На этот раз возникла идея съездить в Латвию – последнюю из трёх прибалтийских республик, где я до этого не был. Такая поездка как нельзя лучше подходила под трёхдневный формат длинных февральских выходных, да и с энтузиастской точки зрения путешествие обещало быть интересным и увлекательным.
С организационной точки зрения поездка была достаточно простая – через турфирму забронировали гостиницу, приобрели билеты на поезд и сделали латвийские шенгенские визы. По времени всё про всё заняло около двух недель.
В итоге покорять Латвию нас собралось 5 человек – я, мой коллега Миша с женой Викой (очаровательная молодая семейная пара!) и двое форумчан – Дима и Катя.
Вот, собственно, и всё, что можно привести в качестве преамбулы.
Часть 1.
20-21 февраля. Отъезд. Знакомство с Ригой.
День отъезда подоспел как-то совсем незаметно: работа, дела - голова всё время была занята чем-то другим. Но тем приятнее было в четверг «вспомнить» о том, что завтра в путь, и можно будет, наконец, отдохнуть и отрешиться от всяких дел.
Итак, в пятницу 20 февраля (посидев предварительно за праздничным столом на работе ) мы встретились на Рижском вокзале столицы (по-моему, это самый скромный и провинциальный из всех московских вокзалов), сели в фирменный поезд №1 "Latvijas expressis" Москва – Рига и в начале восьмого вечера поехали.
Дорога пролетела как-то совсем незаметно – быстро перезнакомились (ребята с форума и с моей работы до этого не знали друг друга), посмотрели карту Риги, полистали путеводители, совместно прикинули план наших действий на ближайшие три дня, поболтали, посмеялись, попили чаю с остатками наших праздничных корпоративных столов (надо сказать, эти остатки оказались необычайно изобильными ). А вот и Волоколамск – первая остановка.
В подмосковном Волоколамске заканчивается электрификация: электровоз ЧС7 меняет тепловоз ТЭП70, который поведёт наш поезд до российской приграничной станции Себеж, где его сменит другой ТЭП70 (принадлежащий уже латвийской железной дороге), работающий на заключительном плече Себеж – Рига.
В ночном Волоколамске можно подышать свежим морозным воздухом, а пока Миша бегает в привокзальный буфет за кремовыми трубочками, проверяю боеготовность своего фотоаппарата…
Щёлк…
…вроде работает.
Загрузившись обратно в поезд, подышав немного соляркой свежеприцепленного ТЭП70 (во втором вагоне тепловозный дух поначалу слегка чувствовался), поев вкусных кремовых трубочек с чаем (согласитесь, чай в поезде – это совершенно особый ритуал), потихоньку укладываемся спать. Мы с Димкой легли последними – на ночь глядя милое дело полчасика освежиться и поболтать в тамбуре.
Первая серия сновидений закончилась в пять утра на приграничной российской станции Себеж, ознаменовавшейся сорокаминутным пограничным контролем и заменой российского тепловоза ТЭП70 на его латвийского коллегу.
Эх, Себеж, Себеж… Пока нас проверяют погранцы, позволю себе небольшое лирическое отступление... Полгода назад в этом райцентре Псковской области закончился наш незабвенный сплав на байдарках по реке Великой (организаторами и идейными вдохновителями которого были как раз Миша с Викой). Тогда, летом, сплавившись до Идрицы, конечного пункта нашего пути, мы сложили байдарки и на ПАЗике по ухабистой просёлочной дороге направились в Себеж, где ночью должны были сесть на проходящий поезд Рига - Москва. А пока до поезда оставалось еще куча времени, прямо на обвешанном телекамерами приграничном вокзале мы пели песни под гитару, пили пиво и вино, ели консервы, копчёную курицу и кильки местного посола (которые открывали исключительно топором ); потом в пропахших костром брезентовых куртках большой толпой гуляли по городу, веселились, отмачивали хохмы и вспоминали замечательный только что оставшийся позади поход. А глубокой ночью мы тогда штурмом брали поезд Рига – Москва: за две минуты, отведённые нам пограничниками на посадку, мы умудрились, азартно подбадривая друг друга, закинуть в вагон двадцать огромных рюкзаков и десяток байдарок, после чего всей пропахшей костром шумной оравой вломиться в вагон, окончательно добив сонных и умиротворённых его обитателей. Эх, Себеж, Себеж...
Вот как-то так это тогда было.
Но я что-то отвлёкся – ведь сейчас мы едем в рижском поезде в другую сторону. Российский погранконтроль закончен, и в шестом часу утра мы продолжаем наш путь.
До латвийской приграничной станции Зилупе – ещё минут сорок. Ложиться спать особого смысла нет, поэтому мы с Димой решили устроить небольшие энтузиастские наблюдения. Устроившись в рабочем тамбуре с GPS-ом, мы сквозь стекло устремили свои взоры в заснеженную темноту, в ожидании пересечения заветной черты - российско-латвийской границы. К нашим наблюдениям внезапно присоединилась проводница, явно заподозрившая шпионов в двух суровых мужиках, стоящих на пограничном участке в рабочем тамбуре в куртках с непонятным светящимся прибором. Убедить её в обратном оказалось непросто – что поделать: наверно нечасто в Ригу ездят энтузиасты.
Между тем за окном последовательно промелькнули ярко освещенные российский и латвийский пограничные кордоны, поезд с грохотом пересёк по мосту реку Зилупе и остановился у одноимённой станции. По окончании погранконтроля можно с чистой совестью заваливаться спать до самой Риги – мы в Латвии.
В начале одиннадцатого утра по местному времени (-1 час от Москвы) наше железнодорожное путешествие было закончено.
Тепловоз ТЭП70-0233 с нашим поездом Москва – Рига на перроне латвийской столицы.
Вокзал Риги:
Продолжу далее...