейне на верхней палубе. Получалось весело, наглядно и полезно. Но это было, скорее, исключение, чем правило, и далеко не в первый день круиза.

А во-вторых, может, даже полезно немного изменить пофигистическое отношение туристов к поведению в круизе: всё же, здесь не пикник на полянке, и не лежание в качестве "батона" под солнцем на турецком пляже, а транспортное средство, которое (как и любое другое – автомобиль, самолёт, велосипед…) априори является источником возможной опасности. Вероятно, после учебной тревоги кто-то призадумается, куда он попал, а значит – меньше будет желающих напиться до невменяемого состояния, рискуя действительно свернуть себе шею на крутом трапе, вывалиться за борт или оказаться в отключке во время настоящей тревоги.

Конечно, такая роковая совокупность факторов, когда судно, имевшее крен из-за дисбаланса топлива и фекалий, делает резкий поворот, при этом попадает под шквалистый ветер и ложится бортом на воду, которая быстро заполняет его сквозь незакрытые иллюминаторы – бывает очень редко. Но, как показал пример «Булгарии», всё-таки может случиться. А значит – инструктаж пассажиров, проводимый после отхода судна на «капитанском коктейле», нужно проводить более углублённо и дополнить всеми вышеперечисленными элементами. «Кто предупреждён – тот вооружён».
Т/х "ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ"
Пермь - Казань - Пермь, 10-15 июля 2007
Пермь - Н.Новгород - Пермь, 25 июля - 02 августа 2008
Пермь - Самара - Саратов - Пермь, 29 августа - 07 сентября 2009
Пермь - Астрахань - Пермь, 12-25 июля 2010




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования