Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
По Неману и Августовскому каналу (Белоруссия)
#1
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:13
Вот эта тема на форуме
А в начале июня сего года мне посчастливилось самому побывать в тех краях, благодаря организованной Клубом любителей Транспортных Путешествий "покатушке" из Гродно по Неману и каналу на теплоходе "Ольга Соломова".
Решил создать отдельную тему, в которой и опубликовать свой фоторассказ об этом, пусть не длинном, но весьма увлекательном путешествии!
#2
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:23
Всё самое интересное началось в белороусском городе Гродно, где у причала нас ждал маленький но уютный теплоходик типа М, "Ольга Соломова", на котором нам и предстояло совершить увлекательную водную прогулку!
К 10 часам утра на причале собралась внушительная компания любителей транспортных путешествий
Пока поджидали всех участников (а надо сказать, пути у всех были очень разные, и для многих эта речная прогулка была лишь частью запланированого на выходные маршрута) - любовались великолепной панорамой города:
Но вот, все собрались... Добро пожаловать на борт теплохода "Ольга Соломова"!
Отчаливаем не мешкая!
Разворачиваемся по течению в виду моста, который называют "Старый" (хотя, на самом деле, оригинальный мост постройки начала XX века был разрушен в войну, а этот, построенный вновь на том же месте, лишь недавно привели к виду "близкому к историческому" )
Хорошо видна одна из гродненских достопримечательностей - Старый Замок на вершине Замковой горы.
Ну а мы направляемся вниз по течению...
Вот она - река Неман, точнее, как говорят белорусы - Нёман
Двигаясь по реке в черте города можно заметить ещё одну достопримечательность - Коложскую церковь:
Участники прогулки удобно расположились на палубе...
Нам предстоит пройти чуть меньше 20 километров вниз по Неману, до входа в Августовский канал, уже почти у границы с Литвой...
#3
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:26
Единственная, пожалуй, замеченная на этом участке реки "техногенщина"
Она сменяется видами великолепной, нетронутой природы.
А вот количество рыбаков на метр погонный зашкаливает все пределы!
То и дело их замечаешь:
Картинка чУдная!
В этот обстановочный катерок я прямо влюбился!
Да и вообще, река и всё кругом выглядит как-то очень чисто, свежо...
Кстати, течение на Немане - весьма неслабое!
Более того, на реке то и дело встерчаются вполне себе серьёзные перекаты.
Местами почему-то Неман показался мне вдруг похожим на Лух в нижнем течении...
Хотя, безусловно, это очень разные реки.
...
Вот ещё перекат! По "норову", характеру - Неман чем-то походит на наши северные реки...
Но лес по берегам всё же другой, совсем не северный.
На реке полно всякой водоплавающей живности...
Я очень пожалел, что длиннофокусный объектив оставил дома - можно было бы вдоволь пофотоохотиться на уток, лебедей и даже цаплю Один только кадр сделал, попросив у соседа по "точке наблюдения" подходящий объектив:
Вот, ещё один... водоплавающий!
#4
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:30
Интересная особенность: здесь, на Немане, можно увидеть настоящие бакены!
Ведь то, что мы по привычке зовём бакеном на Волге, официально всё же именуется "буй".
А бакен - он, на самом деле, вот каков:
Лишь изредка на берегу можно заметить какое-то жильё.
Ба! Какие мегадевайсы "припаркованы" здесь!
Замечательные армейские амфибии, между прочем. Я бы от такого агрегата не отказался!
К сожалению, погода стала меняться - небо закрыло сплошной облачностью.
Это, однако, не может напугать настоящих путешественников!
Впрочем, на "Соломовой" есть целых два салона! Это носовой:
А это - кормовой:
А вот такой вид открывается из иллюминатора... эмм... ещё одного жизненно важного отсека!
О! Что это там завиднелось вдали?
Ба! Пограничная вышка! Литва уже рядом...
А налево - вход в Августовский канал.
Неман утекает направо, за границу
Ну а нам - туда, в канал!
#5
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:33
Польский участок Августовского канала был реконструирован еще в 60-х годах XX века. Масштабная же реставрация Белорусской части, включающая шлюзы Немново (самый большой, 3-камерный, длина трех камер 43,5 м), Домбровка и Валкушак и две плотины, была проведена в 2004-2006 годах. Предусматривалось максимальное восстановление канала таким, каким он был раньше. Однако полностью в первозданном виде восстановить канал было невозможно: за прошедшие 180 лет уровень воды в Немане упал на два метра, поэтому у изначально трехкамерного судоходного шлюза «Немново» появилась четвертая камера. Кроме того, Неман изменил русло, поэтому канал стал длиннее на 1,8 километров. Пришлось копать новое русло по старице.
...
Спустя несколько минут впереди показались сооружения шлюза Немново.
Три его камеры - "исторические", а четвёртая (бетонные сооружения которой видны на этом снимке) - современная, сооруженная для компенсации двухсотлетнего изменения уровня Немана...
"50 сантиметров на короле! Пройдёте?" - "Пройдём!"...
Значит, "дополнительный" шлюз задействовать не будут - воды достаточно, чтобы сразу зайти в первую "историческую" камеру.
Лишь на минуту задерживаемся здесь - пока откроются ворота...
И вот - первое же удивительное впечатление:
Деревянные ворота шлюза, конструкция которых была разработана две сотни лет назад, открываются вручную!
...
#6
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:34
Двинулись в камеру... Можно поближе рассмотреть ворота...
Облицовка камер при реставрации восстановлена тоже по оригинальным технологиям XIX века...
За воротами перед нами - некислый столб воды...
В нижней части ворот предусмотерны клапаны - заслонки, которые открываются с помошью винтового механизма.
Это, на снимке - лишь "нормальная проектная утечка" через закрытые заслонки!
Но вот - нижние ворота закрыли за нами и... Началось!
Вода из открытой заслонки вырывается с грохотом, многократно усиливаемым каменными стенами шлюза. Водяная пыль повисает в воздухе... Кажется, будто сейчас этот вал накроет и наш маленький теплоходик!
И тут открывается вторая заслонка!
Чтобы теплоход, влекомый напором воды, не ударил нижние ворота, нужно удерживать его, искусно выбирая швартов...
Шлюзование происходит быстро. Буквально пара минут - и камера уже заполнена.
Ворота открываются...
Эх, вот он, древнейший механизм - рычаг!
#7
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:35
И впереди - вторая камера!
"Детали машин"
Вся конструкция гениально проста - но действует безотказно!
Гранитные блоки - исторические, оригинальные. А кирпичная кладка - новодел, хоть и с соблюдением старинной технологии.
...
Уже виден разводной мост, нависающей над последней, третьей камерой. Но туда ещё надо добраться!
Швартовая цепь "вылавливается" багром
Поехали!
Грохочущий вал, бьющий буквально в паре метров от тебя, запах воды, вихрь брызг...
Чувствуется в этом какая-то первобытная природная сила.
...
Подход к шлюзу открытый - с берега за нашим подъёмом с интересом наблюдает немало народа.
Ещё одна "ступенька" пройдена - вновь открываются перед нами ворота.
Налегаай!
Разводной мостик над последней камерой. Механизм его привода - тоже ручной!
#8
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:36
Вот, кстати, хорошо видно, что такое "король шлюза" -
вон тот каменный "порог" перед воротами, в который они упираются своей нижней частью.
Наверняка вышел классный кадр!
Открыта одна заслонка...
Видна разница между "утечками" и "рабочим" потоком
Ну а теперь - на полную!
Самое время оглянуться назад...
Вот она, пройденная нами водная "лестница":
Ну что же, теперь - вперёд!
Распахиваются последние ворота шлюза Нёмново...
Идём по каналу дальше!
#9
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:45
Наш теплоходик движется дальше...
...
На берегу - деревня Нёмново. Здесь есть довольно интересный частный музей истори канала. К сожалению, времени на его посещение у нас не было
...
А вот этот восстановленный домик смотрителя сейчас служит маленькой гостиницей на 10 мест.
Да, было бы неплохо тут провести несколько дней!
За чем же здесь приходилось следить смотрителю?
А вот за этим важным гидротехничсеким сооружением - шлюзом-регулятором с чудным именем Куркуль!
По сути - это водосброс, с помошью которого регулируется уровень воды в канале на том участке, по которому мы сейчас движемся.
"...«Куркуль» был построен в связи с корректировкой первоначального проекта Агустовского канала и должен был обеспечивать сброс паводковых вод весной на отрезке Домбровка - Черток - Немново, что гарантировало бы нормальную работу судоходного шлюза «Немново» во время навигации. Речушка Осташанка, в которую сбрасывался избыток воды, после строительства шлюза «Куркуль» и подстраховавшего его в мощное половодье шлюза «Черток» превратилась в настоящий обводной канал..." ([url="http://href="http://m.interfax.by/article/14608"]отсюда[/url])
Рядом - ещё какой-то небольшой дополнительный водосброс:
#10
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:47
Теперь - на протяжении нескольких километров трасса канала прямая как стрела.
Через канал на этом участке перкинуты два современных автомобильных моста.
Уровень воды высок, и сперва даже кажется, что теплоход рискует задеть мост рубкой
Однако же вполне проходим, с запасом в сантиметров 30
Что интересно - на протяжении всей трассы канала на берегах оборудованы места для отдыха - крытые деревянные верандочки или просто чистые красивые участки берега с удобным подъезлом.
Несмотря на то, что погода слегка "нахмурилась", отдыхающих на берегах немало!
У нас на борту тоже всё замечательно!
...
Хехе! Кто-то фотографируется на фоне нас!
Вот и второй мост показался...
А за ним - ещё один старинный шлюз-регулятор, шлюз Черток.
#11
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:49
Дальше мы будем двигаться не по рукотворному руслу канала, а, фактически, по речке Черная Ганча, которая была при строительстве искусно "включена" в его гидросистему.
И тут... что это там такое мрачное за деревьями?
В районе Августовского канала в 1940-1941 годах строился 68-й Гродненский укрепрайон. К началу войны строительство не было закончено, однако 22 июня 1941 года доты приняли на себя удар вражеских войск. Ожесточенные бои шли здесь до 26 июня.
Гродненский укрепрайон был наиболее мощный из всех возводившихся: по фронту в 80 километрах от Немана восточнее Сопоцкина и до города Гонендза планировалось построить 606 дотов. Глубина обороны должна была составлять 5-6 километров...." ([url="http://href="http://www.interfax.by/article/14609"]отсюда[/url])
Их, этих молчаливых бетонных свидетелей Истории ещё много мы сейчас заметим в живописной зелени берегов извилистой Черной Ганчи...
...
...
Какое-то жильё на берегу...
И вновь из леса смотрит на нас чёрный глаз амбразуры ДОТа...
...
Ну а этот вот вид - вообще сюрреализм какой-то!
Мирный, романтичный мостик...
...и следом - вновь "эхо войны".
А впереди, тем временем, показались сооружения очередного судоходного шлюза!
#12
Отправлено 15 Июль 2010 - 02:50
Шлюз Домбровка. Однокамерный, не столь эпичный, как шлюз Немново, но тоже с разводным мостиком!
Ворота гостеприимно распахнуты!
Входим в камеру шлюза...
Здесь уже собралось много народа, чтобы посмотреть на шлюзование с берега!
Зрелищный процесс наполнения камеры пошёл!
...
...
Ну вот, уже и поднялись!
Ворота открываются!
(этот снимок мог бы служить жЫрной иллюстрацией к разоблачительной статейке об эксплуатации детского труда злобным белорусским режЫмом... )
Важно не забыть закрыть и заслонку в вротах!
Сложная техника!
А вот теперь понятно, откуда здесь столько зевак!
Тут, у шлюза Домбровка - большая благоустроенная зона отдыха.
С разнообразными водными развлечениями...
А вон там, за лодочной станцией, виден очень интересный объект - деревянный водосброс. Интересно было бы туда подобраться!
И у нас, кажется, будет такой шанс!
Канал уходит дальше, в сторону Польши. Ещё пара километров - и там - пограничный шлюз Валкушак.
Вон, как раз оттуда показался ещё один прогулочный теплоходик...
Туда, к шлюзу Валкушак, к сожалению, мы уже не пойдем - нашему теплоходу ещё нужно будет возвращаться назад, и на этот заключительный кусочек белорусской части канала нам банально не хватает времени.
Зато мы можем ненадолго сойти на берег здесь, у Домбровки
И увидеть ещё кое-что весьма впечатляющее... Покажу чуть позже! Окончание рассказа ещё будет
#13
Отправлено 15 Июль 2010 - 05:00
Причём, как я понимаю, у вас получилось пройти даже чуть подальше, чем нашей прошлогодней экспедиции - мы разворачивались у того места, где начинается участок реки Черной Ганчи, а вы прошли еще несколько далее, до Домбровки.
Мой блог о путешествиях=>>
#15
Отправлено 15 Июль 2010 - 09:13
Так что, да здравствуют Миша Buzzer и Кирилл Гоев!
Chaining my soul deep in that hole
Where no end is near, there's no escape
From fearing the fear of my fears...
#17
Отправлено 19 Июль 2010 - 14:46
И продолжаю:
Итак, мы достигли шлюза Домбровка.
Сперва - взглянем на проходящий мимо теплоходик "Неман".
Он совершает короткие прогулочные рейсы по каналу как раз от Домбровки...
Ну а мы, после долгого пути от самого Гродно, можем на полчаса сойти здесь на берег!
Здесь представлен широкий спектр водных развлечений!
Можно и так...
И даже так
Но я решил эти полчаса потратить на изучение вот этого занимательного гидротехнического сооружения - "антикварного" деревянного водосброса...
Один из затворов приоткрыт - и вот такую красоту можно наблюдать со стороны нижнего бьефа:
А вот вид на нижний бьеф с водосброса:
Ну а теперь - предлагаю без комментариев просто насладиться красотой и силой водного потока!
...
...
...
...
...
...
...
...
...
#18
Отправлено 14 Август 2010 - 00:15
Завершающая серия фотографий с Августовского канала...
Да, смотреть как течет вода можно бесконечно...
Но наш теплоходик уже готов отправиться в обратный путь.
В Домбровке, которая оказалась крайним пунктом нашей прогулки по Августовскому каналу, большая часть участников решила сойти с теплохода и вернуться в Гродно автобусом. В этом был определённый смысл - "Ольге Соломовой" нужно около 6 часов, чтобы пройти обратно, до устья канала и затем подняться вверх, против течения Немана. Автобусом же до Гродно моно доехать значительно быстрее - и остаток дня погулять по городу.
Но я рассудил так: приехать когда-нибудь вновь в эти места и посмотреть город у меня возможность ещё будет. А вот пройти Августовский канал "на индивидуальных началах" навряд ли получится. Поэтому я решил не сходить на берег, и вернуться в Гродно по воде. В прочем, так решил не я один
Ну а пока все те, кто идет в "обратный" рейс поднимаются на борт - ловлю интересный момент: прогулочный катер "Неман", который от Домбровки ходит с короткой прогулкой по близлежащему участку канала, выходит из шлюза в верхний бьеф:
Вот такой он - ещё один представитель немногочисленной "флотилии" белорусской части канала
Ну а в шлюз теперь направляемся мы:
...
С одной стороны - уже пройденный путь. Но с другой стороны... теперь всё видно с другой стороны!
Теперь в шлюзе мы не поднимаемся а опускаемся...
Спуск не столь зрелищен, как подъем. Рвущейся из заслонок воды не видно
Просто - эммм... раз! - и вас уже слили
...
Шлюз Домбровка остаётся за кормой...
Вот, кстати, тут хорошо видно, как соединяются подходной канал, идущий к шлюзу(слева), и канал водосбросной плотины (справа).
Один из многочисленных кемпингов на берегу:
Вновь движемся извилистым руслом Чёрной Ганчи, мимо густо заросших лесом берегов.
...
Но вот, спустя некоторое время, вышли на прямой искуственный участок:
На борту у нас весело! :
...
Вон уже виден и шлюз-регулятор Куркуль...
И домик-гостиница...
#19
Отправлено 14 Август 2010 - 00:20
А теперь - "спустимся" вниз на три ступеньки!
...
Нам - туда
Ещё раз обращаю внимание на эту техническую деталь - ворота не имеют никаких уплотнений! Только гладко выструганная плоскость торца...
И тем не менее - вся система прекрасно работает!
Вот, уже две "ступеньки" этой "гидролестницы" пройдено...
Конечно "утечки" есть... Но они небольшие и даже довольно красивые
...
...
Ну и ещё вот так вот - с длинной выдержкой
Тем временем - мы уже спустились до уровня Немана. На выход!
До свидания, шлюз Немново! Спасибо за работу! :-)
#20
Отправлено 14 Август 2010 - 00:23
Выходим в Неман...
Теперь предстоит довольно долгий путь против его быстрого течения.
При вдумчивом разглядывании можно обнаружить на этом фото лебедя, берущего эффектный разбег
И всё же, это замечательно - неспеша идти по вечерней реке и дышать чумовым запахом сосен...
Кормовая часть палубы теплохода под тентом - весьма уютное место :
...
Пятисотый километр Немана :-)
С этого вот катера при плавкране нам вдруг замахали "привальным" флагом, требуя причалить. Мы было уже ткнулись носом в берег, но капитан "Соломовой", созвонившись по сотовому (sic!) с призывавшим нас капитаном катера, выяснил, что ничего срочного на самом деле нет: "У меня тут туристы на борту, на поезд опаздывают, а ты машешь просто так!.. Давай всё это потом!.." И мы незамедлительно двинулись дальше.
...
Интересная самодельная деревянная лодка:
Вечерняя рыбалка.
Внезапно - дренажка!
Радость диггера
Вот уже и лодочная станция...
...И Гродно!
Прибыли.
Мы сходим на берег.
Спасибо за этот замечательный рейс, "Ольга Соломова"! Удачи тебе и твоему экипажу!
А, право, было бы классно сплавиться по всему каналу "насквозь" на байдарке или лодке...
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных