Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Профессиональная подготовка плавсостава судов внутреннего водного транспорта
#1
Отправлено 01 Март 2011 - 15:04
Уважаемые коллеги, пользуясь возможностью речного портала ИНФОФЛОТ, хочу предложить тему для обсуждения «Профессиональная подготовка плавсостава судов внутреннего водного транспорта»!
Для начала, хотел бы привести известные мне факты о профессиональной подготовке плавсостава внутреннего водного транспорта (о которых сам знаю).
Проводимую подготовку можно разделить на две основные группы:
1. Подготовка в рамках курсов повышения квалификации плавсостава проводимые не реже одного раза в 5 лет в соответствии с постановлением правительства №349 от 31 мая 2005 г. . и ряда других нормативно-правовых документов.
2. Тренажерная подготовка по двум программам «Использование судовой РЛС на ВВП» и «Эксплуатация СОЭНКИ на ВВП», в соответствии с Положением о тренажерной подготовке судоводителей по использованию радиолокационных станций и систем отображения электронных навигационных карт и информации, утв. 29 ноября 2002 г. Н.Г. Смирновым.
Теперь приведу известную мне информацию, с помощью каких навигационных тренажеров производиться обучение судоводительского состава:
«NTPro-3000/4000», производимый ЗАО «ТРАНЗАС»
«МАРЛОТ», производимый ООО «Научно-технический тренажерный центр», к сожалению, в моем архиве фотографии данного изделия нет.
«RNM» ООО Научно-производственная компания «Системы и технологии»
И, конечно, «МАСТЕР», производимый Научно-производственным тренажерным центром «Тренажерные системы», который на сегодняшнее время прекратил существование и выпуск продукции, но тренажеры работают до сих пор и не уступают по некоторым параметрам современным аналогам.
К другим видам тренажерной технике можно отнести программный тренажер «Riv.Sim 2.5.» и ряд зарубежных аналогов, которые мало распространены в России.
Затрагивая тему курсов повышения квалификации можно отметить следующие, что в последнее время в ряде учебных заведений занятия на курсах стали проводить с применением компьютерных тестирующих программ (например, Котласское РУ - филиал ФГОУ ВПО СПбГУВК), мне известны только две используемые для этих целей программы это программный комплекс «Плавсостав» http://plavsostav.ru...atalog.php?id=1 и «Дельта-ВВП» http://www.100rm.ru/...d_test/684.html
Конечно, как при использовании тестирующих программ, так и тренажеров в различных учебно-тренажерных центах есть свои плюсы и минусы, которые имело бы смысл обсудить, пользуясь возможностями портала.
В рамках предлагаемой темы для обсуждения хочется узнать мнения специалистов и непосредственно лиц прошедших обучение чему, как и с использованием чего происходит обучения у Вас, на курсах повышения квалификации, по программам тренажерной подготовки и непосредственно в учебных заведениях!
Какие есть плюсы и минусы тренажерной подготовки, тестирующих программ, а также самих курсов повышения квалификации и рассматриваемых на них тем.
Что освещается на курсах повышения квалификации в недостаточном объеме, что входит в программу тренажерной подготовки и, конечно, что, по Вашему мнению, необходимо для наибольшей эффективности обучения.
Заранее благодарю за оставленные комментарии, к предложенной теме и за ее обсуждение.
С уважением,
И.М.А.
#3
Отправлено 01 Март 2011 - 16:29
Уважаемые коллеги, пользуясь возможностью речного портала ИНФОФЛОТ, хочу предложить тему для обсуждения «Профессиональная подготовка плавсостава судов внутреннего водного транспорта»!
Для начала, хотел бы привести известные мне факты о профессиональной подготовке плавсостава внутреннего водного транспорта (о которых сам знаю).
Проводимую подготовку можно разделить на две основные группы:
1. Подготовка в рамках курсов повышения квалификации плавсостава проводимые не реже одного раза в 5 лет в соответствии с постановлением правительства №349 от 31 мая 2005 г. . и ряда других нормативно-правовых документов.
2. Тренажерная подготовка по двум программам «Использование судовой РЛС на ВВП» и «Эксплуатация СОЭНКИ на ВВП», в соответствии с Положением о тренажерной подготовке судоводителей по использованию радиолокационных станций и систем отображения электронных навигационных карт и информации, утв. 29 ноября 2002 г. Н.Г. Смирновым.
Теперь приведу известную мне информацию, с помощью каких навигационных тренажеров производиться обучение судоводительского состава:
«NTPro-3000/4000», производимый ЗАО «ТРАНЗАС»
CIMG3013.JPG 64,2К 13 Количество загрузок:
«МАРЛОТ», производимый ООО «Научно-технический тренажерный центр», к сожалению, в моем архиве фотографии данного изделия нет.
«RNM» ООО Научно-производственная компания «Системы и технологии»
123.jpg 102,64К 17 Количество загрузок:
И, конечно, «МАСТЕР», производимый Научно-производственным тренажерным центром «Тренажерные системы», который на сегодняшнее время прекратил существование и выпуск продукции, но тренажеры работают до сих пор и не уступают по некоторым параметрам современным аналогам.
12345.jpg 115,7К 13 Количество загрузок:
К другим видам тренажерной технике можно отнести программный тренажер «Riv.Sim 2.5.» и ряд зарубежных аналогов, которые мало распространены в России.
Затрагивая тему курсов повышения квалификации можно отметить следующие, что в последнее время в ряде учебных заведений занятия на курсах стали проводить с применением компьютерных тестирующих программ (например, Котласское РУ - филиал ФГОУ ВПО СПбГУВК), мне известны только две используемые для этих целей программы это программный комплекс «Плавсостав» http://plavsostav.ru...atalog.php?id=1 и «Дельта-ВВП» http://www.100rm.ru/...d_test/684.html
Конечно, как при использовании тестирующих программ, так и тренажеров в различных учебно-тренажерных центах есть свои плюсы и минусы, которые имело бы смысл обсудить, пользуясь возможностями портала.
В рамках предлагаемой темы для обсуждения хочется узнать мнения специалистов и непосредственно лиц прошедших обучение чему, как и с использованием чего происходит обучения у Вас, на курсах повышения квалификации, по программам тренажерной подготовки и непосредственно в учебных заведениях!
Какие есть плюсы и минусы тренажерной подготовки, тестирующих программ, а также самих курсов повышения квалификации и рассматриваемых на них тем.
Что освещается на курсах повышения квалификации в недостаточном объеме, что входит в программу тренажерной подготовки и, конечно, что, по Вашему мнению, необходимо для наибольшей эффективности обучения.
Заранее благодарю за оставленные комментарии, к предложенной теме и за ее обсуждение.
С уважением,
И.М.А.
#4
Отправлено 02 Март 2011 - 10:54
В.И. Ульянов-Ленин
«Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, — такова теперь задача.»
И.В.Джугашвили-Сталин
«Учиться военному делу настоящим образом»
В.И. Ульянов-Ленин
По первому пункту. Курсы повышения квалификации раз в пять лет может быть и здравая идея, но только с позиции того, что учиться никогда не поздно. Но вот исполнение этой идея в настоящее время сводит ее результаты к нулю. Приходят на курсы люди с различным уровнем подготовки, подготовка самих преподавателей зачастую оставляет желать лучшего, материальная база учебных заведений отстает от реалий сегодняшнего дня. В результате все сводится или к повторению избитых истин, или доходит до абсурда, когда преподаватель никогда не видевший предмета разговора и имеющий о нем смутное представление, учит тех, кто на этом «собаку сьел». Естественно это относится не ко всем учебным заведениям, но общая тенденция по отзывам тех, с кем мне приходилось разговаривать на эту тему, имеется. Конечно повторение прописных истин тоже полезно, но хотелось бы получить за свои(или судовладельца) деньги больший результат.
Может быть имеет смысл не собирать всех в кучу, а проводить целенаправленную подготовку, по типу тренажерной подготовки по определенным программам (сделали обязательным СОЭНКИ – обучили тех, кому это надо). Или проводить обучение перед дипломированием на вышестоящую должность, но упор делать именно на те моменты по которым обязанности по новой должности отличаются от предыдущей. Или при вводе новых нормативных документов довести их до сведения тех кого это касается. А то получается вышли новые правила, по ним 5 лет отработали, а только потом о них рассказали на курсах повышения квалификации.
А еще предлагаю расширить тему и обсудить базовую подготовку – обучение в Академиях и их филиалах – училищах и техникумах. Т.к от нее во многом зависит какой должна быть дополнительная подготовка.
P.S. Прошу не обсуждать в этой теме выше приведенные цитаты, тот ли человек сказал, так ли сказал, и говорил ли вообще.
P.S.S. Радует, что на форумах стали появляться люди и поднимать профессиональные темы.
#5
Отправлено 02 Март 2011 - 11:19
#6
Отправлено 02 Март 2011 - 11:30
#8
Отправлено 02 Март 2011 - 11:36
Не таскайте тяжести напрасно-пожалейте здоровье!Принимающие решения приняли верное-для себя.А вот я рискую навлечь кучу слов в свой адрес-за подсказку-а ну как удумают дипломы поделить на манер водительских удостоверений(буксирные и т. д.)!....Извините заранее,не хотел никого обидеть,спасибо за внимание.
Эмоционально, но все верно! Вот еще бы донести это до тех, кто принимает решения.
#9
Отправлено 02 Март 2011 - 11:40
Пока печатал-уже опередили-еще одно подтверждение правоты(ну не полной неправоты) моих мыслей.Кстати,о новых Правилах:это полный бред,господа!Старые были умнее составлены,понятнее,а это издание-пропущенные через мясорубку и перемешанные старые Правила,разбавленные статьями из Кодекса и других документов.Очень непонятно для восприятия,трудно для запоминания.В старых было по полочкам:запрещения,обгон,порядок движения и т.д.-просто и доступно.Или я один такой бестолковый?
Откройте старые ППВВП, там на первой странице фамилии тех кто их разрабатывал. И этим людям можно гордится своим трудом. Откройте новые правила и найдите там автора. Не нашли? Похоже авторам просто стыдно.
#10
Отправлено 02 Март 2011 - 11:52
+100!!!! В советские времена перед каждой навигацией проводились семинары для комсостава,которые вели судоходчики ,медики,пожарные,капитан-наставники. Так вот от них была конкретная польза потому что шёл разбор ситуаций за прошлую навигацию и была информация которая действительно интересовала,а не абстрактные разговоры на отвлечённые темы. Да и нужны ли вообще эти проверки знаний- ведь опыт и знания с годами только приходит,а не убывает. Так же и со спецлоцией-невозможно знать наизусть сотни километров ВВП,а вот перед рейсом прочесть описание участка следования полезно да и нужно.К сожалению,главный минус программы курсов-она создана для рубки деревьв под названием "бабло",а не для повышения профессионального мастерства.Подход к главной(официальной) задаче не продуман в принципе.Поясню вкратце:нельзя мести одной метлой судоводителей разных групп судов.Человек,работающий на т\х 1 группы,не имеющем радиолокатора,зачем ему учиться на РЛС,ведь не бесплатно!А обязан!Тренажер имитирует рулевую рубку большого теплохода,совершенно другой принцип управления,другие приборы(даже не 2 гр.!)-зачем это тому-же судоводителю с Ярославца,к примеру,Путейского и т.п.?Совершенно разные приемы работы на буксирном и самоходном флоте-даже не беря в расчет группу,на одно- и двухдвижительных судах,а разве это кто-то учитывает?Вот поэтому и напрашивается вывод,с которого я начал.К тому же,если человек работает согласно диплома-он что,теряет квалификацию?Его нужно на курсы к преподавателям-теоретикам,они лучше умеют суда водить!Если о деле думать-нужно не так.При повышении группы-да,при перерыве в стаже(подумать какой перерыв установить допустимым)-да,но не каждые же 5 лет всех подряд и под одну гребенку!Извините заранее,не хотел никого обидеть,спасибо за внимание.
#11
Отправлено 02 Март 2011 - 12:01
Раньше нами руководили СПЕЦИАЛИСТЫ,а теперь МЕНЕДЖЕРЫ ! Что хорошего может написать человек который не работал на судах. Даже в транснадзоре сидчт люди с высшим образованием,которые знают все параграфы до последней запятой,но никогда не применяли их на практике. Просто вся система страны направлена на высасывание бабла и создание видимости законности.Пока печатал-уже опередили-еще одно подтверждение правоты(ну не полной неправоты) моих мыслей.Кстати,о новых Правилах:это полный бред,господа!Старые были умнее составлены,понятнее,а это издание-пропущенные через мясорубку и перемешанные старые Правила,разбавленные статьями из Кодекса и других документов.Очень непонятно для восприятия,трудно для запоминания.В старых было по полочкам:запрещения,обгон,порядок движения и т.д.-просто и доступно.Или я один такой бестолковый?
#12
Отправлено 02 Март 2011 - 12:07
#13
Отправлено 02 Март 2011 - 12:09
#14
Отправлено 02 Март 2011 - 12:30
Пока печатал-уже опередили-еще одно подтверждение правоты(ну не полной неправоты) моих мыслей.Кстати,о новых Правилах:это полный бред,господа!Старые были умнее составлены,понятнее,а это издание-пропущенные через мясорубку и перемешанные старые Правила,разбавленные статьями из Кодекса и других документов.Очень непонятно для восприятия,трудно для запоминания.В старых было по полочкам:запрещения,обгон,порядок движения и т.д.-просто и доступно.Или я один такой бестолковый?
Откройте старые ППВВП, там на первой странице фамилии тех кто их разрабатывал. И этим людям можно гордится своим трудом. Откройте новые правила и найдите там автора. Не нашли? Похоже авторам просто стыдно.
Уважаемый RaNav!
С Вашим утверждением полностью согласен!
На сегодняшний день, по моему мнению, объективно сложилась ситуация, когда нормативные документы в масштабах всей страны делает практически один чиновник и то иногда ОЧЕНЬ далекий от темы! Ряд документов выходят под эгидой лишь бы выполнить распоряжения вышестоящего начальства, а дальше как-нибудь разберемся и выпустим инструкции и рекомендации и т.д. в которых будут прописано (а может и нет) те аспекты, которые не были учтены при составлении документов!
Иногда, как сам я знаю, выход некоторых документов сопровождается выполнением НИР по их разработке, но и те, кто его выполняет порой также далеки от темы задания, а поручение основывается на оптимальном разделе выделенной для этой цели суммы (между вышестоящими организациями и лицами).
В советские времена выход документов сопровождали коллегии, на которых обсуждались и редактировались с учетом требований ни одного, двух лиц, а группы заинтересованных представителей отрасли. Разработчики как написал RaNav в своем комментарии, указывались, и мы видели, что это труд не одного двух, а группы! И этим можно гордиться, ведь ряд нормативных документов по ВВТ действует еще с тех времен.
С уважением,
И.М.А.
#15
Отправлено 02 Март 2011 - 13:14
В настоящее время, все речные техникумы стали филиалами академий, тем самым для ВВТ образовалось четыре больших комплекса во главе с СПГУВК (бывший ЛИИВТ), МГАВТ, НГАВТ и ВГАВТ.
Учреждения НПО после слияния в образовательные комплексы вообще прекратили существования в нашей отрасли за исключением нескольких оставшихся, которые можно перечитать на пальцах руки!
По сути дела реорганизация техникумов в филиалы повлияло на их финансирование, которое напрямую стало зависть от головного вуза, ограничило их возможности самофинансирования и объемы наборы учащихся.
Базовая подготовка в настоящее время в особенности в головных вузах направлена для подготовки моряков, да и сами филиалы в основном готовят судоводительский состав судов смешанного река-море плавания, за исключением некоторых.
Контингент самих студентов и курсантов оставляет желать лучшего, да и сам уровень их школьного образования с каждым годом снижается и снижается, также обстоит дело с уровнем квалификации выпускников учебных заведений. Набирают в учебные заведения и тянут их до последнего, чтоб не срезали финансирование, а на выходе мы имеем то, что имеем (о чем писал уважаемый Скиф).
Преподавательский состав тоже сейчас не в лучшем составе средний возраст около 60 лет или даже более, «молодых» не привлечь на столь низкие зарплаты, которые установлены в учебных заведениях, да и самих специалистов становятся все меньше и меньше, особенно по ВВТ!
Но, несмотря на это почти каждое учебное заведение как-то филиал или академия, имеют навигационные тренажеры различных фирм производителей и проводят курсы повышения квалификации плавсостава! Вот только уровень и методы у всех разные, в некоторых случаях проведением занятий с плавсоставом ВВТ занимаются моряки или люди далекие от этой темы.
В конце резюмировав, хочется добавить, что внутренний водный транспорт в настоящее время находиться не в лучшем положении, документы, выпускаемые государственными организациями, имеют порой противоречивый характер. Кстати сама обязательный характер для тренажерной подготовки для плавсостава ВВТ до сих пор нигде не прописан, есть лишь ряд писем и то выпущенных очень давно.
С уважением,
И.М.А.
#16
Отправлено 03 Март 2011 - 12:58
К сожалению,главный минус программы курсов-она создана для рубки деревьв под названием "бабло",а не для повышения профессионального мастерства.Подход к главной(официальной) задаче не продуман в принципе.Поясню вкратце:нельзя мести одной метлой судоводителей разных групп судов.Человек,работающий на т\х 1 группы,не имеющем радиолокатора,зачем ему учиться на РЛС,ведь не бесплатно!А обязан!Тренажер имитирует рулевую рубку большого теплохода,совершенно другой принцип управления,другие приборы(даже не 2 гр.!)-зачем это тому-же судоводителю с Ярославца,к примеру,Путейского и т.п.?Совершенно разные приемы работы на буксирном и самоходном флоте-даже не беря в расчет группу,на одно- и двухдвижительных судах,а разве это кто-то учитывает?Вот поэтому и напрашивается вывод,с которого я начал.К тому же,если человек работает согласно диплома-он что,теряет квалификацию?Его нужно на курсы к преподавателям-теоретикам,они лучше умеют суда водить!Если о деле думать-нужно не так.При повышении группы-да,при перерыве в стаже(подумать какой перерыв установить допустимым)-да,но не каждые же 5 лет всех подряд и под одну гребенку!Извините заранее,не хотел никого обидеть,спасибо за внимание.
Уважаемый Скиф!
Спасибо за Ваши комментарии, к предложенной мною темы!
Прокомментирую Ваше высказывание, касаемо профессиональной подготовки плавсостава!
Конечно, во многих случаях сами курсы повышения квалификации в настоящее время приняли форму легитимного отъема денег у плавсостава и не дачи взамен необходимых ему знаний и навыков.
Касаемо тренажеров, что они имитируют рубку судов третьей и выше группы это нормально в соответствии с навигационным оборудованием судов данного класса. Притом маневренные характеристики судна в тренажере варьируются в соответствии с загруженной моделью. Обязательный характер тренажерная подготовка для судоводителей судов, не оборудованных РЛС и СОЭНКИ, не носит, возможно, лишь само учебное заведение проводящее курсы повышения квалификации в дополнении проводит тренажерную подготовку, руководствуясь своими интересами.
Разделение обучения плавсостава в соответствии с группой судна, на котором он работает, конечно, должно быть, для этого, по моему мнению, судовладельцы должны централизованно проводить обучения своих кадров в учебно-тренажерных центрах в зависимости от типа и группы судов.
По-поводу преподавателей теоретиков это можно поспорить без понимания теории практика останется только практикой, к тому же кроме преподавателей, по моему мнению, необходимо приглашать капитанов наставников, а также представителей Госморречнадзора для разбора аварий. Да и обучение должно строиться не на повторении всем известных истин, а в решении проблемных и нестандартных задач в рамках, которых и будет производиться повторение различных теоретических вопросов (методик по этому разработано много)!
С уважением,
И.М.А.
#17
Отправлено 04 Март 2011 - 21:25
#18
Отправлено 04 Март 2011 - 21:57
Кстати, хороший специалист совсем необязательно хороший преподаватель, обьем и форма подачи материала должны соответствовать и уровню подготовки слушателей и получаемой ими квалификации. Но обычно человек более компетентному легче из всего обьема знаний выбрать именно, что нужно слушателям.
#19
Отправлено 05 Март 2011 - 07:43
С уважением,
И.М.А.
[/quote]
Вышеозвученные мероприятия были бы не лишними,но за более умеренную плату-не посчитайте за меркантильность,но я живу на то,что удалось заработать!По приблизительному подсчету-курсы в 2009 стоили 12000,плюс проживание в столице( Москва-городок гостеприимный,но недешевый!),итого-20000,но это только "повышение квалификации",а еще 5000 за локатор,3000 за радиосвязь,ну и т.д.Ну,какие у нас заработки,Вы в курсе-посчитайте сальдо(не забудьте-заработок сезонный!) А любимой что остается?Я-красавец,со своей любовью?При том,что полгода и меня нет-только фотография.Некоторым,конечно,повезло-за них организация заплатила...
#20
Отправлено 06 Март 2011 - 08:54
Хотел прокомментировать высказывание преподавателя: «о необходимости имеет свидетельство по программе тренажерной подготовки «Использование РЛС на ВВП» для всех судоводителей ВВТ», это абсурд и никакого приказа Минтранса нет (я во всяком случае не знаю), скорее всего учебное заведение, где Вы проходили курсы повышения квалификации, зарабатывает деньги на незнании своих клиентов.
Уважаемый Скиф попросите в следующий раз показать приказ или что-то чем они мотивируют обязательность подготовки.
По поводу судовладельцев все-таки они должны подготавливать свои кадры и дорожить ими, конечно, это может звучать по детски, но пример западных компаний пришедших к такому выводу в последние годы тому пример! Безопасность – превыше всего! Для этого Минтранс должен совместно с ФАРМТ поймет это подготовит документы (но не такие как в последнее время ППпоВВП, Положение о дипломировании приказ о оборудовании речных судов аппаратурой GPS/ГЛОНАСС и СОЭНКИ и т.д.).
Теоретические знание у работающего человека, конечно, есть и я не в коем случае не хотел указывать на их отсутствие, но в некоторых случаях теория забывается и освежение в памяти ее некоторых моментов полезна, в особенности с практическими занятиями по ее применению. Отсутствие стажировки у преподавателей сейчас очень большая проблема, редко кто из них проходит стажировку, да и учебные заведения не очень заинтересованы в этом.
Суммы, которые приходиться платить за различные курсы, в некоторых случаях заоблачные и я с Вами согласен, притом знания и навыки, получаемые на курсах, зачастую не соответствуют тому, что реально необходимо!
К сожалению, были разрушены ШКС, курсовые комбинаты при РЭБ и т.д., на которых раньше была возможность проходить и сами курсы, а также обучение по специальности, взамен же осталось несколько подобных заведений, которые тоже находятся не лучшем состоянии. Люди могли учиться почти на производстве или же ближе к дому. В настоящее время это почти не практикуется, да и само ФАРМТ не заинтересовано в создании чего-то подобного.
С уважением,
И.М.А.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных