Объективно говоря, чего прошлое ворошить-то? Особого смысла в этом нет.
Давайте жить настоящим и будущем. Что мы имеем сейчас? Минимум грузовых перевозок, чуть круизов и немного частников на собственных катерах.
Каковы переспективы грузоперевозок? Кроме песка-щебня только разовые перевозки негабаритных грузов. Нужны они? Безусловно нужны. Будет рост этих перевозок значительно выше нынешнего объёма? Сильно сомневаюсь.
Что остается и что можно растить в увеличение - круизы и индивидуальный туризм. Собственно, большинство судоходных рек Европы постепенно сполз на это же. Только у нас в отличии от вытоптаной Европы не только исторические памятники но и прекрасная природа.
Так давайте развивать этот сектор. Чего драть три шкуры с владельцев мотоневодников, костромичей, яриков и т.д.? Давайте не забывать, что в подавляющем числе случаев это восстановлениые своими силами суда, которые ждала участь металлолома.
То же самое и с круизниками. Это уже не те суда, что в 70-е ходили на транспортных линиях. В них вложены немалые деньги.
Что дает развитие туристического сектора на реке? Да очень много даёт. В первую очередь рабочие места в глубинке, где ни кто не будет строить заводов по сборке иномарок и добывать нефть с газом. Но, это чиновникам не интересно. Сфера сервиса трудно централизуема. С нефтянки или крупного завода легко вымогать деньги. А вот с мелочи вымогать как-то не с руки. Нет масштаба. А ведь что такое водный туризм и круизы? Это экскурсионные программы в городках, куда сейчас не суются. Например, в том же Спасске очень интересный исторический музей в котором много любопытного собрано. Наверняка, такие же музеи есть и в других городах. А, исламские памятники в Касимове? Если порыться, то можно найти много интересного и в других городах. Кроме этого, развиваться станет и сувенирное производство, общепит, производство местных продуктов питания и т.д. То есть, то, что сопутствует любому туризму. А там пойдут и сопровождения на охоту/рыбалку, Прогулки по грибным местам. На всё это нужны местные жители. Ну, и естественно, все те, кто задействован в поддержании транспортной инфраструктуры.
А если дать выход людям на берег реки (не драть 33 шкуры за кусок берега) то будут и стоянки для частников, и конкуренция за стоянку круизников среди частних пристаней. Кстати, недавно смотрел фотографии Оки начала века. Удивило обилие частных дебаркадеров и причалов в окских городах. Будет и малое судостроение и т.д.
Но, это если хотя бы не мешать и не драть три шкуры ещё до того, как люди начинают зарабатывать. Ведь, самое смешное, абсолютное большинство собираемых налогов требуют на их администрирование суммы сопоставимые с собраными средствами. Может проще от таких налогов отказаться и не собирать то, что само себя съедает в процессе сбора?
Написал несколько сумбурно, но, простите, только что проснулся и глаза ещё не полностью открылись.