Юбилейный декабрь капитана Голицына
Завтра, в первый день зимы, отмечает восьмидесятилетний юбилей потомственный волгарь, почетный работник речного транспорта РСФСР Николай Николаевич ГОЛИЦЫН. Много событий вместила в себя биография этого человека из поколения военных подростков
Становление
Николай — выходец из нижегородской глубинки. Хоть и родился в приволжском селе Окинино, однако не помышлял о реке. Ходил в соседнюю деревню Кисловку в школу. Но тут началась война. В 1944 году сельских ребят мобилизуют на трудовой фронт — работать на водном транспорте. Направили Николая вместе с односельчанами в ФЗУ в затон Жданова. А после трехмесячных курсов распределили кочегаром на знаменитый пароход «Володарский». Там и прошли три последующих навигации.
Послевоенные годы были временем развития флота. Поступало много трофейной техники. Только работать на ней часто было некому. Ставку делали на молодежь. Николай Голицын попадает в число таковых, поступает в Горьком в учебный комбинат на курсы дизелистов. А затем пошли трудовые будни на трофейном самоходном теплоходе «СТ-2», доставлявшем по Волге народнохозяйственные грузы. Потом был «СТ-30».
Постепенно стало наращивать обороты отечественное судостроение. На заводе «Красное Сормово» был спущен на воду новый грузовой теплоход «Большая Волга». Флот оснащался современными буксирами. И опять остро возникал кадровый вопрос.
После окончания очередных курсов на сормовском заводе Николай Николаевич работает сначала первым помощником механика на буксирном теплоходе «Манюшко», а затем старшим механиком. Потом судьба перенесла нашего героя на грузовой теплоход «Харьков», после которого в послужном списке стал пассажирский дизель-электроход «Эстония».
Со временем с грузового флота попал Николай Голицын во флот пассажирский на скорую линию Горький —Астрахань. А через три года впервые поехал за границу — в Германию — на приемку пассажирского теплохода «Алтай». Потом состоялась приемка теплохода «Н.В. Гоголь». Условия работы на нем были великолепные: пассажиры – иностранные граждане, рейсы из Горького в Астрахань и Москву. Но порой жизненные обстоятельства диктуют свою политику. И в 1961 году, практически с самого основания скоростного флота на Волге, переходит Голицын работать на «Метеор-1» механиком-дублером.
Работалось непросто. «Сырое», не-опробованное судно частенько выходило из строя. А рейсы должны укладываться в график. «Помню, организовали скоростную линию Горький — Куйбышев, — рассказывает Николай Николаевич. — Ранним утром мы выехали из Горького и взяли курс вниз по Волге. Пассажиров мало. Подходим к тольяттинским шлюзам. А нас и не пускают, диспетчер не поняла сразу, что за судно такое причалило… Одним словом, вместо 19 часов прибыли в Куйбышев заполночь. Никто нас уже не ждал. Голодные поехали заправляться топливом. А ранним утром уже возвращались домой».
На крыльях «Спутника»
В начале осени 1961 года проходил ходовые испытания теплоход на подводных крыльях «Спутник». Это был самый большой крылатый корабль в мире, вмещавший 256 пассажиров. На него-то и попал главным механиком Николай Голицын. С нелегким сердцем принимал Голицын это назначение. Шутка ли: «Спутник» — машина новая, систематически выходит из строя. Но делать было нечего. На «Спутнике» начался новый этап в трудовой биографии Н.Н. Голицына.
В конце апреля 1962 года теплоход «Спутник» отправился в спецрейс на Московское водохранилище в Калининскую область. Там должны были состояться «смотрины» новой техники горьковского ЦКБ на подводных крыльях. Руководитель ЦКБ СПК Р.Е. Алексеев представил высшему руководству СССР прежде всего не суда на подводных крыльях, а модель уникального изобретения — экраноплана.
Николай Николаевич оказался в самой гуще этих событий. Помнит ветеран, как с интересом Н.С. Хрущев, Председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, министр обороны маршал Р.Я. Малиновский, Л.И. Брежнев и другие высокопоставленные чиновники смотрели наши «экспонаты». Запомнилась встреча с А.Н. Косыгиным. «Алексей Николаевич поздоровался, расспросил, откуда мы, есть ли семьи, квартиры, какая зарплата. Потом внимательным взглядом рассмотрел рубку, поинтересовался, где строили наш теплоход. Ему все пояснили. Удовлетворившись ответом, премьер-министр попрощался и вышел из рубки», — рассказывает Николай Николаевич.
Было немало и других ярких эпизодов в насыщенной событиями трудовой биографии. Взять хотя бы этот.
Командировка… в Канаду
К 1967 году советские суда на подводных крыльях уже бороздили воды рек Европы, Черного и Средиземного морей. Поэтому не случайно к ним возникал интерес из-за рубежа. И вот в том же году представился случай показать наши СПК за Атлантикой. Торговое объединение Минвнешторга «Судоимпорт» отправило для показа и последующей продажи теплоход «Ракета» на Всемирную выставку «ЭКСПО-67».
В качестве капитана на «Ракету» был направлен капитан-дублер — первый помощник механика теплохода «Метеор-50» Александр Николаевич Сорокин, а механиком — Николай Николаевич Голицын, в то время работавший механиком-сменным капитаном теплохода «Метеор-2». Путь лежал в капиталистический Монреаль.
На канадской земле наши земляки подготовили судно к эксплуатации, провели брифинг для журналистов и деловых людей, а потом… показали на зависть загранице мощь и удаль нашей «Ракеты», промчавшись вдоль набережной Монреаля! На берегу люди останавливались, смотрели вослед, удивлялись и восхищались чудо-кораблем под красным флагом! На другой день все городские газеты вышли с восторженными отзывами о советском судне…
Командировка в Канаду длилась пять с половиной месяцев. За это время удалось «и на других посмотреть, и себя показать». Все эти месяцы у наших речников сохранялась гордость за свою страну, которая, превозмогая трудности, показала всему миру творение рук и разума земляков-сормовичей — конструкторов ЦКБ судов на подводных крыльях во главе с Р.Е. Алексеевым.
Другие берега
Из дальних странствий возвратясь, Николай Николаевич Голицын оказался на «Метеоре-67» в должности капитана-механика. Но недолго пришлось поработать на волжских плесах. По состоянию здоровья вынужден был старший механик сойти на берег. С 1970 года он работал в новой для себя должности капитана-наставника по скоростному флоту. Береговая работа была не менее интенсивной и интересной. Сидеть в кабинете не приходилось.
Почувствовав пробел в знаниях, без отрыва от работы Н.Н. Голицын оканчивает Горьковское речное училище, получает диплом судоводителя. Николай Николаевич организовывал в пароходстве различные курсы повышения квалификации руководящего и рядового плавсостава, открывал на линиях движения пункты питания, вел профориентационную работу среди школьников. Так продолжалось до 1994 года. С той поры орденоносец Н.Н. Голицын на заслуженном отдыхе.
…Завтра у Николая Николаевича Голицына славный юбилей. В свои 80 он бодр и деятелен, активно сотрудничает с советом ветеранов пароходства. Редакция газеты присоединяется к поздравлениям и пожеланиям родственников, друзей и сослуживцев юбиляра, которые обязательно прозвучат за праздничным столом! Николай Николаевич Голицын — потомственный волгарь. Его отец, Николай Иванович Голицын, всю жизнь проработал на Волге лоцманом, трудился также на судне «Пропагандист». Старшая сестра, Серафима Николаевна, работала приемосдатчицей топлива на нефтестанции в «Волготанкере». Дед по материнской линии, Назар Иванович Митрофанов, имел дощаник (мелкую баржу). А прадед в середине ХIХ века ходил бурлаком по Волге.
Статья из Волгоневского проспекта
ракета3.jpg 53,28К
53 Количество загрузок:На фото- в центре Николай Голицын, слева мой дед-Александр Сорокин.Канада.Монреаль.1967год