Вылет был назначен на четверг 8 июня. Пара дней, остававшихся до отправления, прошли на удивление быстро, хотя и в томительном ожидании. И вот мы уже в Шереметьево, регистрируемся на рейс авиакомпании «КД-Авиа» до Калининграда. Регистрация прошла не так быстро и весело, как во время недавнего визита в Волгоград – командировка есть командировка: много багажа, оборудования и всяких хитрых приборов, вызывающих неподдельный интерес у сотрудников САБ. Но это мелочи – тем более будет повод потом их вспомнить и посмеяться: - «А помните, как в городе N эти чудики приняли эпоксидный клей «Поксипол» за партию пластида и побежали за милицией?»… Ну или что-то в этом роде.
Полет прошел нормально – при всей моей любви к отечественным самолетам, надо отдать должное: «Боинг-737» - отличная машина. Жаль только облачность, вкупе с неудачным местом у прохода не позволила практически ничего увидеть. В калининградском аэропорту «Храброво» нас уже ждал представитель Заказчика, и вот, выделяющийся среди потока калининградских иномарок ПАЗик, уже везет нас в гостиницу «Москва».
…Далее прерву хронологическую последовательность повествования и расскажу отдельно о разноплановых достопримечательностях Янтарного Края, увиденных мною.
ГОРОД.
Мы остановились в гостинице «Москва» - старинном здании немецкой постройки в самом центре города. Но сколь старинным оно выглядит снаружи, столь современно и комфортно изнутри. «Москва» - одна из основных гостиниц Калининграда, в которой останавливается множество немецких туристов, посещающих «родной» город.
Сам Калининград оставляет приятное, я бы сказал, двоякое впечатление – вроде как Россия, а вроде и нет: типично европейская архитектура, сплошь иномарки на улицах. Если бы не русская речь, а также привычные витрины и рекламные щиты, никогда бы не подумал, что нахожусь у себя на Родине. В детстве я прилично поездил по тогда ещё «нашей» Прибалтике, и, гуляя по Калининграду, порой ловил себя на мысли, что как будто нахожусь на улице старого Таллина или Риги. Впрочем, ничего удивительного: архитектура, да и вообще культура прибалтийских стран и Восточной Пруссии, столицей которой был Кёнигсберг, во многом похожи.
Кстати, настоятельно рекомендую посетить в Калининграде музеи янтаря и Мирового Океана.
Впрочем, не буду долго томить форумчан – ниже приведен альбом, где вы всё сможете сами увидеть.
Альбом "Город Калининград":
http://photofile.ru/...uritsk/1355962/
МОСТ
Мост, на котором я работал, является уникальнейшим сооружением, не имеющем аналогов в России. Необходимость моста через Преголю возникла давно, и в 1913 году началось строительство. Первая Мировая приостановила работы: достроили мост в 1923 году. Мост стал одним из самых важных объектов и в то же время яркой достопримечательностью Кёнигсберга: поверху прошла железная дорога, а по нижнему ярусу – трамвайная линия, пешеходные тротуары, а также осуществлялось гужевое и автодвижение. В те годы мост имел 3 русловых пролета, а на одной из русловых опор (опора №6) находились механизмы, поворачивающие весь центральный пролет вокруг своей оси для пропуска судов по Преголе.
Вторая Мировая война искорёжила много судеб – не пощадила она и мост: отступая, немцы взорвали поворотный разводной пролет, однако в 1945 году советские войска форсировали Преголю именно в створе разрушенного моста.
В 1946 году Кёнигсберг стал советским городом Калининградом, и уже год спустя мост восстановили, правда, в несколько урезанном виде – на месте двух разрушенных пролетов установили временную ферму, по которой пустили только ж/д. движение без восстановления автопроезда. «Промежуточный» вид моста не позволял осуществлять также и судоходство по Преголи – мост не разводился.
Второй этап восстановления начался в 1959 году. Разрушенную во время войны речную опору решили не восстанавливать, и вместо бывших двух пролетов соорудили один вертикально подъемный. Таким образом, стал вновь возможен проход морских судов по Преголе, и, наконец, снова открылось пешеходное и автодвижение по нижнему ярусу. В таком виде мост существует и поныне, и является одним из ярчайших памятников истории и архитектуры Калининграда.
Обратите внимание на фотографии: 50-ти метровые башни и расположенный между ними подъемный пролет, - наши, 1965 года, а всё остальное – старое, немецкое. Сейчас мост разводится не так часто, как раньше: за май 2006 года он разводился два раза.
Альбом "Мост":
http://photofile.ru/...uritsk/1356100/
МОРСКОЕ И РЕЧНОЕ СУДОХОДСТВО.
Калининград расположен на реке Преголи у впадения её в Калининградский залив Балтийского моря. Собственно сам город и морской порт расположены на реке, русло которой было специально углублено, и непосредственно переходит в морской канал, по которому суда идут до самого Балтийска.
Преголя (Преголь, Прегель) – вторая по величине после Немана река Калининградской области. В устьевом её участке находится морской порт, а сама река судоходна до города Черняховска (100 с лишним километров). Обстановка на реке есть на всем протяжении, хотя, конечно, судоходство малоинтенсивное. Однако судоходство по реке имеет стратегическое значение: Преголя связана каналом с Неманом, по которому проходит российско-литовская граница. Дельта Немана разделена пополам, но река впадает в залив, отделенный от Балтийского моря Куршской косой, выход из которой находится на литовской территории. Таким образом, единственный путь с Немана в Калининград и Балтийск по российской территории лежит по каналу и Преголе. Этим путем и пользуются российские пограничные суда, дежурящие на Немане. Кстати, для них-то сейчас в основном и разводят мост, хотя бывают случаи прохода и обычных барж. В один из свободных дней я съездил в город Гвардейск, где начинается канал Преголя – Неман. Вот некоторые фотографии:
(на последней фотке, "передний" - канал, а за мыс уходит Преголя)
Ну и полностью альбом, посвященный, в основном, морскому порту Калининграда. Обратите внимание, что ряд снимков сделан с 50-метровых башен моста:
Полностью альбом "Река и море":
http://photofile.ru/...uritsk/1355994/
ПОЕЗДКИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Несмотря на занятость помимо самого Калининграда, в один из дней, когда работали ночью и день был свободен, удалось посетить три города Калининградской области: Светлогорск, Гвардейск и Светлый. В области очень развито автобусное сообщение, и механизм моих поездок был прост: я пришел на автовокзал, сел в рейсовый автобус до Светлогорска, час туда, час обратно, два – там. Снова автовокзал, пересадка на автобус до Гвардейска, туда - обратно, опять автовокзал – автобус до Светлого. Вот такое вот челночное движение. К концу дня подустал, но оно того стоило – больше полностью свободных дней не было.
Про поездку в Гвардейск на канал Преголя – Неман, я уже писал. Город Светлый расположен на морском канале и ровным счетом ничего из себя не представляет. Единственно, интересна туда дорога, на значительно протяжении идущая вдоль морского канала и нефтяных портовых терминалов. Светлый был последним в моем списке, и у меня села батарейка на фотоаппарате, но в принципе каких-то интересных кадров там бы и так не получилось. Морской канал… Ну, канал как канал, поверьте на слово. Морских каналов у нас много, и ничего особенного и эксклюзивного в Калининградском нет. Нефтяные терминалы, конечно, очень интересны, но из автобуса их плохо видно.
А вот посещение курорта Светлогорска оставило самые приятные впечатления. Красивая дорога – прибалтийская природа, аисты, старинные домики с черепичной крышей. В самом Светлогорске спуск к морю осуществляется по канатной дороге (20 руб. в один конец). Море спокойное, шикарные песчаные пляжи, вода градусов 18 – искупался.
Вот альбом, посвященный этой поездке:
http://photofile.ru/...uritsk/1355842/
Учитывая лимит времени, в области посмотрел многое. Куда бы я ещё съездил, так это в Зеленоградск и далее на Куршскую косу, ещё в древний город Советск (бывший Тильзит) на Немане, ну и в полузакрытый Балтийск. Правда, при посещении последнего города у москвича с мощным фотоаппаратом на шее могут возникнуть определенные проблемы, но с другой стороны, как говорят местные, не так все страшно. В общем, хочу я туда съездить в следующий раз.
В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ.
Неделя прошла незаметно. Пора в обратный путь. Обратно летели на Ту-154м «Аэрофлота». Аэропорт Храброво произвел приятное впечатление: небольшой, но уютный.
На обратном пути очень повезло с погодой и посадочным местом – досталось у окна.
Потрясает взлет: сразу после взлета самолет взмывает над заливом. Отлично видно Куршская коса, одноименный залив, устье Немана и отделяющийся от него канал на Преголю. Далее самолет летит над пограничной рекой Неман/Нямунас: снизу виден Советск на левом берегу и литовский город Панемуне на правом. Города связаны двумя мостами: древним каменным немецкой постройки, по которому проходит автодорога, и более современным ж/д мостом. На автодорожном мосту виден КПП, а вот на ж/д его естественно нет: граница проходит посередине моста без всякого КПП: "черта" и видеокамеры, а погранцы - перед и за мостом. В Калининграде разговорился с мужиком из железнодорожной мостоиспытательной станции. Он недавно обследовал российскую часть этого моста, и случайно зашел за «черту»: тут же прибежали литовцы и потащили к себе, он вырвался из их жарких прибалтийских объятий, и перешел на российскую территорию, где его скрутили уже наши: «Что ты им передал!?» - спросили они. В общем, отмазался мужик кое-как. Так что помимо древней архитектуры в Советск/Тильзит интересно съездить еще и ради мостов. С воздуха виден речной порт Советска: пара кранов и какая-то баржа на реке, а может это пограничный катер?
В общем, я отвлекся. Вскоре на Немане виден поселок Неманское и далее граница. Следующий крупный город с мостом – это уже литовский Юрбакас. А после ужина ТУ-шка уже парит над знакомыми местами: вот Вазузское водохранилище, вот город Руза, вдали видно Московское море, а вскоре КиМ, разворот над Клязьменским водохранилищем, и мягкая посадка в Шереметьево.
Так закончилась эта интереснейшая командировка, по впечатлением превосходящая иной круиз.
--------------------------------------------------
P.S. А вот маленький бонус для любителей железнодорожного транспорта:
И ещё:
http://photofile.ru/...uritsk/1355906/
-------------------------------------------------
P.P.S.
Обратите внимание, что фотографии в альбомах представлены несколько уменьшенными, но при желании их там можно посмотреть в оригинальном размере 800х600. Ну а в самом полном разрешении - у меня
Сообщение отредактировал Андрей Урицк: 16 Июнь 2006 - 00:06