06 июля 2009г.
Теплоход движется дальше. Река широкая, берега пологие и становятся совсем пустынными. Деревни друг от друга на больших расстояниях(100-200км.).

Сегодня у нас остановки для высадки пассажиров в нескольких населённых пунктах: Верхнеимбатск; Сургутиха; Верещагино; Костино. Высадка и посадка пассажиров с лодки, теплоход ложится в дрейф. К 17 часам подходим к Туруханску.

Речной причал находится в устье второго по многоводности после Ангары притока Енисея - Нижняя Тунгуска. От штормов и северных ветров его ещё защищает большой остров Монастырский.


До Северного полярного круга – 100км. В Туруханске выходит значительная часть пассажиров. Поднимаемся по длинной деревянной лестнице на высокий берег. Узнаём, где же тут жили политические ссыльные. Нам показывают направление, метров через 100 упираемся в дом, в котором жил профессиональный революционер Сурен Спандарян. Единственный из всех ссыльных не получавший денег(по принципиальным соображениям). В Туруханске он валил лес, ловил рыбу, помогал крестьянам составлять жалобы и иски.

Немного дальше дом, где отбывал ссылку Яков Свердлов, туда к нему приезжали Сталин и некоторые другие товарищи. Дом-музей закрыт – сегодня выходной , да уже и вечер. Во дворе стоит гипсовый памятник товарищу Свердлову со склонённой набок головой. При ближайшем рассмотрении выясняется, что она видимо отваливалась и её так прислонили. Сразу вспоминается непревзойдённый памятник Свердлову в Екатеринбурге (тот сразил наповал).


Кстати, здесь на пожизненном(!!!) поселении находилась дочь Марины Цветаевой – Ариадна Эфрон, переводчица, поэтесса, художница. Прибыла она в 1949г. , а в 1955 была полностью реабилитирована «за отсутствием состава преступления» и отбыла от сюда с первым же теплоходом. От сюда призывался на фронт историк Лев Гумилёв, сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. В Туруханске в 1660г. «чёрным енисейским монахом Тихоном» был основан Троицкий монастырь по указу царя Алексея Михайловича, самый северный в Красноярском крае. Хотелось бы его увидеть. Местные жители указывают путь, говорят, что до него идти минут 15-20(а у нас всего осталось полчаса). Решаем рискнуть, а шли то мы всего минут 7. Монастырь почти полностью разрушен. В 90-тые годы 20 века его отдали православной общине, ведутся восстановительные работы. Троицкая церковь без куполов, но внутри висят иконы, находится рака с мощами местного святого Василия Мангазейского и батюшка начинает при нас службу.


А перед службой нам подарили иконки Св. мч. Василия Мангазейского, чтобы мы в свою очередь тоже привезли их своим родным и друзьям. Очень трогательно. Но нам надо спешить на теплоход.
Из Нижней Тунгуски теплоход снова выходит в Енисей, мы продолжаем свой путь. Стайки крупных чаек сопровождают теплоход, раньше этого не было. Да и такой белой ночи, почти полярного дня тоже. Проходим село Курейка, расположенное на левом берегу Енисея напротив впадения в него реки Курейки. Это село долгое время служило местом ссылки. Перед Февральской революцией 1917г. здесь отбывали ссылку 25 полит. заключённых, в том числе с 1914 по 1916г. И. В. Джугашвили (Сталин ). В 1952 году уже совсем другими заключёнными здесь было построено громадное здание пантеона, разбит сквер, поставили гипсовую фигуру вождя. Но в 1961 году памятник обвязали тросом и сбросили в Енисей, а мы увидели только темный пьедестал и белые ноги от гипсовой фигуры, да остатки сгоревшего в 1996г. таёжного дворца.

А тем временем, на носу т\хода «Валерий Чкалов» собираются туристы из Германии, ребята-туристы из Подмосковья, мы – члены ассоциации речных туристов для торжественного пересечения Северного полярного круга. Прибор показывает , что мы у цели, раздаётся дружное : « Ура! », а турист из Подмосковья Андрей исполняет торжественный гимн на музыкальном инструменте – то ли кобыз, то ли комуз. Пьём чай , разговариваем, фотографируем, любуемся солнцем. Время где-то около 2-х часов ночи.


Вскоре за полярным кругом по левому борту Ермаково- в прошлом опорный пункт строительства железной дороги Салехард – Игарка (1947-1953г.), стройка имела кодовое название №503. Количество строителей(заключённых) дороги доходило до 100 тысяч. После смерти Сталина строительство «Мёртвой дороги» было остановлено, произошло это вдруг, хаотично, всё (стройматериалы, рельсы, паровозы) бросили. С нами на теплоходе едут две женщины с сопровождающим их молодым человеком, им надо было в Ермаково на могилу родителей, но они говорят, что доплывут до Игарки, а потом будут добираться сюда на вертолёте или моторке, так как в Ермакове сейчас вроде бы живёт один человек, да и то непостоянно. Вот прошёл ещё один день нашего путешествия, время –четвёртый час, надо немного поспать.