ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА
Главы из книги: «Дальневосточное морское пароходство, 1880-1980»
После разгрома империалистической Японии на Дальнем Востоке наступил долгожданный мир. Перед моряками пароходства встали новые задачи.
Экономика переходила на мирные рельсы, Возросла потребность в пассажирских перевозках, а пассажирский флот располагал всего девятью судами. Пять из них имели возраст более 40 лет.
Советскому Союзу возвратились исконно русские земли — южный Сахалин и Курильские острова. Необходимо было перевозить людей с их имуществом, продовольствие, производственное оборудование и другие грузы.
Стала восстанавливаться нормальная жизнь и во всех остальных районах советского Дальнего Востока. Туда также направлялся большой поток грузов и пассажиров.
Из числа поступивших судов первыми прибыли во Владивосток полученные в счет репараций теплоход «Ильич» и пароход «Гоголь». Построенный в Гамбурге в 1933 году теплоход «Ильич» имел все удобства для пассажиров, комфортабельные каюты 1-го, 2-го и 3-го класса и даже бассейн. Теплоход мог принять 451 пассажира и около 5000 тонн груза. Однако у судна был один недостаток: его отопительная система в зимнее время не обеспечивала нормальной температуры в пассажирских помещениях.
Пароход «Гоголь», также построенный в Германии, имел солидный возраст — 25 лет. На нем было 88 мест 1-го и 2-го класса и оборудованные в твиндеках койки на 500 мест.
Теплоход «Ильич» (капитан М. В. Доросинский) обслуживал экспрессную линию Владивосток—Петропавловск.; пароход «Гоголь» использовался на разовых несрочных рейсах и мог принять до 3000 тонн груза. Это позволило значительно улучшить перевозки пассажиров на главных дальневосточных направлениях.
В 1946 году D составе пароходства создается пассажирский отдел. Было решено переоборудовать под пассажироперевозки ряд грузовых судов: «Каширстрой», «Капитан Смирнов», «Петр Чайковский», «Ногин» к др. Ввиду малой мощности Владивостокского судоремонтного завода часть из них встала на переоборудование в порту Дальний на заводе, находившемся в то время в распоряжении пароходства.
В феврале 1946 года вновь открылась срочная пассажирская линия Владивосток — Шанхай, которую обслуживал теплоход «Смольный» (капитан Г. Р. Бондаренко).
В начале 1947 года пассажирский флот пополнился пароходом «Кишинев» (капитан А. И. Фатьянов), также полученным в счет репараций. Имея скорость хода 8 узлов, «Кишинев» обслуживал Приморскую срочную линию.
Пассажирский флот стал успешно справляться с поставленными перед ним задачами и продолжал расти. Во второй половине следующего года из Германии прибыло еще одно пассажирское судно — пароход «Чукотка» пассажировместимостью 700 спальных мест и грузоподъемностью 3500 тонн. В мае 1949 года прибыл полученный по репарациям пароход «Сибирь» (капитан В. П. Грибин) — большое грузовое судно, переделанное бывшими хозяевами под пассажирское.
Оно могло принять 754 пассажира 1-го и 2-го класса, однако в условиях Дальнего Востока было крайне неэкономичным, так как никакого груза, кроме пассажирского багажа, принять не могло. При скорости хода 11 узлов оно расходовало в сутки 66 тонн угля и 50 тонн воды.
Наступил 1950 год. В апреле во Владивосток прибыл турбоэлектроход «Вячеслав Молотов» (капитан Г. П. Бютнер), построенный в Голландии еще в 1939 году для Дальневосточного пароходства. В начале Великой Отечественной войны турбоэлектроход участвовал в эвакуации Таллина, из которого, вопреки заявлению немецко-фашистского командования о том, что «ни один советский корабль не вырвется из Таллинской гавани», все же вышел караван судов, и в их числе — турбоэлектроход «Вячеслав Молотов». Под бомбами фашистской авиации караван прорвался к Ленинграду. Здесь получившее значительные повреждения судно простояло в течение всей Великой Отечественной войны и блокады. Мощная энергетическая установка турбоэлектрохода использовалась .для освещения одного из районов города, электростанция которого была выведена из строя действиями авиации и артиллерийскими обстрелами противника.
Это былo первое современное пассажирское судно в Дальневосточном пароходстве. Турбоэлектроход мог принять в комфортабельные каюты 496 пассажиров, развивать скорость до 20 узлов. Он обслуживал экспрессную линию Владивосток—Петропавловск, которая на летнее время продлевалась до Провидения и Анадыря, с факультативными заходами в бухту Угольную. Капитаном назначили Н. Н. Малахова, главным механиком Ф. М. Козлера,
В июле 1950 года прибыли с запада пароходы «Анива» и «Крильон», построенные в 1909 году в Германии специально как морские паромы для перевозки пассажиров и -железнодорожных поездов. После соответствующего оборудования они могли принять по 700 пассажиров.
В октябре из Германской Демократической Республики прибыл пароход «Приморье» (капитан Л. А. Жежеренко). Судно могло принять 320 пассажиров и до 300 тонн груза, имело скорость 12,5 узла. Оно успешно обеспечивало перевозки на Приморской линии в течение длительного времени. В течение многих лет судно было передовым, экипаж его отличался стабильностью, люди работали подолгу.
В конце октября после длительного восстановительного ремонта в ГДР на заводе «Варноверфь» во Владивосток прибыл пассажирский пароход «Азия» (капитан В. В. Любченко). Восстановительный ремонт проводился по совместному проекту Ленинградского ЦПКБ-1 и ЦКБ Германской Демократической Республики. Пароход мог принять 945 пассажиров. При скорости хода в эксплуатации 12,5 узла расход угля на ходу достигал 91,5 тонны в сутки, воды 64 тонны.
На 1 января 1951 года в составе пассажирского флота насчитывалось 17 судов, которые одновременно могли взять на борт 8900 человек, чистая грузоподъемность составляла 28 840 тонн против 2270 пассажиров и 25 600 тонн на 1 января 1946 года. Однако средняя скорость флота продолжала оставаться без изменений — 11,3 узла.
Перевозки росли настолько быстро, что справиться с ними пассажирские суда не могли. Было принято решение о временном переоборудовании под пассажиров еще пяти грузовых судов типа «либерти»: «Брянск», «ИВАН Кулибин», «Каменец-Подольск», «Витебск» и «Красногвардеец». Они могли принять 3240 пассажиров и 22 600 тонн груза.
И все же, преодолев трудности послевоенного периода, моряки-дальневосточники успешно завершили первую послевоенную пятилетку.
Пароходство досрочно выполнило план 1950 года по тонно-милям и по перевозкам пассажиров. В число передовых вышел экипаж парохода «Красногвардеец» (капитан А. В. Левченко).
Во второй послевоенной пятилетке пассажирский флот продолжал пополняться. В феврале 1951 года прибыли построенные в Италии, на верфи в Савоне, теплоходы «Норильск» и «Тобольск». Пассажировместимость каждого — 346 мест. Грузоподъемность— 1350 тонн. Скорость хода — 13,7 узла. Закуплены они были «Судоимпортом» почти готовыми и особым комфортом не отличались. Вначале их поставили на обслуживание Курильской линии (Владивосток—Петропавловск с заходами на все острова архипелага), а затем на Сахалинскую и Приморскую линии. Именно здесь теплоходы оказались наиболее рентабельными.
В августе 1952 года прибыл теплоход «Русь». Так же как и однотипный теплоход «Ильич», он был построен в Гамбурге, во время второй мировой войны потоплен в одном из портов Германии и, поднятый со дна, прошел восстановительный ремонт в Варнемюнде. Количество пассажирских мест довели до 882, а грузоподъемность уменьшили до 3850 тонн. Судно развивало скорость до 15 узлов. Пассажирские помещения были красиво отделаны дорогими породами дерева. После выхода из Варнемюнде в Ригу для доснабжения и установки радионавигационных приборов теплоход в Ирбенском проливе подорвался на мине.
На Рижском судоремонтном заводе повреждение корпуса сравнительно быстро устранили. Вначале теплоход обслуживал линию Находка—Нагаево, а затем экспрессную линию Владивосток— Петропавловск—Провидение. Впоследствии теплоход «Русь» был закреплен на экспрессной линии Владивосток—Петропавловск.
В июне 1953 года прибыл из капитально-восстановительного ремонта в Германской Демократической Республике пароход «Якутия» (капитан Л. А. Кожевников).
Каждое судно, как и человек, имеет свою биографию. У парохода «Якутия» она далеко не обычная. По заказу Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ) в Англии в 1913 году был построен пароход, получивший название «Император Петр Великий». В то время он по праву считался одним из лучших пассажирских судов РОПИТа: имея скорость 16 узлов, успешно мог выдержать конкуренцию с иностранными пассажирскими лайнерами, обслуживая ближневосточную линию.
С началом первой мировой войны пароход переоборудовали в госпитальное судно. Через год вражеская торпеда поразила плавучий госпиталь; красный крест на белом корпусе для немецких империалистов ничего не значил, так же как и для их последышей — немецких фашистов.
Судно долго пролежало на дне Черного моря. В конце двадцатых годов его решили поднять и восстановить. Экспедиция подводных работ особого назначения блестяще справилась с этой нелегкой задачей. Пароход поставили на восстановительный ремонт в Одессе. В 1941 году ремонт закончили, судно получило название «Якутия», но под этим названием ему не суждено было в то время сделать хотя бы один рейс. Во время героической обороны Одессы по решению командования судно затопили на подходе к порту, чтобы преградить путь кораблям противника. Временно захватив Одессу, оккупанты подняли «Якутию» и увели в Галац (Румыния). После разгрома фашизма, уже в мирное время, судно отбуксировали в Германскую Демократическую Республику на ремонт. После выхода из ремонта судно могло принять 396 пассажиров, 700 тонн груза, оно имело скорость 13,7 узла.
По прибытии на Дальний Восток «Якутию» поставили на Южно-Сахалинскую экспрессную пинию, затем временно эксплуатировали на других экспрессных линиях, а также перевозили репатриантов из Японии в Корейскую Народно-Демократическую Республику.
В апреле 1954 года во Владивосток прибыл пассажирский паротурбоход «Александр Можайский». Имея неограниченный район плавания, 636 пассажирских мест, грузоподъемность 1721 тонну, скорость 15 узлов, «Александр Можайский» (капитан М. П. Франковский) успешно работал на дальневосточных экспрессных пассажирских линиях Находка—Нагаево—Владивосток—Петропавловск и при полной загрузке, являлся рентабельным в эксплуатации.
К концу пятилетки, т. е. в декабре 1955 года, пассажирский флот Дальневосточного пароходства состоял из 15 грузопассажирских и 9 переоборудованных под перевозки пассажиров грузовых судов. Они работали на Камчатской экспрессной линии, Южно-Сахалинской на Корсаков, Южно-Сахалинской на Холмск, Приморской, Курильской, Нагаевской, Чукотской линиях. В1955 году на этих линиях было перевезено 522 тысячи пассажиров.
Самоотверженный труд моряков сыграл решающую роль в выполнении Дальневосточным пароходством заданий пятой (второй послевоенной) пятилетки. Общий объем перевозок возрос по грузообороту на 43,5% и по грузоперевозкам на 6,2%.
В числе передовых судов были пассажирские «Иван Кулибин», «Якутия», «Красногвардеец», «Азия», «Александр Можайский».
В феврале 1956 года состоялся XX съезд КПСС, который утвердил Директивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Для пароходства этот план знаменателен тем, что его пассажирский флот, по существу, создавался заново.
Первым среди новых судов стал крупнейший в нашей стране пассажирский паротурбоход «Советский Союз». Это судно, построенное в Германии в 1923 году под названием «Альберт Баллин», было затем переименованно в «Ганза». Во время второй мировой войны его затопили, а позднее подняли со дна. Мощная машинная установка давала возможность развивать скорость 19 узлов. Это и явилось главным аргументом для решения превратить его в пассажирский лайнер. В течение восстановительного ремонта на «Советском Союзе» оборудовали комфортабельные классные каюты общей вместимостью 1424 человека; Паротурбоход мог принять 2280 тонн генеральных грузов.
Паротурбоход «Советский Союз» (капитан Н. Б. Артюх) по окончании ремонта в ГДР в 1956 году был направлен для докования в Севастополь, так как только там можно было получить док, соответствовавший размерам судна.
Весной 1957 года лайнер совершил переход на Дальний Восток, где его поставили на экспрессную линию Владивосток— Петропавловск.
В июне 1957 года в связи с ликзидацией Владивостокского арктического пароходства, а также передачей Дальневосточному пароходству порта Нагаево пассажирский флот пополнился пароходом «Феликс Дзержинский», до этого находившимся в эксплуатации Дальстроя, и пароходом «Анадырь», переданным в распоряжение Главсевморпути еще до войны.
В третьем квартале 1957 года вышел из постройки в Комсомольске-на-Амуре дизель-электроход «Забайкалье» (капитан Г. А. Семенов), а вслед за ним «Приамурье» (капитан Ю. М. Фивейский). Оба судна проектировались первоначально как паромы для работы между Приморским побережьем и Сахалином, но затем было принято решение изменить проект и достроить их как пассажирские линейные суда.
Оба дизель-электрохода эксплуатировались в течение нескольких лет на „пинии Владивосток—Корсаков, а затем переданы другим ведомствам.
В конце 1958 года пассажирский флот пароходства состоял из 16 грузопассажирских и 11 переоборудованных грузовых судов с общим числом 16 088 мест. Этот флот поддерживал грузопассажирские экспрессные линии Камчатскую, Камчатско-Чукотскую, Южно-Сахалинскую, Приморско-Сахалинскую и две скорые линии: Приморскую и Южно-Сахалинскую. В 1958 году на этих линиях было перевезено 427,6 тысячи пассажиров.
13 апреля 1959 года в Висмаре на верфи «Матиас Тезен» (ГДР) был поднят флаг Советского Союза на теплоходе «Григорий Орджоникидзе» — третьем из серии судов типа «Михаил Калинин». После установки в Риге дополнительного навигационного оборудования теплоход вышел на Дальний Восток.
22 июня 1959 года теплоход «Григорий Орджоникидзе» прибыл во Владивосток и через три дня вышел в рейс по Чукотской экспрессной линии. В то время в пассажирах на этой линии не было недостатка, так же как и в грузе.
Теплоход «Григорий Орджоникидзе» для Дальневосточного пароходства — головное судно типа «Михаил Калинин». Приняли его с постройки и затем длительное время работали на нем капитан М. С. Бабиевский, старший помощник капитана П. И. Полещук, старший механик Н. Д. Малахов. Нельзя не упомянуть о первом помощнике капитана П. А. Рыбине, который также не один год работал на теплоходе. Он был замечательным политработником и организатором, интернациональной работы в заграничных рейсах. Успешная работа теплохода ED многим зависела от его организаторских способностей, от умелого и чуткого подхода к людям.
По мере пополнения пассажирского флота новыми судами появилась возможность списать в 1960 году пароход «Кишинев» на слом, как морально устаревший.
Помимо нормальной, плановой убыли за счет списания старых судов пассажирский флот в эту пятилетку понес существенную утрату из-за тяжелой аварии теплохода «Двина. 15 октября 1959 года на этом теплоходе, следовавшем с Чукотского побережья с пассажирами, на подходе к бухте Угольной (теперь портпункт Беринговский) вспыхнул пожар в машинном отделении. Как всегда, несчастье произошло неожиданно. Главный двигатель, все вспомогательные механизмы и противопожарные средства вышли из строя. Через некоторое время к терпящему бедствие судну подошел теплоход «Клара Цеткин» под командованием молодого, энергичного капитана Г. И. Антидзе. Помощь подошла своевременно. Огонь удалось сбить. Подошедший ледокол «Анастас Микоян» помог ликвидировать пожар окончательно. Пассажиры с теплохода «Двина» были доставлены в бухту Угольную и затем во Владивосток.
За три года шестой пятилетки рост перевозок пассажиров в малом каботаже достиг 130% по отношению к 1955 году.
В начале 60-х годов пассажирскому флоту пришла пора выходить на международные пассажирские линии. Пока этих линий не существовало. Шанхайская срочная, открывшаяся в 1946 году, прекратила работу к концу следующего года.
В 1960 году на нерегулярных заграничных линиях работали: теплоход «Русь»— на перевозке китайских репатриантов из Индонезии в Китайскую Народную Республику, пароходы «Крильон» и «Якутия»— корейских репатриантов из Японии в Корейскую Народно-Демократическую Республику.
За годы семилетки (1959—1965 гг.) пассажирский флот продолжал пополняться серийными судами типа «Михаил Калинин». В их числе теплоходы «Моисей Урицкий», «Приамурье», «Туркмения», «Хабаровск», «Байкал».
После длительного переоборудования на заводе «Совкитсудстрой» возвратился во Владивосток пароход «Крильон» (капитан Ш. Г. Асатиани), из которого получился довольно комфортабельный пассажирский лайнер. Благодаря модернизации главного двигателя (перевод на жидкое топливо) он мог теперь развить скорость до 13 узлов, предоставить 491 пассажиру классные каюты.
Судно обслуживало Корсаковскую экспрессную линию, а также перевозило репатриантов из Японии в Корейскую Народно-Демократическую Республику.
Необходимо заметить, что после 1955 года, рекордного по количеству перевезенных пассажиров — 522 тысячи, их поток стал ежегодно сокращаться и к 1961 году упал до 283,9 тысячи.
Основная причина — быстрое развитие скоростной авиации, а также резкое уменьшение количества пассажиров, едущих на рыбный промысел по оргнабору. Многие предпочитали осесть на Камчатке, Сахалине и на Курильских островах.
Жизнь настоятельно требовала перестройки работы пассажирского флота, поиска путей его загрузки. С этой целью в июле—августе 1962 года проведен первый пробный круизный рейс теплохода «Григорий Орджоникидзе» из Владивостока по Приморскому побережью и портам Сахалина с заходами в Находку, бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. Несмотря на предварительную рекламу, в этом круизе, длившемся 20 дней, приняло участие всего 79 пассажиров, преимущественно жителей Сибири и Дальнего Востока. В дальнейшем такие круизы стали практиковаться ежегодно, глазным образом в летнее время. Количество туристов заметно возросло.
Тогда же была открыта международная грузопассажирская линия Находка—Иокогама. В конце мая 1961 года на эту линию был поставлен пароход «Александр Можайский» (капитан Б. А. Гришин). Первый рейс судна широко освещался в советской и иностранной печати. Японские газеты много внимания уделяли преимуществам морского пути на советском пассажирском судне из Японии в СССР по сравнению с существовавшими авиалиниями. Особенно подчеркивались порядок и чистота на судне, отличное обслуживание пассажиров. В первом рейсе в Японию возвращалась женская профсоюзная делегация, а также следовал ряд туристов из различных стран. Несмотря на ненастную погоду, не причале в Иокогаме было много встречавших с транспарантами и знаменами. Пассажиров с борта судна провожал судовой оркестр, исполнявший произведения советских композиторов.
За два рейса пароходом «Александр Можайский» было перевезено 423 пассажира. Среди них представители японских деловых кругов, члены общества «Япония— СССР», молодежные и профсоюзные делегациии, советские, американские, английские, французские, датские туристы.
Опыт навигации 1961 года на линии Находка—Иокогама показал, что пароход «Александр Можайский» для этой линии является нерентабельным, вследствие сравнительно большой грузоподъемности, которую нельзя было использовать в пределах жесткого расписания, а также недостаточной для лайнера скорости хода — 14 узлов.