Самым большим в истории паровым локомотивом принято считать Big Boy железной дороги Union Pacific. В 1941 году была построена первая серия из 20 машин (бортовые номера 4000-4019), в 1944-м - еще пять паровозов (4020-4024).
С&O Allegheny vs. UP Big Boy
Это классический дуплекс системы Малле (формула 4-8-8-4), с поворотной передней группой ведущих колес, способный вписываться в кривые до 20 градусов. Гигантский паровоз мог развить скорость 130 км/ч и возить составы весом до 3500 т.


Локомотивы Big Boy служили до начала 1960-х годов. Восемь из них сохранились, причем некоторые - в очень хорошем состоянии, как вышеуказанный 4014-й. Но ни один из них не на ходу.

Big Boy - безусловно могучая машина. Неудивительно, что он имеет культовый статус и известен даже тем, кто от железнодорожной тематики очень далек. И все же он меньше некоторых экспериментальных локомотивов (например, Virginia XA Class), а по мощности уступает своим современникам - дуплексам производства компании Lima.
Эти локомотивы с паровыми машинами двойного расширения также были классическими дуплексами, но имели иную колесную формулу: 2-6-6-6. Сначала (1941-44) построили 60 таких паровозов для Чипсекской и Огайской железной дороги, которая присвоила им обозначение H-8 и имя Allegheny, затем еще 8 для Вирджинской дороги (тип GA, класс Blue Ridge). Все они занимались перевозкой угля. Рассчитанные на нагрузку в 5 тысяч тонн, они частенько тащили 140-вагонные составы весом 10 тысяч тонн!

На Чипсекской и Огайской железной дороге их служба завершилась быстро, в 1956 году, на Вирджинской - еще раньше, в 1955-м. Несмотря на то, что эти великолепные сверхмощные машины могли работать еще пару десятков лет, их отправили на слом. Дизель-электровозы были проще и экономичней. Однако два Allegheny уцелели. Один - в Балтиморском железнодорожном музее (на этом снимке он еще в Роаноке, где находился до 1987 года):
Второй - в Детройтском музее Генри Форда:

Вердикт специалистов гласит:
Big Boy - самый большой серийный паровой локомотив
Allegheny - самый мощный паровоз с машиной двойного расширения.
Такие формулировки сами по себе спорны, и мы еще не раз услышим, как "самым-самым" объявляют еще какой-нибудь локомотив. Тем не менее предлагаю со специалистами согласиться. Как-никак, речь идет не об экспериментах или курьезах, а о машинах, которые достойно работали и могли бы проработать еще много лет.
--------------------------------------------------------------------------------
Дуплекс Вирджинской железной дороги с колесной формулой 2-10-10-2. Впоследствии все паровозы этого типа были перестроены в "нормальные" жесткорамные, с одной группой ведущих колес.

Грузовой локомотив Нью-Йоркской центральной железной дороги, 1921

Локомотив Yellowstone, железная дорога North Pacific.
Колесная формула 2-8-8-4

Грузовой локомотив Baldwin Северо-Западной железной дороги.
Колесная формула 2-8-8-2

Локомотив с колесной формулой 2-8-8-4,
железная дорога Duluth, Missabe & Iron Range

Union Pacific 9000 - единственный в истории локомотив с
колесной формулой 4-12-2.

Уникальный Baldwin #60000. Колесная формула 4-10-2. Опытный образец построен в 1926-м. Считался самым совершенным жесткорамным локомотивом, однако в серию не пошел. Приобретен Франклиновским музеем науки, где и находится до сих пор.

--------------------------------------------------------------------------------
Советский гигант
Раз уж пошла такая железнодорожно-паровозная лихорадка, невозможно удержаться от публикации фотографий локомотива АА20-1, он же "А. Андреев" (в честь Андрея Андреевича Андреева, довольно видного деятеля сталинской эпохи). На мой взгляд, этот паровоз достоин стоять в одном ряду со своими куда более знаменитыми современниками - танком Т-35 и самолетом К-7.
Это единственный в мире локомотив с колесной формулой 4-14-4. У него было семь ведущих осей. По идее, такая компоновка должна было снизить нагрузку на ведущие колеса и обеспечить высокий КПД. Советские специалисты в начале 30-х выезжали в США, где ознакомились с самыми последними достижениями американской техники - в особенности с локомотивами ALCO, работавшими на железной дороге Union Pacific (тип 9000, колесная формула 4-12-2).
Строили уникальный локомотив в Луганске. По проекту у него должна была быть одноосная задняя тележка, затем добавили еще одну ось. В 1935 году АА20-1 совершил демонстрационную поездку в Москву, после чего исчез из поля зрения публики. Оказалось, что у него недостатков намного больше, чем достоинств. При вроде бы более равномерном распределении нагрузки огромный паровоз разрушал пути, постоянно сходил с рельс, не вписывался в кривые.

Самый большой в мире жесткорамный локомотив (этот титул он носил до 1939 года, пока Пеннсильванская дорога не обзавелась жесткорамным дуплексом S-1) был сослан на испытательную станцию Щербинка. Там он простоял 25 лет. В 1960 году его отправили на слом.

Что ж, конструкция хоть и нефункциональная, но более чем впечатляющая. Жаль, что этот 22-колесный гигант не сохранился.
отсюда