Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Усиевич, несерийный пассажирский пароход
#1
Отправлено 08 Февраль 2008 - 22:01
В 1904 году пароходное общество «По Волге» построило на Сормовском заводе двухпалубный грузопассажирский пароход «Граф» с паровой машиной трехкратного расширения пара мощностью 1200 лошадиных сил. По своей архитектуре «Граф» был поход на аналогичные суда более ранней постройки, но выигрывал в экономичности.
"Граф" в первые годы работы. Из коллекции С.А. Парфенова
Судовладельцы сочли проект удачным, и в период с 1909 по 1912 гг. построили еще четыре однотипных судна – «Графиня», «Гражданин», «Баян» и «Витязь». У каждого из них была интересная судьба, но об этом мы когда-нибудь расскажем отдельно.
Пароход «Граф» обслуживал скорую линию Нижний Новгород – Астрахань и считался одним из лучших волжских судов. Незадолго до революции его несколько затмили новые суда – теплоходы коломенской постройки для линии «Кавказ и Меркурий», и, конечно, пароходы «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна», однако «Граф» оставался популярным и престижным судном.
После революции пароход сменил название на «Усиевич» (в честь революционного деятеля Григория Александровича Усиевича), и долгие годы работал на скорой линии Горький – Астрахань вместе с другими известными волжскими судами.
"Усиевич". Из коллекции С.А. Парфенова
"Усиевич". Из коллекции С.А. Парфенова
За три десятка лет корпуса, механизмы, а особенно деревянные надстройки судов приходят в такое состояние, когда им требуется капитальный ремонт. В те годы грузопассажирский флот эксплуатировался активно, можно сказать, на износ, поэтому встал вопрос о постепенной капитальной реконструкции пассажирского флота. В 1939 году «Усиевич» в числе первых встал на такую реконструкцию, которой никогда не суждено было закончиться. Пароход не успели отремонтировать до войны, а потом стало не до парохода.
После войны старый пароход восстанавливать не стали, а вместо этого было решено построить новый пароход с названием «Усиевич». Единственное, что досталось ему от предшественника – паровая машина, подвергнутая капитальному ремонту. Все остальное, включая корпус (пароход получил цельносварной корпус для озерного плавания) и надстройку, было построено на заводе именно 40-й годовщины Октября по собственному заводскому проекту. Новый пароход имел другой внешний вид, и отделку с элементами «сталинского ампира».
Новый "Усиевич". Многие любители старых пароходов считали, что он получился красивее предшественника. Из коллекции С.А. Парфенова
В 1953 году новый «Усиевич» вышел на скорую линию Ярославль – Астрахань и включился в работу, которой в те годы было много: еще ощущалась послевоенная нехватка пассажирского флота, а новые суда только начали поступать на Волгу.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов ситуация сильно изменилась: появился скоростной флот, новые пассажирские теплоходы, были построены новые железные и автодороги, и пароходы стали ходить с недогрузом. К тому же в те же годы старые суда подошли к тому возрасту, когда им требовался серьезный капитальный ремонт. Исходя из сложившейся ситуации, большую часть старого флота отправляли не на ремонт, а на списание. Какое-то время заслуженные пароходы работали базами отдыха, а потом сгорали или приходили в полную негодность и шли на разделку.
«Усиевич» избежал этой участи: в эти годы он был почти новым судном. Однако после массового списания старых пароходов он перешел в категорию немногочисленных работающих пассажирских пароходов, которые привлекали внимание многих пассажиров своим архаичным внешним видом.
Новый "Усиевич". Из коллекции С.А. Парфенова
«Усиевич» был обычным трудягой скорой линии, перевозившим пассажиров и грузы. Он редко появлялся в сводках выдающихся достижений, не выделялся ничем особенным, но работал стабильно. Хотя не обходилось без проишествий и даже аварий, одна из которых – серьезная посадка на мель на Куйбышевском водохранилище в начале 1970-х годов.
После закрытия линии Ярославль – Астрахань «Усиевич» стал работать на линии Горький – Астрахань. К этому времени все уже забыли, что пароход был построен в 1953 году, и относились к нему как к заслуженному ветерану, начавшему свой трудовой путь в начале века. На линии по одному расписанию работали одновременно и старые пароходы, и трехпалубные суда, и каждая из этих групп имела своих постоянных пассажиров.
Новый "Усиевич". Из коллекции С.А. Парфенова
«Усиевич» стал одним из четырех последних волжских пассажирских пароходов, которые находились в эксплуатации. После «Усиевича» остались только «Володарский», «Спартак» и «Память Азина»,
Пароходы я застал уже на закате их жизненного пути, уже было понятно, что осталось им немного, и они всегда манили меня. «Спартак» и «Володарский» казались чем-то вроде представителей старой элиты, да так оно и было, а вот «Усиевич» – старой рабочей лошадкой. В 1984 году, когда мне было 11 лет, мы с папой прокатились на «Усиевиче» от Чебоксар до пристани Ильинка. На пароходе не было развлечений, музыки при отправлении, все напоминало обычную поездку в пассажирском поезде. Запомнились высокие потолки и фундаментальная старомодная отделка коридора второй палубы, бесшумный ход, паровая машина за стеклянной перегородкой... И классический пароходный запах в просторном центральном пролете – этот запах ушел вместе с последним пароходом… Центральный пролет на старых пароходах был не парадным, а обычным рабочим помещением, через которое принимался и груз.
Навигация 1985 года стала для «Усиевича» последней. Он был выведен из эксплуатации и стал служить в качестве стоечного судна – базой отдыха. Позднее он долго стоял брошенным на территории завода «Красное Сормово», где в конце концов сгорел. Хотя до последнего дня сотрудники завода надеялись на восстановление «Усиевича». К сожалению, этому не суждено было сбыться.
Пароход остался только на немногих фотографиях, в памяти пассажиров и нескольких членов его экипажа, живущих в поселке Память Парижской Коммуны.
"Усиевич" доживает свой век на заводе "Красное Сормово". Из коллекции Дмитрия Илескина
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#2
Отправлено 08 Февраль 2008 - 22:07
"Отдых на судах речного флота-залог здоровья и хорошего настроения" Речфлот СССР.
Хочешь в РЕЧНОЙ КРУИЗ? -ИДИ!
#3
Отправлено 08 Февраль 2008 - 22:18
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#4
Отправлено 08 Февраль 2008 - 22:31
Может на судах "Инфофлота" тоже установить специфичные позывные..... , чтобы даже в темноте или тумане можно было определить - кто идёт по реке.....?Если речь о двухпалубном колесном "Жданове", то у них похожая схема. Но впрочем у всех подобных судов похожий на взгляд современного человека внешний вид, хотя любители старого флота так не считают. Энтузиасты тех лет умели даже различать пароходы по свисткам.
"Отдых на судах речного флота-залог здоровья и хорошего настроения" Речфлот СССР.
Хочешь в РЕЧНОЙ КРУИЗ? -ИДИ!
#6
Отправлено 08 Февраль 2008 - 22:41
Привет, Александр, как я понял этот колёсник очень похож на нашего Жданова, находящегося в почти аналогичном состоянии в Самарском речном порту.....?
Прошу прощения - на "Полежаева" или на... "Жданова"??? Вы хотите сказать - "Жданов" сохранился???
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#7
Отправлено 08 Февраль 2008 - 22:47
Я и сам немного удивился про "Жданова"... Ну, если речь о "Полежаеве", то он внешне похож на "Усиевича".Прошу прощения - на "Полежаева" или на... "Жданова"??? Вы хотите сказать - "Жданов" сохранился???
Саша, а какие каюты были на Усиевиче до и после модернизации? Может есть какая нибудь инфа?
Были одно- и двухместные одноярусные каюты с умывальником (первый класс), четырехместные каюты с умывальником (второй класс), многоместные (до 8 мест) каюты 3 класса и общее помещение. Его тоже помню: большое помещение с множеством жестких двухъярусных коек. При мне там никого из пассажиров не было.
Я не могу точно сказать про каюты на старом "Усиевиче", но принцип вероятно был такой же - он практически не менялся с конца XIX века до 1950-60-х годов, когда строились суда проектов 646, 785, 305, 737.
Саша, если можешь, добавь про каюты на этих судах, ты вроде как смотрел схемы, да и совершал более длительные плавания.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#8
Отправлено 08 Февраль 2008 - 23:01
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#9
Отправлено 08 Февраль 2008 - 23:05
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#10
Отправлено 08 Февраль 2008 - 23:15
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#11
Отправлено 09 Февраль 2008 - 09:06
Это что получается: идешь по коридору главной палубы (трюма) как по плацкартному вагону? Представляю, какой там был запах.На "Княжнах" были еще открытые купе третьего класса, что-то вроде четырехместных отсеков в плацкартном вагоне.
Саша, а какие цены были на эти теплоходы в 60-70 годы, может осталось расписание с ценами?
#12
Отправлено 09 Февраль 2008 - 09:34
Главным документом были санитарные правила для речных судов, а конструкторские бюро гнали проекты под один шаблон.Скоре всего, в те годы уже была какая-нибудь инструкция по переоборудованию надстроек двухдеков в соответствии с новыми (на то время) требованиями по обеспечению уровня комфорта для III категории.
Точно такое же расположение мест изначально было в трюме тх пр.646, а на судах этого проекта кот работают на Оби и Иртыше и осталось до сих пор.Это что получается: идешь по коридору главной палубы (трюма) как по плацкартному вагону?
#13
Отправлено 09 Февраль 2008 - 11:15
На изначальной схеме "Спартака" и "Володарского" было так: на главной палубе через одну чередовались открытые и закрытые каюты, если память не изменяет. Но своими глазами я их не видел.Это что получается: идешь по коридору главной палубы (трюма) как по плацкартному вагону? Представляю, какой там был запах.На "Княжнах" были еще открытые купе третьего класса, что-то вроде четырехместных отсеков в плацкартном вагоне.
Саша, а какие цены были на эти теплоходы в 60-70 годы, может осталось расписание с ценами?
Тарифы на старые пароходы и на новые не отличались и рассчитывались по единому тарифному руководству 5-Р. У меня сейчас под рукой нет старых справочников с ценами, но некоторые тарифы, в том числе и на проезд по инии Горький - Астрахань, мы обсуждали здесь: http://www.infoflotf...?showtopic=6261.
В частности, на полный оборот по ТЛ по линии Горький - Астрахань после 1977 года (когда произошло повышение тарифов):
1А - 110 руб.
1Б - 92 руб.
2А - 69 руб.
2Б - 60 руб.
3А - 33 руб.
Питание - за отдельную плату.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#14
Отправлено 09 Февраль 2008 - 11:30
Это сейчас мы ценим старые пароходы-теплоходы, все таки история. Но если задуматься, в те времена на каком бы вы судне поехали: на старом пароходе или новом 588? Правильно в Нижнем сказал последний капитан Спартака: "Это для вас сейчас старые корабли история, раритет, а для нас тогда была мечта, чтобы их побыстрее списали!"
#15
Отправлено 09 Февраль 2008 - 12:01
Это что получается: идешь по коридору главной палубы (трюма) как по плацкартному вагону? Представляю, какой там был запах.На "Княжнах" были еще открытые купе третьего класса, что-то вроде четырехместных отсеков в плацкартном вагоне.
Саша, а какие цены были на эти теплоходы в 60-70 годы, может осталось расписание с ценами?
У меня сохранился билет 1989г. на рейс Саратов - Горький. Мы с другом плыли в IV категории, цена - 7 рублей 20 копеек. ("Володарский").
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#16
Отправлено 10 Февраль 2008 - 00:48
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных