В продолжении темы о гибели танкера "Prestige"
Самый знаменитый капитан в мире(по материалам The Guardian и Lloyd’s List)
Правительство Испании называет его преступником и запретило ему покидать территорию страны. Однако несмотря на правительство Испании в частности и Евросоюз вообще, в 2004 году 18 февраля
капитан танкера Prestige Апостолос Мангоурас был номинирован на звание "моряк года".
Для поклонников капитана он - старый морской волк, герой, редкий образчик вымирающей породы настоящих моряков-европейцев, всю свою жизнь проведший на море. Для его врагов Апостолос Мангоурас - образец негодяя, человек, который погубил танкер Prestige и сотворил крупнейший в истории Европы разлив нефтепродуктов.

В Испании капитан является подозреваемым, практически преступником. Его выпустили из следственной тюрьмы под залог в 3 миллиона евро, запретили покидать пределы Испании, заставили каждый день отмечаться в полиции и предьявили обвинения в преступном неповиновении распоряжениям властей и действиям, которые повлекли за собой экологическую катастрофу.
В результате гибели его судна в ноябре 2002 года пляжи и скалы северо-западной Испании покрылись толстым слоем мазута.
Тем не менее, несмотря на последствия гибели танкера, мировая морская общественность практически сразу встала на сторону капитана и начала выражать недовольство действиями политиков и властей, а когда Апостолоса Мангоураса арестовали, недовольство переросло в возмущение. Недовольство выплеснулось на страницы журналов и сайтов в интернет, где утверждается, что он вел себя как образец капитана, спасший экипаж и до последнего остававшийся со своим судном, рискуя жизнью, вместо того, чтобы спокойно бросить обреченный танкер на милость жестокого шторма. Морской институт подтвердил, что на номинацию капитана года его выдвинули 7 независимых общественных обьединений. «Апостолос Мангоурас - это старый морской волк, это часть той вымирающей разновидности людей, которая была когда-то цветом европейских моряков и которой уже не осталось ни в Англии, ни в Испании» - так говорит Хуан Замора, испанский капитан, в настоящее время преподаватель в институте, немедленно ставший одним из общественных защитников капитана. «Ну, сделали из него козла отпущения, что тут непонятного. Власти Испании натворили кучу ошибок, именно эти ошибки и привели к катастрофе. А свалили все на капитана. На человека, который до конца действовал хладнокровно, бесстрашно и безупречно с профессиональной точки зрения. Очень немногие в той ситуации могли-бы вести себя так, как он» - продолжает Замора. Как известно, Апостолос Мангоурас отказался от публичных выступлений, интервью и комментариев к происшедшему. Однако известно, что он написал в обьяснении на имя Евросоюза во время расследования: «С учетом того, что я решил остаться на борту гибнущего судна с риском для собственной жизни, что я спас свой экипаж, считаю, что обращение со мной подобным образом совершенно недопустимо».
Основанием для решения Морского института о выдвижении Апостолоса Мангоураса на звание капитана года послужило его поведение в те 50 часов, когда танкер боролся с волнами высотой 8 метров и 10-ти балльным штормом в Атлантике.
КатастрофаЧто-же случилось тогда, 14 - 19 ноября 2002 года? Да, в результате гибели судна под его командованием случилась экокатастрофа, но была-ли гибель судна результатом его командования? Многие в мире и в самой Испании считают, что гибель танкера и вызванная гибелью экологическая катастрофа были вызваны в первую очередь и, вообще-то, единственно этим - необьяснимо идиотскими действиями и решениями властей страны. Получив, что получилось, испанское правительство решило, естественно, немедленно перевести стрелки и обвинительным перстом ткнуло в капитана Апостолоса Мангоураса, заявив, что он преступно руководствовался не его, правительства, умными указаниями, а радиопосланиями греческих менеджеров судна. Министр транспорта Испании Альварец-Каскос прямо назвал капитана преступником. Обвинение охотно согласилось. Собственно обвинение строится на показаниях Серафина Диаса, испанского чиновника, который и отдал приказ, лично прибыв на Борт судна, о немедленном выходе танкера в море и дальнейшем его следовании куда угодно, лишь бы подальше от берегов страны. С точки зрения капитана и спасательной компании Smit, которая в конечном счете и вела операцию по спасению, такой приказ был чистейшим безумием. Танкер, возраст которого был 26 лет, находился в аварийном состоянии. Гнать его в таком состоянии прямиком в 10-ти балльный шторм, свирепствовавший в Бискайском заливе, значило обречь танкер, на борту которого находилось 77000 тонн мазута, на верную, гарантированную гибель с соответствующими для природы последствиями и возможной смертью 27 душ экипажа. В свою очередь, капитан и компания Smit предлагали другое решение, куда более разумное и единственно верное с какой угодно точки зрения - здравого-ли смысла, радения о экологии, безопасности людей на борту. Они предложили предоставить судну стоянку в защищенной от шторма бухте, затем разгрузить его и дальше уже решать, как и что. Ремонтировать танкер или списывать на слом - не то было главным на тот момент, а безопасность. Впоследствии Мангоурас заявил парламенту Евросоюза, что если-бы власти Испании приняли это единственно правильное в той ситуации решение, не было-бы ни катастрофы, ни загрязнения.
Заметим в скобочках, что тогда не было-бы и последовавшей шумихи и кампании за запрет на однокорпусные танкеры, на которой погрели ручонки многие политики Европы.
Диас, ничтоже сумняшеся, которого за выпинывание обреченного танкера на смерть не только наградили(!), но и повысили в должности - теперь он начальник порта Ла Коруна, обвинил Мангоураса и вообще весь экипаж Prestige в преступном неповиновении требованиям властей и в саботаже - экипаж не запускал двигатель судна и вообще делал все возможное, чтобы не выйти в море и там не потонуть, на радость испанским властям и прогрессивной европейской общественности. Как стало известно испанским журналистам, позднее Диас заявлял в частных беседах - «Мангоурас хотел совершить самоубийство и меня с собой потянуть. Пусть-же теперь в тюрьме сгниет!» Тем не менее, несмотря на саботаж, двигатель завелся, и танкер вышел в штормующее море навстречу своей гибели.
Скорее всего, причиной такого вопиющего поведения властей Испании стал принцип действия механизмов бюрократии вообще, и испанской в частности. Кто-то сверху узнал о ситуации и, не разобравшись, приказал танкер выдворить. И пошло по инстанциям. Непосредственный исполнитель, этот самый Диас, возможно, ситуацию понимал, но и подумать не смел о протесте спущенному сверху решению, тем более о какой-то самостоятельности. И тупо и беспрекословно приказ исполнил. Как видно по последствиям, со своей чиновничьей точки зрения он оказался трижды прав - и наградили, и повысили… Скорее всего, тот, кто отдал приказ сверху, о приказе потом пожалел, но было поздно и надо было решать уже другое - честно-ли взять вину на себя или встать в позу и, оправдываясь тяжелейшими последствиями аварии, авторитетом государства и высокими моральными принципами борцов за экобезопасность в Европе, найти козла отпущения. Выбор, сделанный правительством Испании, известен.
А потом, когда судно вытолкали, наступило то, о чем в советские времена любили писать: «- и в мирной жизни есть место подвигу».
В первые часы после выхода Мангоурас выиграл в двух критических ситуациях. Первая касалась экипажа. Видя неминуемую гибель, люди, большинство из которых были филиппинцы, полностью деморализовались. Многие впали в истерику и рыдали. Единственным человеком на борту, сохранившим самообладание, оставался капитан. Воодушевленные его поведением, старший механик и несколько человек смогли взять в себя руки и приняли участие в организации спасения экипажа. Шлюпки были уже бесполезны - от тяжелых ударов громадных волн они пришли в негодность. Экипаж сняли вертолетами, но прежде удалось главное - предотвратить панику. Затем капитан принял решение наполнить водой два балластных танка по левому борту, тем самым он предотвратил дальнейшее нарастание крена и смог продлить жизнь танкеру, чтобы хоть немного подальше отойти от побережья. Ко времени наполнения танков водой, крен уже был порядка 25 градусов, а открывать заслонки танков надо было с грузовой палубы. Отснятые с вертолета кадры показывают, как один из тех, кто остался с капитаном на борту, пытался открыть заслонку балластного танка и в этот момент его накрыла огромная волна.
К счастью, когда волна схлынула, человек остался - отчаянно цепляясь за конструкции.
Позже, ночью, капитан и старший механик, освещая себе путь фальшфейерами, смогли пройти на Бак по уже поврежденному волнами переходному мостику, связывающему кормовую настройку с баком через все пространство грузовой палубы. На баке они попытались закрепить трос со спасателя Ria de Vigo, высланного им в помощь. На переход до бака (сотня с небольшим метров) морякам потребовалось 20 минут, при сильнейшей качке и треске разрушаемых конструкций. В результате действий и решимости капитана танкер удалось отвести настолько далеко от побережья, насколько это было возможно. Получилось так, как предсказывали все, кто имел отношение к морю перед выходом судна - танкер разломился и затонул, через 5 дней после того, как капитан дал в эфир сигнал бедствия и через три дня после того, как он последним покинул борт судна. К моменту своей эвакуации капитан не спал уже 50 часов и поддерживал свое существование кофе и сигаретами.
Общественный защитник, испанский капитан Замора, утверждает, что если-бы Мангоурас покинул борт судна вместе с экипажем, то стольких собак на него-бы не навешали. Ну, а так - он был арестован немедленно после высадки на берег. «Я постоянно просил полицейских дать мне возможность поспать, так как не спал почти двое суток, но они настаивали на немедленном допросе и вообще вели себя крайне грубо» - говорил впоследствии капитан.
После катастрофыСледующие два с половиной месяца капитан провел в тюрьме в Тейксейро, на севере Испании, а затем был освобожден под залог и поселился в снятой для него квартире в Барселоне. Сообщество капитанов Барселоны приняло его с распростертыми обьятиями. В прошлом месяце они пышно отпраздновали день рождения Мангоураса - ему исполнилось 69 лет, причем капитан был буквально завален подарками. Владелец клуба, где отмечался день рождения, сам бывший капитан, Сесилио Пинеда, сказал: «Мы подарили ему телескоп и картину, а вообще-то мы, моряки, присматривали за ним и будем присматривать и помогать, чем сможем». Местная пресса приводит благодарственные слова капитана Мангоураса на дне рождения - «Спасибо, мать вашу!» Далеко не самый чувствительный человек, он не выдержал и прослезился.
К нему приехала жена, им жить в Барселоне еще два года, до суда. Из окна его квартиры видно море. Он избегает контактов с прессой, и когда, как-то, журналисты хотели устроить ему пресс-конференцию по выходе его из полицейского участка, он попросил полицейских вывести его черным ходом. Он знает, как и вся мировая морская общественность, что его вины в происшедшем нет, но он не может и не хочет быть героем. Ему это не надо. Будучи большую часть своей жизни капитаном, он привык в внутреннему одиночеству, когда источник сил - в самом себе. Капитан - второй после Бога на судне. У него не может быть друзей, пока он в рейсе. Ему не с кем советоваться и не у кого просить помощи. Вот так он сейчас и живет, капитан Мангоурас, моряк года и подследственный, сытый по горло всем, что вокруг него творится, уставший и обозленный.
НапоследокПосле гибели Prestige Евросоюз поднял невероятную шумиху вокруг так называемой проблемы «однокорпусников», и во главе шабаша, как и следовало ожидать, была Испания. Вопрос двухкорпусных танкеров вообще достаточно спорный, во всяком случае так, как он в конце-концов решился.
Так, например, достаточно шумная история о рейсе русского танкера из Клайпеды на Сингапур с грузом мазута. Испания всеми силами пыталась предотвратить выход судна из Клайпеды. Надо отдать литовцам должное, они наплевали на истерики Евросоюза с подачи Испании, и танкер в рейс выпустили. Как заявил испектор порта Клайпеда, единственным изьяном судна была ржавчина там и сям, во всех прочих отношениях судно полностью соответствовало требованиям безопасности. Судно должно было следовать вокруг Европы через Гибралтар и Суэц, отсюда и обеспокоенность Испании. Танкер прошел в 200 милях от побережья потомков конквистадоров, причем сопровождать его - чтобы он не вздумал влезть в воды Испании и там утопиться назло родине инквизиции - вышел чуть не весь ВМФ.....
Грустно все это. Ради сиюминутной выгоды не конкретный там чиновник, а вся страна делает подлость и даже имеет с этого дивиденды под флагом борьбы за чистоту окружающей среды. Что там судьба одного человека…
Злые вы! Уйду я от вас!...в монастырь....мужской....
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то