Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Неман и Августовский канал. Республика Беларусь.
#1
Отправлено 18 Июнь 2009 - 13:35
Для начала расскажу вам немного о самом августовском канале, чтобы в фотокруиз мы отправились уже подготовленными и с определенным багажом знаний о том, куда плывем.
Начинается Августовский канал с озера Сервы, находящемся на территории Польши неподалеку от городка Августов. Именно в честь этого города и получил он свое название. Далее водный путь проходит по своей естественной природной части через реки Бебжу и Нетту, на которых небольшие участки зарегулированы шлюзами и обводными каналами. Затем начинается искусственный участок канала с системой шлюзов через озера, который выходит к реке Черная Ганча. Заканчивается водный путь отрезком прямого канала, упирающемся в реку Неман.
взято здесь
История проектирования Августовского канала уходит в далекий 1821 год, когда немецкое правительство ввело для поляков непосильно большие таможенные пошлины на границе Восточной Пруссии при выходе в Балтийское море. Министр финансов Царства Польского Ксаверий Друцкий-Любецкий и польский общественный деятель Станислав Сташиц предложили сделать обводной канал, и под руководством генерала Игнатия Продзинского был составлен проект. Уже в 1824 году, после его рассмотрения технической комиссией, Александр I принял решение о строительстве канала. Самого факта, что началось строительство, оказалось достаточно для того, чтобы таможенная политика со стороны Восточной Пруссии изменилась в лучшую сторону, и свое стратегическое значение Августовский канал потерял, хотя даже еще не был достроен. Тем не менее, строительнство продолжилось, канал был достроен и немного использовался для местной перевозки грузов. Интересный факт, что уже в 1905 году возникла идея туристического использования канала – водились пешие и конные экскрурсии. Однако, в первую мировую войну часть шлюзов были искалечены, и в 1921 году на канале снова закипели строительные работы. Снова вернулись туристы, по маршруту Гродно-Августов-Гродно стали ходить два колесных парохода.
Началась Вторая мировая война, оставившая после себя практически полностью разрушенные шлюзы и технические сооружения канала.
Вот так совсем недавно выглядел шлюз Немново - как же мне эти виды напоминают Варшавский шлюз на Тихвинской водной системе!
Фотографии из музея Августовского канала в Немново
В 60-е годы Августовский канал был реконструирован на территории Польши, и стал успешно использоваться как значимый туристический объект. Начало 21 века стало удачным уже и для судьбы канала на территории Республики Беларусь. Были проведены обширные восстановительные работы, и с 2007 года Августовский канал стал снова действующим на всей своей протяженности.
Так он и соединяет бассейн польской реки Вислы и белорусский Неман, пронося свои воды на протяжении 103 км через 18 шлюзов, 22 шлюзовые камеры и множество водопропускных плотин и мостов. 80 км водного пути проходит по территории Польши, и остальные 23 – по территории Белоруссии. На Белорусском участке канала находится 3 шлюза – Немново, Домбровка и Волкушек, и 5 распределительных шлюзов. По каналу ходит два теплоходика – РБ-17 «Неман», построенный специально для канала на Пинском судостроительном заводе в 2006 году, и старенькая «Ольга Соломова», на которой мы душевно и прокатились.
Alfred de Musset
ЖЖ
#2
Отправлено 18 Июнь 2009 - 13:41
Позади остается Гродно.
Впереди встречный белорусский флот (специально для Михаила Архипова)
Узенький Неман поразил красотой своей природы.
Несмотря на отсутствие каких-либо особенных природных ландшафтов, очень радовали глаз обычные камушки и сосенки на берегу, причудливые островки, немного отвесный правый берег, а особенно птицы, обитающие в этих местах, и радостно-испуганно «встречающие» приближающийся теплоход. В основном это красавцы лебеди. Конечно, на них была устроена фотоохота, закончившаяся достаточно удачно для обоих сторон. И мы, и лебеди, хорошо успели изучить поведение друг-друга, поэтому нам достались редкие кадры с этими прекрасными птицами, а у них в итоге отпала надобность взлетать при нашем приближении.
Помимо лебедей, попадались и «царицы» всех птиц – утки, и даже несколько одноногих аистов.
Вот такая забавная обстановка на Немане:
Alfred de Musset
ЖЖ
#3
Отправлено 18 Июнь 2009 - 13:49
а мы поворачиваем в сторону польской.
Буквально через 1 км пути по Августовскому каналу находится судоходный шлюз Немново (ударение на второй слог). Если смотреть с другой стороны, то получается примерно 102 км канала.
Шлюз Немново - уникальное гидротехническое сооружение, так как является единственным шлюзом, состоящим из нескольких камер, на протяжении всего Августовского канала. В настоящее время он четырехкамерный. Однако, во время проектирования канала шлюз планировался как двухкамерный, таким он и был построен в 1829 году. Уже в 1833 году к шлюзу была достроена третья камера в связи с тем, что стали очевидны возможные проблемы с судоходством из-за сезонного изменения уровня воды. Четвертую камеру сделали во время современной реконструкции шлюза, так как уровень воды за годы бездействия системы значительно упал. Пишут, что такое падение произошло в том числе из-за добычи гравия в Немане в 70-х годах прошлого века.
Размер камер шлюза Немново на сегодняшний день составляет 43,50 x 5,90 м. Уровень перепада воды в четырех камерах – 9,6 метров, когда у шлюза было три камеры, он составлял 7,46 м. Процесс шлюзования у нас занял примерно 1 час.
Итак, в шлюз. Ворота первой камеры дружелюбно раскрыты для первой встречи «Ольги Соломовой» в этом году.
Первая камера у шлюза Немново на самом деле включает в себя две камеры, вода в которых на первом этапе шлюзования поднимается совместно (может, здесь кроется загадочное понятие "полушлюз", которое так взволновало меня в процессе изучения Тихвинской водной системы?). Во время реставрации шлюза все механизмы были восстановлены на основании подлинных проектных документов Августовского канала, поэтому технически работа шлюза, как и прежде, осуществляется полностью вручную. Позади нас закрывают ворота (хотелось было написать – легким движением руки, да нет – мужикам явно нелегко приходится).
Поток воды из передних ворот усиливается
Поднявшись, проходим в следующую камеру. Ворота позади закрываются уже на основе тяговой мужской силы.
Следующие (третья и четвертая) шлюзовые камеры как раз те, которые были заложены на основе самого первого проекта Августовского канала. Тем временем, мы уже входим в последнюю шлюзовую камеру, и над нами проплывает разводной автомобильный мост.
На следующей фотографии очень хорошо видно всё строение шлюза Немново. Самая дальняя нижняя шлюзовая камера построена в 2004-2006 гг. при восстанавлении канала. Затем идут низенькие ворота, которые во время шлюзования в нижней камере открыты, и вторая шлюзовая камера, построенная в 1933 году. Ближе к нам третья камера, и, наконец, четвертая, в который мы находимся.
И вот мы уже окончательно поднимаемся до следующего уровня канала и выходим из шлюза.
Alfred de Musset
ЖЖ
#4
Отправлено 18 Июнь 2009 - 13:56
В течение многих лет семья Зажецких собирала частички Августовского канала, с душой и упорством оставляя у себя в гараже вещи, которые на первый взгляд были уже никому не нужны. И вот теперь пригодились. Для всех желающих двери в музей открываются, и проводится небольшая, но очень инетересная экскурсия. Каждый экспонат в музее - действительно находка для энтузиастов-любителей. Владельца музея, Александра Зажецкого, дома не оказалось, но нам с любезностью провела экскурсию его мама – очень много чего рассказала и показала.
Фотографии и факты из музея периодически всплывают в моем повествовании, тем не менее, покажу еще немного музея.
Сохранившиеся "запчасти" от старых шлюзов:
Документы родственников Зажецких и путеводители на польском языке:
Добрые слова на память:
Со слов нашего спонтанного экскурсовода, домик смотрителя вовсе не тот, в котором расположился музей, как пишут во всех путеводителях, а стоящий рядом домик по-меньше. А в доме из красного кирпича было что-то вроде филиала дирекции Августовского канала. Уж не знаю кому-чему верить.
За интересным рассказом время бежит быстро, и нам уже пора возвращаться на «Ольгу Соломову», иначе никуда мы больше сегодня не успеем пройти.
Впереди кусочек канала, и примерно в полутора километрах от Немново находится распределительный шлюз или, как его еще назвывают, шлюз-регулятор Куркуль. Рядом с ним восстановленный домик смотрителя, где в настоящее время можно снять комнаты и прекрасно отдохнуть.
Распределительный шлюз «Куркуль» был построен в 1933 году для регулирования основного потока воды в шлюзе Немново. В качестве обводного канала прекрасно подошла речка Осташанка. В 30-е годы, когда шлюз Немново перестал работать, основная масса воды пошла через этот маленький шлюз, что повлекло за собой большие разрушения. В 1935 году его реконструировали и значительно усилили конструкцию. Восстановлен «Куркуль» был в конце 1980-х годов местными жителями из Немново Яном Зажецким и Тадеушем Урбанком, которые отремонтировали старые механизмы и сделали шлюз таким, каким он был в 1935 году.
фотография из музея Августовского канала в Немново
Сегодняшний вид шлюз-регулятор приобрел в результате последней реконструкции в 2004-2006 годах, однако все механизмы так и остались с прежних времен. Перепад уровня воды в шлюзе составляет 2,5 м. Рядом построена небольшая ГЭС мощностью 250 кВт в час, снабжающая электричеством всю округу.
Прямо по курсу - мост.
Проходим с запасом
А рядом "проплывает" причудливый пешеходный мостик.
Следующий на нашем пути распределительный шлюз Черток. Сооружен был 1831 году по той же причине, по которой строилась третья камера шлюза Немново - сезонное изменение уровня воды. Во время Второй мировой войны шлюз был полностью уничтожен. Восстановили его только в 2004-2005 годах.
Дальше канал идет по руслу реки Черная Ганча, а мы разворачиваемся и еще раз наблюдаем за тем, как через шлюз-регулятор Черток уносит Черная Ганча в сторону от канала свои воды. Позади остается и памятный знак с Указом Лукашенко о начале реконструкции канала.
Вот вообщем-то и всё, что успели мы пройти за один день, дальше начинается путь обратно.
Alfred de Musset
ЖЖ
#5
Отправлено 18 Июнь 2009 - 14:04
Возвращаемся в Немново.
Заходим в шлюз, теперь сверху.
Процесс открытия и закрытия ворот нам уже хорошо знаком.
А вот после посещения музея стало понятно и как наполняются (освобождаются) камеры шлюза. У межкамерных ворот внизу существуют задвижки, которые при необходимости открываются вручную, и вода уходит в следующую камеру шлюза.
По центру ворот установлена рукоятка с длинным штырем, ведущем к задвижке. Вот, например, на заднем плане механизм со старого шлюза (только мысленно представьте рукоятку наверху), в настоящее время он точно такой же:
Ворота открывают, а задвижки сразу же закрывают.
И затягивают до конца
В отличие от наших шлюзов, где швартовка судов к стенам идет посредством канатов, находящихся на самом плавсредстве, здесь для этой цели в стены вмонтированы цепи.
Еще несколько минут, и "Ольга Соломова" выходит из Августовского канала в Неман и берет курс на Гродно.
Левее остается пограничная зона с Литвой. А ведь когда-то в нее входило Немново, и попасть на канал можно было только по спец. пропускам. После реконструкции канала это ограничение сняли.
Переполненные полученными впечатлениями, мы начинаем строить новые планы покорения водных путей и, в первую очередь, польской части Августовского канала. Но думаю, с этим все-таки подождем, а вдруг и правда сбудутся мечты, осуществятся планы властей Белоруссии, и пойдут туристические теплоходики из Польши по Августовскому каналу в Беларусь и далее, по Неману, в Литву. А для себя лучше пока помечу (чтобы не забыть), что стоит осуществить аналогичный сегодняшнему круиз в Швеции по Гота-каналу.
Уже показался Гродно,
и «Ольга Соломова», быстренько высадив нас, делает разворот и отправляется на заслуженный отдых после тяжелого трудового дня. До новых встреч!
Alfred de Musset
ЖЖ
#6
Отправлено 18 Июнь 2009 - 14:09
P.P.S. И для закрепления увиденного - любительский видеоролик о шлюзовании в Немново.
Alfred de Musset
ЖЖ
#7
Отправлено 18 Июнь 2009 - 15:24
Alfred de Musset
ЖЖ
#9
Отправлено 18 Июнь 2009 - 18:24
Даша, большущее спасибо за отчёт!Заканчивается водный путь отрезком прямого канала, упирающемся в реку Неман.
взято здесь
А вот на всех картах, которые попадались, этого самого прямого участка нет, немновский шлюз выводит прямо в Неман.
Смотрительница музея рассказывала нам, что так и было до 70-х годов, пока по Неману не понадобилось протащить в Каунас какой-то крупный груз. Сделали спрямление (на карте оно показано), и вода из излучины ушла.
Соответственно, участок Немново - Неман был сооружён при реконструкции канала. Четвёртую камеру, я так понимаю, можно было и не делать - перепад там несколько десятков сантиметров - но тогда пришлось бы переделывать третью камеру. Решили восстановить "как было", добавив одну камеру. И правильно сделали.
Во время нашего посещения уровень воды в Немане был высоким, и необходимости в четвёртой камере не было. Когда мы спускались по немновской лестнице, ворота четвёртой камеры были открыты.
#10
Отправлено 18 Июнь 2009 - 21:25
Переполненные полученными впечатлениями, мы начинаем строить новые планы покорения водных путей и, в первую очередь, польской части Августовского канала. Но думаю, с этим все-таки подождем, а вдруг и правда сбудутся мечты, осуществятся планы властей Белоруссии, и пойдут туристические теплоходики из Польши по Августовскому каналу в Беларусь и далее, по Неману, в Литву.
Этого вполне реально можно и не дождаться, так что, думаю, отказываться от идеи всё же не стоит
#14
Отправлено 19 Июнь 2009 - 00:02
Теперь Андрюшина очередь
Точно-точно!
Даша, спасибо, очень красивые фото!
Машуль, за фотографии стоит поблагодарить Ивана, мои можно по пальцам пересчитать.
Alfred de Musset
ЖЖ
#18
Отправлено 23 Июнь 2009 - 19:20
Да, второй и третий день. Она приехала на машине из Минска на второй день рано утром и как раз успела к путешествию на Августовский канал. А в последний, третий день, после прогулки по Гродно проводила нас на поезд и затем, воспользовавшись скоростными преимуществами автомобильного транспорта перед ж/д... обогнала и снова встретила во время стоянки поезда уже на вокзале Минска.И Аня с вами была?
Мой блог о путешествиях=>>
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных