Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Судоходство на реке Урал
#1
Отправлено 17 Декабрь 2008 - 09:50
«…Получить привилегию на право пароходства…»
В 1850-е годы в Оренбургской губернии, включавшей в себя Башкирию, Оренбургскую, Челябинскую и другие области, было много рек. И хотя многие из них были удобны для сплава барок и плотов, только река Белая, и то уже по соединению с рекой Уфой, могла считаться судоходной во всякое время года и, соединяясь с Камой, текущей по северо-западной границе губернии, служила единственным водным путём. Был также опыт сплава хлеба по реке Сакмаре из г. Бузулука в г. Самару, первый раз сделанный в 1840 году и повторенный также с удовлетворительным успехом между местными помещиками. Река Урал в те времена считалась мелководной, и попытка судоходства не увенчалась успехом.
Между тем, река всё же привлекала купцов как торговый путь, и, как считал купец первой гильдии потомственный почётный гражданин Михаил Ефимович Мякиньков, «судоходство по Уралу было бы весьма полезно для преуспевания края в экономическом отношении». В 1875 году 3-го мая, всё тот же М.Е. Мякиньков подал «прошение Его Высокопревосходительству Господину Оренбургскому Генералу Губернатору, Генерал-адъютанту Николаю Андреевичу Крыжановскому», где писал: «Река Урал по течению от города Нижне-Уральска до Орска и выше к верховьям считается до сего времени не судоходною… Предвидя возможность учредить пароходное буксирно-пассажирское движение по Уралу в обозначенном выше участке, я не остановился бы пред такими затратами, лишь бы иметь гарантию в том, что другие не воспользуются плодами моих успехов. Поэтому я желал бы получить привилегию на 12 лет на исключительное право пароходства по реке Урал… По получении привилегии, я обязуюсь произвести исследование реки, очистить дно её, если окажется нужным, сделать другие приспособления, какие потребуются, и учредить пароходное движение в течение двух лет… Рейсы пароходства я обязуюсь производить во время навигации с ранней весны до совершенного упадка воды в Урале, если при всех стараниях нельзя будет ходить судам в течение всего лета. В противном случае, то есть если я не устрою пароходства в двухгодичный срок, то выданная мне привилегия должна считаться отменённою». К сожалению, губернатор отказал купцу, объяснив отказ тем, что не имеет достаточно сведений и данных (к примеру, в чём именно должны заключаться приспособления), что весьма возможны правонарушения, например, купец откажется от своего предприятия, причём может быть, что ни к каким капитальными работам он даже и не приступит, и т.д. Таким образом, первая попытка начать судоходство оказалась неудачной. Хотя купец Мякиньков и не пытался больше получить монополию на развитие судоходства, эта идея заинтересовала других людей, которые в последующие годы не раз пытались её реализовать.
Генерал Крыжановский понимал, что судоходство может принести пользу краю. Сохранились его сообщения Господину Министру Внутренних Сообщений. В марте 1876 года он писал: «…как много теряет край, не имея возможности пользоваться существующими реками, могущими служить весьма удовлетворительными путями сообщения. Считаю своим долгом заявить… о необходимости возможного приспособления их к судоходству с целью увеличения богатства и благосостояния края… Имею честь покорнейше просить… командировать в Оренбургский край инженера для специального исследования реки Белой, Уфы, Ая и других…»
Известно также и о купце Куперине, обратившемся с ходатайством к Крыжановскому о разрешении устроить пароходное сообщение. Оно ему было дано. К нему прилагались правила, по которым утверждалось, что Министерство путей сообщения подчиняет этим правилам пароходовладельцев при выдаче им разрешения на устройство пароходства. Но о купце Куперине и о его затее, увы, больеше ничего не известно. Надо думать, опять что-то не вышло.
«Николай Крыжановский» отправляется в путь
Позже, в 1875-1879 годах, этим вопросом заинтересовались братья Ванюшины. Они ещё в 1871 году исследовали Урал с точки зрения судоходства от Кизильской станицы до г. Орска, нашли его русло удобным для плавания небольших судов. И обратились за сочувствием к оренбургскому генерал-губернатору Н.А. Крыжановскому: «...торговый дом Братьев Ванюшиных имеет честь доложить следующие сведения:
1) устраиваемый ныне пароход будет иметь машину высокого давления в 25 сил, длина парохода - пятнадцать сажень. При пароходе будет 8 барж;
2) пароход будет первоначально следовать от Оренбурга до Уральска, а если уровень воды в р. Урал позволит, то до г. Орска и обратно;
3) пароходные пристани будут в Оренбурге, Чесноковке, Илеке, Уральске;
4) хождение парохода по Уралу предполагается начать по вскрытии реки никак не позже 1 мая…
г. Оренбург, 19 марта 1879 года».
В отличие от купца Мякинькова, братья Ванюшины всё-таки получили согласие, в 1879 году приобрели пароход, небольшой, но красивый, названный ими «Николай Крыжановский» - в честь покровителя. Пароход этот отправился вниз по реке с баржами, но дальше Илека уральские казаки его не пустили, боясь, что пароходство вредно отразится на рыбном промысле. К тому же уральцам-раскольникам пароходство представилось по новизне настолько необычным, что внушало ужас!
Тем не менее купцы Ванюшины решили добиться давления на уральцев, думая через высшую власть истребовать у них разрешения на свободный проход по Уралу, по крайней мере, до г. Уральска. Сергеем Ванюшиным был доставлен в С.-Петербургское общество содействия русской промышленности и торговли доклад, читанный 25 сентября 1879 года, «О судоходстве по реке Уралу». «…Ввиду того, как много теряет край, не имея возможности пользоваться существующими в нём реками, могущими служить весьма удовлетворительными путями сообщения, считаем своим долгом заявить о необходимости возможного приспособления их к судоходству с целью увеличения богатства и благосостояния края, имеющих, конечно, значение для государства…».
Общество отнеслось с сочувствием к предприятию Ванюшиных и решило поддержать их своим ходатайством пред высшей властью о разрешении пароходства. Из военного министерства был командирован чиновник в Уральскую область для собирания сведений на месте.
И вот в 1880 году пароход начал регулярные рейсы между Оренбургом и Уральском. Было назначено официальное открытие пароходства, сопровождающееся торжеством. Из сообщения «Оренбургского листка» за 1880 год: «Для торжества открытия пароход причалил к каменному спуску против дома генерал-губернатора (теперь - институт повышения квалификации учителей) и стал на якорь… К 5 часам вечера весь берег и все возвышенные места бульвара были покрыты народом.
Когда на пароход прибыл главный начальник края Н.А. Крыжановский, и кафедральный протоиерей Д. Озерецковский с хором певчих начал молебное пение, головы ближайших групп народа обнажились… Торжественная тишина сбежавшегося народа показала, что на реке пред ним стояла не забава, а важная, великая в народной экономии сила.
После сего пароход, снявшись с якоря, двинулся вверх по реке и, зайдя за угол рощи ввиду казачьего форштадта, воротился на прежнее место, где генерал-губернатор слез на берег, а пароход через 5 минут ушёл и стал на Банном озере.
Во время всего первого рейса народ бежал за пароходом по берегу…
Прислуга на пароходе вся русская - первым капитаном (он же машинист) призван действовать П.В. Владимирский и управляющим С.И. Чертков. Весь штат с матросами состоит из 10 человек».
Пароход этот вскоре с грузом хлеба из Оренбурга направится в Илек и Уральск. Но дальше Уральска он не пошёл, т.к. Ванюшины встретили на пути враждебное настроение уральцев и наслушались угроз от казаков, которые обещали в будущем даже стрелять в пароход, что с глубоким чувством горечи были вынуждены продать пароход и баржи за бесценок.
Так плачевно закончилась вторая попытка к проложению речного пути по реке Урал. Не только внешние препятствия - быстрота течения, летнее мелководье, засоренность устья, обмеление реки, но, скорее, внутренние причины - опасения за вред рыболовству и косность уральцев - сгубили полезное предприятие в его детском возрасте, не дав ему встать на ноги.
Но в то же время существовали лёгкие пароходики для местных увеселительных прогулок, принадлежавшие Рукавишникову и Юрову.
Организация судоходства по Уралу в начале XX века
До революции регулярное судоходство так и не было организовано.
В начале ХХ века вопрос о возможностях развития судоходства по реке Урал поднимался неоднократно, ещё губернатор Оренбурга И.И. Неплюев предлагал найти способы «сношения по Яику водой в торговых целях». Но дело это по отсутствии предпринимателей долгие годы оставалось забытым.
Известно, что 3 июня 1902 года преосвященный Владимир отбыл на собственном пароходе в Сакмарскую станицу. Путь вверх в 67 вёрст был пройден за 8 часов. Стар и млад вышли навстречу пароходу, причём почётные казаки встретили владыку хлебом-солью.
Позднее преосвященный Владимир назван одним из тех, кто доказал возможность пароходства по Уралу.
В начале 30-х годов прошлого века снова поднялся вопрос о судоходстве на реке Урал. В архивах сохранилась переписка между руководством города и Госпланом (г. Москва) по вопросам об организации судоходства по реке Урал от 1922-1923 годов. Нам удалось найти Краткий доклад в КИРСТВО г. Оренбурга «О судоходстве на реке Урале».
«I. Возможно ли судоходство на реке Урале.
Судоходство на реке Урале встречает следующие препятствия:
1. Мелководье предустных пространств.
2. Перекаты на протяжении от г. Калмыково до Уральска (1250 вёрст по тракту).
3. Отсутствие обстановки (сигнальных знаков) по реке и в особенности на перекатах, недостаток соответствующих судов.
4. Отсутствие соответствующего обследования.
Выводы:
Таким образом, надо только положить начало, в первый же год работы выявить возможность и экономическую выгоду судоходства по реке Уралу. Так если считать, что судоходство по реке Уралу безо всякой расчистки перекатов возможно в период, когда вода станет выше межени на 0,4 саженей, то есть:
в 1914 году с 20 марта-31 июня, т.е. 132 дня;
в 1915 году с 17 апреля-3 июля, т.е. 77 дней;
в 1916 году с 8 апреля-18 июля, т.е. 72 дня;
в 1917 году с 4 апреля-25 июля, т.е. 82 дня;
в 1918 году с 20 апреля-18 июля, т.е. 89 дней.
В среднем - 90,6 дней.
Минимум - 72 дня.
Максимум - 132 дня.
Возможно, что минимум в 1920-1921 году был ещё на несколько дней ниже, но зато в 1921-м максимум давал весь сезон. Из практики выяснилось, что на ход из Гурьева до Уральска требуется 10-15 дней и обратно 5-10 дней, всего 15-25 дней. Таким образом, три рейса вполне возможны даже в годы минимума. При наличии же обстановки на перекатах, когда пароходы пойдут не ощупью, а полным ходом и не только днём, но и ночью, то число рейсов даже в годы минимума дойдёт до 4-х или 5.
II. Значение судоходства на реке Урале.
1. Для местного края.
Прежде всего, надо отметить, что благодаря судоходству удешевится провоз продуктов и с этим стоимость его.
2. Для государства.
В Центральную Россию пойдут продукты животноводства, за границу - солодовый корень. В дальнейшем при использовании реки Урал откроются ещё более грандиозные перспективы: судоходство будет возможно до г. Орска, вниз по реке пойдут: хлеб, строительные материалы; вверх: нефть, нефтепродукты. Шлюзование позволит правильно орошать пойму Урала, даст возможность электрифицировать весь район.
24 ноября 1922 г.
Председатель Губэкосо: И. Киселёв».
После того, как этот доклад был рассмотрен, 22 декабря 1922 года состоялось Совещание при Общегосударственной плановой Комиссии при Совете Труда и Обороны КССР по вопросу об организации судоходства по реке Урал. В архиве Оренбургской области сохранился Протокол этого совещания, на котором постановили следующее:
«1. Поручить Госплану разработать вопрос об экономических выгодах для Края в результате организации судоходства по реке Урал.
2. Поручить Госплану передать проект Урал Губэкосо Оренбургскому Губэкосо на предмет выявления заинтересованности в этом вопросе и учёта тех организационных и материальных средств, которые могут представить Оренбургские губернаторские органы для дела организации судоходства по реке Уралу».
В 1924-1925 гг. на Урал с Волги доставили три парохода и несколько барж, тогда же было организовано пассажирское движение между Уральском и Гурьевом. В 1931 г. создано управление Уральского речного транспорта, а с 1932 г. суда стали регулярно ходить до Оренбурга.
Впоследствии Урал и Сакмара в районе г. Оренбурга были признаны судоходными реками. В Оренбурге были созданы три водных организации. Главная - Пристань Оренбург Уральского речного пароходства. Начальником пристани долгое время был И.Ф. Рощин. А на месте нынешнего магазина «Успех» по адресу: ул. Ленинская, 39, стоял когда-то Дом пароходства. Пассажирские катера обслуживало областное управление малых рек.
50-60-е годы двадцатого столетия отмечены появлением новых катеров, новых организаций, связанных с судоходством. Однако период этот был недолгим. Ходил по Уралу пассажирский теплоходик «Гризодубова», катер «Пионер», буксирный катер-толкач, о чём в своё время уже рассказывал «Вечерний Оренбург». На этом и закончилась местная судоходная история.
#3
Отправлено 17 Декабрь 2008 - 10:17
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2006 года N 917
http://ru.government...s/p060917~2.htm
2007 - Никулин (к.115) 19-21мая, Пушкин (к.268) 27-31мая, Будённый (к.11) 3-10сент
2008 - Никулин (к.115) 11-16мая, Кулибин (к.66) 11-13июня, Юлаев (к.3) 1-4сент, Пушкин (к.150) 5-7сент, Никулин (ск) 19-21сент, Чкалов (к.322) 29-30сент ...
2009 - Кабаргин (к.48) 20-30мая, Юлаев (к.1) 31авг-4сент, Пожарский (к.68) 2-4окт ...
2010 - Композитор Глазунов 8-13мая (к.201)
2011 - Космонавт Гагарин 30.05-3.06 (к.310)
2012 - Фёдор Достоевский 14-18мая (к.406)
#4
Отправлено 17 Декабрь 2008 - 11:13
…Сегодня это место знают практически все атыраусцы как конечную прогулочных теплоходов - с мая и всё лето сюда народ, ну, если не гужом, то в немалом количестве наведывается.
Да, нынче с речного порта в основном отходят комфортабельные пассажирские суда, и то принадлежащие частным фирмам. А ведь в это же время, только почти полвека назад, Урал был оживленной транспортной артерией. Подумать только - в семидесятые годы прошлого столетия с помощью Гурьевского речного порта по реке Урал перевозились хлеб, лес, нефтепродукты, ракушка, песчано-гравийная смесь, автомашины с сеном, трубы… Речной порт тогда гудел и был одним из востребованных в области, в стране.
В дни празднования юбилея Атырауской области сегодня вспоминают и об этом порте. Правда, в основном старожилы. Давайте вместе с ними вспомним о речном порте и мы.
«…Такой сложный урал…»
В начале 80-х годов, сходив в рейс в Гурьев с грузом ПГС, два речника с Волги, которые совсем недавно тогда устроились в уральское речное пароходство, неожиданно уволились. “Мы и не знали, что Урал - такая сложная река, - объяснили свое решение волгари. - Боимся совершить аварию. То ли дело у нас на Волге: воды много, простор…”.
«Эх, а когда на Урале простор, легко ли нашим судоводителям? Помню, в многоводную весну 1971-го в час ночи подошел к Политовскому яру толкач “Балхаш”, следовавший в Гурьев с баржей, загруженной 960 тоннами песчано-гравийной смеси (ПГС). При заправке состава в яр капитан дал тихий ход, но не учёл сильного течения. Состав был навален на затопленную кромку Политовского яра. Баржа оказалась на мели с разрывами в корпусе. Пришлось её отбуксировать в Уральск под выгрузку и поставить на ремонт…», вспоминает в своей книге “Река нашей жизни” Александр Суетин, автор нескольких книг об Урале - бешеной реке, как её называли водники-волгари, попавшие в наши места в 20-х годах прошлого столетия.
Прошло уже с десяток лет, как основное судоходство в Атырау прекратилось. На протяжении нескольких лет АО “Атырауозенпорты” - ныне речной порт носит именно такое название - выполняет заказы лишь ряда крупных компаний.
“Да, грузопоток с речного транспорта переключен на более рискованный и затратный - автомобильный, - считает не один год проработавший в системе местного речного пароходства И.Николаев. - А сколько мы в своё время перевезли барж с тяжеленным оборудованием, сколько ракушки! Обидно, что и пассажироперевозки стали чисто коммерческими, не каждый нынче может позволить прокатиться с ветерком по Уралу или выйти на прогулку в Каспийское море…».
…В нашей области речной порт был организован в 1964 году - до этого порт числился в составе Урало-Каспийского пароходства - и именовался Гурьевский речной порт.
Первые попытки использования реки Урал для судоходства относятся к 1879 году, когда оренбургские купцы создали акционерное общество и открыли движение транспортных судов. Однако это общество не получило поддержки со стороны царского правительства, к тому же консервативное руководство Уральского казачьего войска препятствовало развитию судоходства, мотивируя это тем, что оно вредно отразится на рыбном хозяйстве. А в 1880-м другие купцы, из Уральска - Ванюшины добились права на устройство пароходства по Уралу между Уральском и Оренбургом. Весной того же года в Уральск пришёл пароход “Крыжановский” мощностью 25 индикаторных сил. Справочник “Урало-Каспийский край” почему-то назвал его первым, хотя паровые суда появились на Урале, как известно, годом раньше. И вновь судоходство было прекращено (спустя пару лет после того, как Ванюшины его образовали) ввиду невыгодности.
Расширение рыбного хозяйства, увеличение потребности в топливе и другие сопутствующие причины заставили уральское казачество теперь уже самому возобновить судоходство. Большое количество парусных судов, а затем и пароходов, действовало в низовье Урала и на Каспийском море. Пароходы “Оля”, “Лебедь”, “Забурунье”, “Уралец” обслуживали непосредственно рыбные промыслы Уральского казачьего войска. В 1916 году выходцы из Финляндии братья Лайхия организовали движение судов на участке Уральск-Оренбург.
Вопросы судоходства в это время всё чаще рассматриваются на войсковых съездах. Газета “Яицкая воля” от 20 марта 1918-го сообщает: “…войсковой съезд положительно рассмотрел вопрос о перевозках из Гурьева в Уральск солёной рыбы, керосина и бензина, а из Уральска в Гурьев - хлеба”. В начале 20-х годов вопрос о необходимости открытия регулярного судоходства по Уралу поднимался не раз как в местной печати, так и на страницах центральной прессы. Но в силу ограниченности средств, вызванных тяготами гражданской войны, вопрос решить было непросто. Только в 1923 году заметно оживились грузоперевозки по линии Уральск - Гурьев, здесь действовало 35 судов. А в апреле 1925-го из Саратова в Уральск вышел пассажирский пароход “Дема”. Преодолевая сплошной ледоход, через неделю судно с трудом достигло Астрахани: из-за сильного шторма на Каспии пароход из Астрахани до Гурьева добирался 10 (!) суток. Но всё-таки это был первый пассажирский пароход по Уралу-батюшке.
Спустя три года эксплуатация флота от Уральска до Гурьева передается Уральскому агентству Волжского госпароходства, которое уже в 1931-м переименовывается в Уральское управление речного транспорта. Годом позже этому управлению был передан участок морского пути от Гурьева до Астрахани протяженностью 598 км. В состав морского участка вошли Урало-Каспийский канал и прибрежная полоса от Гурьева до Астрахани с пристанями: Астрахань, Жилая Коса, Прорва и Бурунчуки.
Как повествует А.Суетин, в целом, в первые годы организации регулярного судоходства на Урале перевозки пассажиров росли достаточно интенсивно, особенно до постройки железной дороги Кандагач-Гурьев. Большую роль здесь сыграл транзитный пассажиропоток Уральск-Гурьев на больших пробегах. С вводом в эксплуатацию “жэдэ” дороги Кандагач-Гурьев транзитный пассажиропоток резко сокращается (к слову, в конце тридцатых судостроение и судоремонт осуществлялись в судоремонтных мастерских Уральска, Гурьева, Астрахани, а также на астраханских заводах имени К.Маркса и имени Урицкого, судоремонтной верфи Оренбурга и Илекском судоремонтном пункте. В общем, в 30-е годы пароходство сделало значительный шаг вперёд: укрепилась материально-техническая база, начал стабилизироваться кадровый состав, был приобретен ценный опыт по перевозке грузов и пассажиров).
Вероломное нападение фашистской Германии на СССР прервало мирный созидательный труд советских речников - около ста из них участвовало в сражениях на различных фронтах. В период Сталинградской битвы Уральская область становится ближним тылом Сталинградского фронта. Обострение обстановки под Сталинградом сказалось и на положении в Уральском бассейне. Перед речниками были поставлены новые задачи. К началу Сталинградской битвы часть волжского флота была переброшена через Каспийское море в Урал и сосредоточена в его низовьях. Достаточно выгодное расположение Урала по отношению к месту битвы, наличие окрепшего пароходства создавали реальную возможность использования его для подготовки контрнаступления, что и реализовывалось. Работа была тяжелейшая – суда приходилось вести и ночью, наряду с военными продолжались и народнохозяйственные перевозки. Велась эвакуация людей из прифронтовых районов.
В годы военного лихолетья продолжалась перевозка нефтепродуктов из Гурьева в Уральск. В целом в эти грозовые сороковые уральские и гурьевские речники перевезли десятки тысяч бойцов и мирного населения, сотни тысяч боеприпасов и различных грузов народнохозяйственного назначения. Речники Урала с честью выдержали испытания военного времени, и, несмотря на тяготы той поры, им удалось поддержать самоходный флот в рабочем состоянии. По окончании Великой Отечественной войны пароходство начинает развивать местные пассажироперевозки, но их развитие тормозилось отсутствием специального пассажирского флота для обслуживания местных и пригородных линий
НАДЕЖДА ШИЛЬМАН
#5
Отправлено 17 Декабрь 2008 - 11:17
В пятидесятых-семидесятых годах усиленными темпами шло развитие флота и перевозок в Гурьеве, которым способствовали поступившие новые суда: «Калинин», «РБТ», «Гурьев», «Лениногорск», «Каспий».
Кстати, когда наши речники ездили в командировки получать новые суда, с ними происходили любопытные случаи. Например, тот, что рассказал Александр Суетин: «Из Котласа по Волге перегоняли буксир-толкач «Ленин». В одном из портов в среднем течении судно сделало остановку, чтоб заправиться. У капитана Стариченкова в диспетчерской поинтересовались – куда идет «Ленин»? «На Урал!» - сообщил капитан, даже не думая о продолжении вопроса. «Вы же прошли устье Камы, на Урал уже не попадете. Зачем вы нам морочите голову?!» - недоумевал диспетчер. Теперь ничего не понимал сам капитан «Ленина». В общем, долго разговор в таком темпе шел, пока Стариченков не смекнул: диспетчер оказался мастаком в географии и принял реку Урал за горную страну! Пришлось популярно объяснять, где находятся Каспий, Гурьев, река Урал. Было обидно, что на Волге и знать ничего не знают об Уральском пароходстве…».
А чтоб узнали, нужно было лучше работать. И не только покупать флот в разных бассейнах, но и свой строить! Речники Урала уже в 50-е годы начали планомерное перевооружение флота. По проекту ТПКБ Цупромвода были построены пассажирские пароходы «Джамбул» и «Абай». Суда имели в длину 25 м, в ширину - 7 м, высоту борта – 1,1 м, осадку с пассажирами и командой – 80 см. «Джамбул», имеющий 86 мест для пассажиров на нижней палубе и 62 – на верхней, в 1964 году (именно в тот год, когда в нашей области и был организован речной порт), был переброшен в Гурьев.
В успехи речников в семидесятые годы большой вклад внесли работники Гурьевского речного порта – крупнейшего речного предприятия в низовьях Урала. Тогда сходились в порту на перевалку грузы с железной дороги, морского флота и автомобильного транспорта. В навигацию 1972-го коллектив порта в очередной раз перевыполнил план. Было перевезено 950 тысяч тонн груза – ракушки, боратовой руды, труб, ракушеблоков, леса, ПГС. В начале 70-х портовики наладили работу двух кормоподъемников, электрокрана, что намного облегчило труд рабочих при съемке и установке гребных валов, обеспечили подъезд к кормоподъемнику автотранспорта. В Гурьевском речному порту действовало научно-техническое общество.
«Среди капитанов судов, приходящих в Гурьев из Уральска, гурьевский рейд давно считался трудным для судоходства, - вспоминает один из речников семидесятых. - Рейд имел протяженность 14 км, было много опасных препятствий - мосты, водозаборные сооружения. Но самое главное - железнодорожный мост. В полноводный период высота полета под ним остается всего лишь 7 метров. Поэтому теплоходы проекта 911 под мостом не проходили. На буксировку баржи к месту выгрузки, точно помню, затрачивалось около 4-х часов. Решением городских властей выгрузка грузов в черте города была запрещена, а ниже города подходящего берега для выгрузки не было. Все это требовало ускорить строительство порта на Ширине. В семидесятые годы по реке перевозились хлеб, лес, нефтепродукты, ракушка, ПГС, автомашины с сеном, трубы, боратовая руда, ракушеблоки». К слову, местная ПГС была использована при строительстве Останкинской телебашни.
Вместе с тем возрастали требования к работе пароходства, что создало определенные трудности для Гурьевского порта, но гурьевчане искали и нашли выход из положения - с января 1988-го стали работать в новых условиях хозяйствования, что сразу же сказалось на росте всех показателей. Большое внимание уделялось и охране вод Урала. В Гурьеве действовали самоходные очистительные станции ОС-2 и ОС-1, предназначенные для сбора с судов мусора, подсланевых и фекальных вод. Вообще, много сил и средств отвлекалось на такие мероприятия, как те, например, что всю зиму 1988-1989 годов вместе с работниками рыбного хозяйства теплоход «Брянск» Гурьевского речпорта был занят на устранении заморов рыбы.
…Развал Союза, кризис в экономике нанесли по речному транспорту Урала удар страшной силы. Значительно снизились объемы грузоперевозок. От Уральского пароходства отделился и стал самостоятельным предприятием Гурьевский речной порт (ныне – АО «Атырауозенпорты»). В начале девяностых резко упал престиж профессии речника, из пароходства ушло много высококлассных специалистов (например, И.Сарсенов, долгое время проработавший в гурьевском порту, решил в корне поменять трудовую деятельность: сначала трудился на нефтеперерабатывающем заводе, сейчас занимается собственным делом. И таких речников, как он, немало).
Лишь в 1997 году возобновились транзитные перевозки ПГС в Атырау. А с 2002-го «Атырауозенпорты» выполняет заказы в основном коммерческого характера для ряда крупнейших предприятий области, республики.
…Жители Атырау, гости города сегодня даже не ведают, когда летом разъезжают по волнам Каспийского моря на комфортабельных заморских яхтах, что несколько десятков лет назад часто ходили отечественные суда с грузом.
По большому счету, говорят специалисты, нынче атырауский речной порт никому не нужен – есть хороший, сравнительно новый морской порт в Актау, там морская жизнь в прямом смысле слова кипит - ходят суда с грузом и пассажирами. Оттого бывший гурьевский речной порт потихоньку вымирает (из разных источников стало известно, что в планах у нового руководства речного порта работать только с компанией «Аджип ККО», то есть резко поменяется специфика порта – на аджиповские объекты, что на Каспии, будут завозиться с помощью судов, барж порта железобетонные конструкции).
…Мы побывали на днях в порту. Очень хотелось поговорить с бывалыми речниками, с теми, кто здесь работал. Однако не удалось – тех, опытных моряков, сходивших не в один рейс, уж нет. А как было бы интересно расспросить о том времени, когда гурьевский порт в буквальном смысле слова гудел! Похоже, об этом знают теперь только волны
НАДЕЖДА ШИЛЬМАН
#6
Отправлено 21 Декабрь 2008 - 15:06
Урал судоходен от города Уральска до устья на протяжении 956 километров (весь судоходный участок находится на территории Казахстана).
На участке от Уральска до Индера гарантированные глубины составляют 100 см, от Индера до Атырау (бывш. Гурьев) - 120 см, Атырау - это предустьевой морской порт (наподобие нашей Астрахани), ниже которого начинается Урало-Каспийский канал протяженностью 56 км (в том числе речная часть 34,5 км и морская часть 21,5 км). В 2005 году этот канал был реконструирован.
Содержание судоходных водных путей на реке Урал осуществляется двумя Республиканскими государственными казенными предприятиями водных путей:
- Республиканским государственным казенным Уральским предприятием водных путей - на участке от посёлка Рубежка (район Уральска) до посёлка Индер протяженностью 623 км;
- Республиканским государственным казенным Атырауским предприятием водных путей обеспечиваются - на участке от п. Горы до выходного буя Урало-Каспийского канала (морская часть) протяженностью 333 км.
Мой блог о путешествиях=>>
#7
Отправлено 18 Февраль 2009 - 09:32
#9
Отправлено 18 Февраль 2009 - 18:11
P6020161.jpg 112,2К 72 Количество загрузок:
называется это - причал для тяжеловесов
По тому региону подсказать не смогу, но ведь турбина туда не с неба упала, должно что-то быть.
#10
Отправлено 18 Февраль 2009 - 18:51
сюда баржу?... вы что?Добрый день всем! Прошу помощи профессионалов, т.к. в речном судоходстве знаю мало. Меня интересует следующие: возможно ли в порту Атырау РК погрузить 400 тн турбину (если там такие краны) на 600 тн баржу и проплыть по реке Урал до г. Орска РФ. заранее спасибо!
http://history.opck....okrestnosti.php
Прикрепленные файлы
2007 - Никулин (к.115) 19-21мая, Пушкин (к.268) 27-31мая, Будённый (к.11) 3-10сент
2008 - Никулин (к.115) 11-16мая, Кулибин (к.66) 11-13июня, Юлаев (к.3) 1-4сент, Пушкин (к.150) 5-7сент, Никулин (ск) 19-21сент, Чкалов (к.322) 29-30сент ...
2009 - Кабаргин (к.48) 20-30мая, Юлаев (к.1) 31авг-4сент, Пожарский (к.68) 2-4окт ...
2010 - Композитор Глазунов 8-13мая (к.201)
2011 - Космонавт Гагарин 30.05-3.06 (к.310)
2012 - Фёдор Достоевский 14-18мая (к.406)
#11
Отправлено 18 Февраль 2009 - 23:29
Это вопрос оочень серьезный!!!! после знакомства с моей справкой посмотри тему "Грузовой флот". там увидишь как перевозятся габаритные тяжёловесы.а много мильёнов рублей у Вас е?? .такая работа проводится по следующей схеме;-груз помещается на барже -площадке на трейлерах. в волгодонске,волгограде а может и в астрахани такие краны есть. только 600ка для этого будет маловата.баржу тащат до конца судоходного участка реки.носом в берег втыкаетесь груз на тралах съезжает на берег и далее поехали до места назначения либо 3км либо 300км. предварительно составляется проект перевозки тяжеловеса.в котором описывается вся операция . тщательно проверяется весь маршрут передвижения.состояние дорог. габариты.проводятся согласования со всеми ведомствами ;дорожники .мостовики.гибдд и тд и тп. найди сайт СТТ транс НН. меня только смущает одно:-вопрос цена которому миллионы руб. задается в познавательном стиле .вроде бы и не производственником.Добрый день всем! Прошу помощи профессионалов, т.к. в речном судоходстве знаю мало. Меня интересует следующие: возможно ли в порту Атырау РК погрузить 400 тн турбину (если там такие краны) на 600 тн баржу и проплыть по реке Урал до г. Орска РФ. заранее спасибо!
#12
Отправлено 18 Февраль 2009 - 23:43
Очень могучая река-это вам не Волга которую Чкалов в два счёта переплывал пацаном.Эту реку САМ Комдив Чапаевне смог переплыть!!!!сюда баржу?... вы что?Добрый день всем! Прошу помощи профессионалов, т.к. в речном судоходстве знаю мало. Меня интересует следующие: возможно ли в порту Атырау РК погрузить 400 тн турбину (если там такие краны) на 600 тн баржу и проплыть по реке Урал до г. Орска РФ. заранее спасибо!
http://history.opck....okrestnosti.php
#13
Отправлено 05 Март 2009 - 07:34
У меня к вам еще несколько вопросов:
1. меня интересует порт Актау, насколько там развита инфраструктура, насколько он соответствует современным портам. (какие глубины, грузоподъемные механизмы, работа с негабаритами,)
если у кого есть фото порта будет просто супер.
2. В Казахстане кроме Урала еще есть речное судоходство? и на сколько оно развито?
#14
Отправлено 05 Март 2009 - 08:00
Спасибо всем за ответ, очень помогли.
У меня к вам еще несколько вопросов:
1. меня интересует порт Актау, насколько там развита инфраструктура, насколько он соответствует современным портам. (какие глубины, грузоподъемные механизмы, работа с негабаритами,)
если у кого есть фото порта будет просто супер.
2. В Казахстане кроме Урала еще есть речное судоходство? и на сколько оно развито?
Уважаемый Dural !
Рекомендую обращаться к первоисточнику. Позвоните в порт Актау и поговорите с директором или его замом. Если Вы не знаете телефона, существует междугородная справочная служба 07. Получите более достоверную информацию.
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#15
Отправлено 05 Март 2009 - 08:02
Сам?.. Он был чемпионом мира по плаванию?.. К тому же, как говорится в известном фильме - "Стреляли..."Очень могучая река-это вам не Волга которую Чкалов в два счёта переплывал пацаном.Эту реку САМ Комдив Чапаевне смог переплыть!!!!
2007 - Никулин (к.115) 19-21мая, Пушкин (к.268) 27-31мая, Будённый (к.11) 3-10сент
2008 - Никулин (к.115) 11-16мая, Кулибин (к.66) 11-13июня, Юлаев (к.3) 1-4сент, Пушкин (к.150) 5-7сент, Никулин (ск) 19-21сент, Чкалов (к.322) 29-30сент ...
2009 - Кабаргин (к.48) 20-30мая, Юлаев (к.1) 31авг-4сент, Пожарский (к.68) 2-4окт ...
2010 - Композитор Глазунов 8-13мая (к.201)
2011 - Космонавт Гагарин 30.05-3.06 (к.310)
2012 - Фёдор Достоевский 14-18мая (к.406)
#17
Отправлено 09 Март 2009 - 18:04
В Казахстане к судоходным водным путям, открытым для судоходства отнесены:В Казахстане кроме Урала еще есть речное судоходство? и на сколько оно развито?
- река Черный Иртыш (от границы с Китайской Народной Республикой) - озеро Зайсан - река Иртыш с Бухтарминским, Усть-Каменогорским и Шульбинским водохранилищами (до границы с Российской Федерацией);
- река Или с Капчагайским водохранилищем в пределах от границы Китайской Народной Республики до плотины Капчагайской ГЭС;
- Урало-Каспийский канал;
- озеро Балхаш;
- река Ишим от плотины Петропавловского водохранилища до границы с Российской Федерацией;
- участок реки Кигач (рукав реки Волга) на территории Республики Казахстан;
- река Урал от границы с Российской Федерацией до ее устья;
- река Сыр-Дарья в районе города Кызылорды и паромных переправ.
Водные пути Республики Казахстан классифицируются в следующем порядке:
- к бассейнам категории "О" отнесены озера Балхаш, Зайсан; водохранилища Капчагайское, Бухтарминское;
- к бассейнам категории "Р" относятся водохранилища Усть-Каменогорское, Шульбинское;
- к бассейнам категории "Л" отнесены реки: Иртыш, Черный Иртыш, Урал, Или, Ишим, Сыр-Дарья, прочие каналы и реки.
(взято отсюда)
=================================================
Много интересной информации и ссылок приведено вот в этой теме форума (эта тема ведётся уже более двух лет):
http://www.infoflotf...showtopic=10127
Мой блог о путешествиях=>>
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных