Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Куреневская трагедия


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 Михаил Архипов

Михаил Архипов

    Сruiseinform.ru

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 10 949 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Москва

Отправлено 14 Март 2008 - 10:19

В этот день, 13 марта в 1961 г., в результате прорыва защитной дамбы, построенной для замыва Бабьего Яра, водой и размытой почвой была затоплена часть территории, прилегающей к улице Фрунзе в районе трамвайного парка им. Красина. Прорыв дамбы случился в 6 час. 45 мин. Через полтора часа ее размыло уже во многих местах, а в 9 час. 20 мин. - прорвало. Первая высота селевого вала, или ”лавины”, достигла 14 м (высота 4-этажного дома), а скорость составила почти 5 м/с. В 9 час. 30 мин. пульпа добралась Куреневки, уничтожив площадь почти в 30 гектаров. Постепенно жидкая масса стала твердой, как камень. Уже в таком виде ее высота достигала трех метров. К 10 часам утра поток воды остановился. В результате затопления было разрушено 68 жилых и 13 административно-производственных зданий. Стали непригодными для жилья 298 квартир, в том числе 163 - в частном домовладении, где жили 353 семьи общей численностью жильцов 1 228 человек. Было эвакуировано 800 человек, из них 117 – пострадавшие. Извлечено 25 трупов, в том числе 4 мужчины, 19 женщин и двое детей. 15 трупов не опознано. 25 гектаров площади оказались под 3-метровым слоем пульпы. По имеющимся данным, в результате катастрофы 145 человек погибло, 143 – были ранены. Уничтожены трамвайное депо им. Красина, склады и две фабрики. Длительное время власти Киева замалчивали это происшествие.

После катастрофы, случившейся в столице Украины на Куреневке в понедельник, 13 марта 1961 года, самолеты «Аэрофлота» в течение нескольких недель изменяли маршруты и облетали это страшное место, дабы никто из пассажиров не смог разглядеть из иллюминатора истинные масштабы трагедии. Несколько суток Киев был оторван от мира. Не работала междугородная, а тем паче международная телефонная связь.

Тогда, в 1961 году, в этом яру скопились почти четыре миллиона кубических метров жидких отходов Петровских кирпичных заводов. Именно таким образом (надеялись, что отходы превратятся в камень) городские власти, возглавляемые с 1947 года Алексеем Давыдовым, стремились убить двух зайцев: наладить бесперебойное, круглосуточное промышленное производство кирпича, столь необходимого при возведении многочисленных жилых массивов, создать удобное транспортное сообщение между Сырцом и Куреневкой (по улице Олены Телиги ездят ежедневно многие из нас) и попутно ликвидировать Бабий Яр, разбив в лучших антисемитских традициях на его месте городской парк культуры и отдыха с обязательными аттракционами, стадионами и ресторанным комплексом. Идея эта потерпела фиаско, так как в процессе реализации замысла была грубо нарушена проектная документация. В целях экономии трубы одного диаметра заменили другими, вместо бетонной дамбы возвели земляную, а о водозаборных колодцах и говорить не приходится. Их никогда не чистили. К тому же проектом запрещалось круглосуточное поступление пульпы в яр. На самом деле заводы работали круглый год и в три смены.

Пульпа, попадавшая в овраг по трубопроводу, не успевала затвердеть, а попросту смешивалась с водой.
Трагедия, когда в одночасье огромная масса этой пульпы прорвала земляную дамбу (кстати, совершенно не отвечавшую нормам безопасности) и со скоростью пять метров в секунду высотой в четырехэтажный дом устремилась вниз, на Куреневку, сметая своей волной все живое, надеюсь, не повторится никогда. В считанные минуты площадь (более тридцати гектаров) оказалась под многометровой толщей песка, окатышей, грязи и глины. Были разрушены десятки зданий, а главное — погибли сотни людей! От упавших столбов электропередач загорелись битком набитые людьми (пресловутый час пик!) автобус, троллейбус, трамваи. Заложниками рукотворной стихии стали водители самосвалов, пассажиры легковушек, пешеходы и просто зеваки…

Глущенко, начальник Специнспекции Подольского района, сообщал 11 февраля 1957 года начальнику Киевского отделения Гидромеханизации Ципенюку и директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брацыло: «Вследствии недостаточного надзора Вашими работниками, канава Бабьего Яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время. Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций».

В начале марта 1961 тревогу начали бить простые киевляне: они увидели ручейки, текущие по дамбам. Но власти не встревожились до самого момента трагедии

13 марта, дамбы не выдержали. Есть данные, что пред этим в городе ощущались подземные толчки.

Как вспоминают очевидцы, селевой поток не перехлестнул через дамбы, а пробил у самого основания и снес. Грязная вода и около 700 тысяч кубометров мокрого грунта сползли по оврагу вниз и покатились к улице Фрунзе. Ширина потока была невелика – так считает исследователь Александр Анисимов – всего около 20 метров. Зато высота – метров 14. Этого с лихвой хватало, чтобы разбить 34 одноэтажных деревянных дома, 5 двухэтажек и 2 общежития барачного типа. А также – перевернуть автобус и троллейбус, разрушить трамвайное депо имени Красина, снести часть стадиона «Спартак» и покрыть 25 гектар площади трехметровым слоем твердеющей пульпы. К 10 часам вода перестала течь.

Люди, у которых погибли близкие, днем собирались на горе, а вечером разъезжались по моргам в поисках погибших родственников.

Киевляне, наблюдавшие с холма, видели, как ковши экскаваторов и ножи бульдозеров, выгребая пульпу, на куски разрывали тела погибших. Очевидцы направились к горисполкому, чтобы высказать возмущение, но по дороге толпа была рассеяна. Правда, после случившегося ликвидаторы стали работать осторожнее.

Тела людей работавших в депо имени Красина обнаружили на седьмой день под руинами административного корпуса. Экспертиза показала, что они погибли из-за недостатка воздуха лишь на третий после катастрофы день.

В 1962 году на Бабий Яр было брошено огромное количество техники — экскаваторов, бульдозеров, самосвалов, скреперов. Грунт был водворен обратно в Яр, а частью распланирован на месте погибшего района. Бабий Яр был все-таки засыпан. Через него проложили шоссе. На капитальной бетонной дамбе высадили тополя. Эти ровесники трагедии живы до настоящего времени.

- - - - -

Рассказывает Ольга Шевченко: "С августа 1960 года я работала в Киевском метрополитене (была откомандирована), а жила в общежитии депо имени Красина. Утром 13 марта я возвращалась после третьей смены домой. На трамвае добралась до шиферного завода, дальше, как и все, пошла пешком. Передо мной метрах в 15 торопилась домой Нина Рудюк. Она уже дошла до милицейской будки, я видела, как дежурный посадил ее в кабину грузовика, и она уехала. Я уехала на подножке следующей машины, но недалеко, так как воды уже было столько, что она заливала кабину. Водителю пришлось сдать назад, до стадиона "Спартак". Я побежала в сторону 4-й обувной фабрики вдоль частных домов, которые были затоплены по самые окна. Видела, как люди разбивают окна и передают через них детей... Остановился грузовик, люди помогли мне взобраться в кузов, шинель и сапоги на мне были мокрые и тяжелые. Грузовик остановился напротив депо, между общежитием и рельсосварочным заводом. И вдруг потемнело небо, в одно мгновение исчез трамвай, послышался страшный гул, земля как будто вздрогнула и расступилась, поглотив все, что только что было перед глазами. Все смешалось: человеческий крик, взрывы, клекот... С криком к нам подбежал милиционер, тогда водитель рванул машину, и мы уехали на Сырец. Из пожарной части я пыталась дозвониться в депо, не зная, что его уже нет. Пошла домой пешком. С Петропавловской улицы увидела страшную картину: не было ни парка, ни деревьев, стояло озеро воды, и над его поверхностью возвышался второй этаж изуродованного домика общежития. Наверное, Господь его сохранил, ведь там были только женщины и дети. Он стоял среди этого хаоса, как Ноев ковчег. Там была и моя мама. Я испугалась, что лишилась рассудка и расплакалась. Ко мне подошел Ваня Рудюк. В общежитии были его мама и сын, а я сказала, что видела его жену Нину, когда она возвращалась домой. Мы стали пробираться к депо. Было очень много милиции и военных, стоявших в оцеплении. Кричали: "Не курите!", потому что в общежитии взорвалась газовая колонка, сильно пахло газом. Приехали амфибии. Военные стали прокладывать доски к общежитию и к 4-й обувной. Появились вертолеты. Благодаря нашему парторгу Кункину нас пропустили домой. Мы шли по доскам, колышущимся на этой жиже, и видели: там видна рука, там ноги, там голова, там лежит человек, там лужа крови...

Из общежития военные эвакуировали людей. Им помогали наши ребята, кто был в то утро на работе, и оставшиеся после ночной смены. Многие из них погибли...

Ваня узнал, что маму и сына уже вывели на обувную фабрику, а Нину никто не видел.

Когда первый этаж общежития стало сильно заливать, моя мама вышла из комнаты, чтобы подняться на второй этаж. Не успела она закрыть за собой дверь, как ее подхватила и накрыла с головой волна (это была лавина) и понесла по длинному коридору. Маму затолкнуло на кухню, подняв под самый потолок. Она смогла найти ногами табуретку и выпрямиться. Она очень боялась, что дом рухнет, так он трещал, или взорвется — сильно пахло газом. Потом вдруг наступила жуткая тишина. Вода начала спадать, маму стал затягивать ил, она не могла дышать. Вдруг она услышала детский плач. Это была дочка Кати Шияненко. Родители ее были на работе, когда начался этот ужас. Лавина подняла девочку вместе с диваном под самый потолок. Там она и лежала, пока ее не спасли. Сколько это продолжалось, мама не знает. Помнит, как услышала голос: "Есть ли тут кто живой?". Это был Ваня Назаренко и еще кто-то. Они влезли по доскам через окно, вытащили маму и Катину дочь.

Ваня Рудюк искал свою жену две недели. Однажды Нина ему приснилась и сказала, что искать нужно на 4-й канаве ремонтных мастерских. Там ее и откопали. Она была на седьмом месяце беременности...".

Начальник цеха Дарницкого трамвайного депо Онищенко дополняет рассказ: "Поиски погибших начались сразу. Район катастрофы оцепили и блокировали, всюду стояли милицейские и военные посты. Люди, у которых погибли близкие, днем собирались на горе, а вечером разъезжались по моргам в поисках погибших родственников. В депо имени Красина работали наши друзья. Их тела мы обнаружили на седьмой день под руинами административного корпуса. Экспертиза показала, что они погибли из-за недостатка воздуха лишь на третий после катастрофы день.

Киевляне, наблюдавшие с холма, видели, как ковши экскаваторов и ножи бульдозеров, выгребая пульпу, на куски разрывали тела погибших. Очевидцы направились к горисполкому, чтобы высказать возмущение, но по дороге толпа была рассеяна. Правда, после случившегося ликвидаторы стали работать осторожнее".

Куреневская катастрофа уничтожила 22 частных одноэтажных дома, 5 двухэтажных, 12 одноэтажных домов госфонда, 2 общежития. Общая площадь этих построек составляла пять тысяч квадратных метров. Пульпой было уничтожено депо имени Красина. Нанесен ущерб экспериментальному заводу "Укрпромконструктор", Управлению капитальных ремонтов горисполкома, Управлению энергохозяйства "Киевэнерго", рельсосварочному заводу №5 Юго-Западной железной дороги. Это еще почти 9000 квадратных метров. Общая площадь территории, залитой пульпой, составила 30 000 квадратных метров.

О том, почему это произошло, сказано немало. Напомню лишь, что всего этого могло не быть, если бы так бесшабашно не стремилась власть уничтожить Бабий Яр, решив замыть его пульпой — жидкой глиняной грязью, которую поставляли по трубопроводам Петровские кирпичные заводы, расположенные неподалеку на Сырецкой улице. За десять лет они доставили в Яр 4 миллиона кубических метров грязи. Защитная дамба не выдержала такого количества жидкой массы, ибо была земляной (!), а не бетонной. Утром 13 марта лавина высотой 14 метров устремилась с Сырца на Куреневку, уничтожая все на своем пути.

В то роковое утро в эпицентре трагедии оказались сотни киевлян, скопилось большое количество городского общественного и частного транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы, грузовики и легковушки. В одночасье они были погребены под многометровой толщей пульпы... Спасательные и восстановительные работы продолжались не одну неделю. Кого-то удалось спасти, но, в основном, большинство несчастных погибли на месте катастрофы.

Материальные убытки составили десятки миллионов советских рублей. Человеческие потери, исходя из постулата о бесценности каждой человеческой жизни, подсчитать невозможно.

"Попытка стереть Бабий Яр обернулась неожиданной стороной, привела к новым массовым жертвам, даже возникли суеверия, — написал в своей книге "Бабий Яр" Анатолий Кузнецов. — Популярной была фраза: "Бабий Яр мстит". В 1962 году началась третья попытка уничтожения Яра — самая серьезная. На Бабий Яр было брошено огромное количество техники — экскаваторов, бульдозеров, самосвалов, скреперов. Грунт был водворен обратно в Яр, а частью распланирован на месте погибшего района. Бабий Яр был все-таки засыпан. Через него проложили шоссе". На капитальной бетонной дамбе высадили тополя. Эти ровесники трагедии живы до настоящего времени.



Оригинал, доп.информация и фотографии

#2 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 30 Март 2008 - 13:46

Вчера с Алексеем Сёминым посетили место, где в 1961 году произошла эта трагедия.
Мемориал, открытый на 45-ю годовщину прорыва дамбы:

Изображение

#3 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 04 Май 2008 - 16:20

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

По официальным данным, жертвами стихии стало 145 человек, однако историки и ученые приводят совершенно другие цифры - около полутора тысяч погибших. Точно не знает никто - и уже не узнает никогда, так как расследование причин трагедии проходило в режиме строгой секретности, а материалы уголовного дела, заведенного по факту случая на Куреневке, были уничтожены по истечению срока давности.

Причиной аварии были названы ошибки в проектировании дамбы.
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования