Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

«ЛИБЕРТИ»: ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 9

#1 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 16 Июль 2005 - 14:27

«ЛИБЕРТИ»: ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ СУДОВ, ПОСТРОЕННЫХ НА ОДИН РЕЙС


Прошло немногим более 20 лет, как из списка судов Азовского морского пароходства были исключены последние на Украине универсальные сухогрузные суда типа «Либерти»: пароходы «Тбилиси» и «Александр Суворов». Суда прожили славную жизнь, которая началась в 1943 году на судостроительной верфи «Орегон Шипбилдинг Корпорейшн», расположенной в американском городе Портланде. Отходить морями и океанами более чем по 33 года суждено не многим сухогрузам, при том, что первоначально они строились на один переход через Атлантический или Тихий океаны.

Суда этого типа строились из-за острой нехватки тоннажа, появившейся в ходе второй мировой войны у стран антигитлеровской коалиции.
Фашистская Германия вывела свой военно-морской флот, в том числе и подводный, на транспортные судоходные пути Атлантического океана. Там немецкие корабли наносили значительные потери транспортному флоту коалиции, в первую очередь Великобритании.
С 1 сентября 1939-го по декабрь 1940 года Великобритания лишилась 20% своего тоннажа (585 судов тоннажем 4,5 млн тонн), а к лету 1941 года он сократился на треть. Потери флота других государств составили по дедвейту 1,5 млн тонн. На это же время приходится увеличение военной помощи европейским и азиатским странам по ленд-лизу Соединенными Штатами Америки.

Основную нагрузку по восполнению и наращиванию тоннажа, в том числе и сухогрузного универсального флота, взяли на себя США. Именно тогда на базе британского стандартного грузового судна дедвейтом 10 тыс. тонн был спроектирован и запушен в серийное производство универсальный сухогрузный пароход типа «Либерти» (проект ES2-S-CIMK). Киль головного судна заложили в городе Балтиморе 30 апреля,
а спуск на воду состоялся 27 сентября 1941 года.
Суда этого типа были сварными, двухпалубными, с пятью грузовыми отсеками, с надстройкой и машинным отделением в средней части, с семью водонепроницаемыми переборками, которые обеспечивали непотопляемость судна при затоплении любого отсека. Они были рассчитаны на работу в неограниченном районе плавания.
Судовые электростанции, насосы, грузовые лебедки, рулевая машина, брашпиль, швартовная лебедка имели привод от соответствующих паровых машин. Отопление — паровое.
Спасательные средства — две моторные шлюпки вместимостью по 20 человек, две гребные шлюпки по 30 человек, два плота и шестьдесят нагрудников. Якорное устройство состояло из двух цепей длиной по 250 м калибром 57 мм.
Для охлаждения провизионной кладовой имелась одна рефрижераторная установка. Температурный режим поддерживался автоматически от -9,5 до +5.0°С.
,
Суда серии незначительно отличались по размерам и весовым характеристикам, но разнились в грузовых устройствах. Все суда вооружались десятью легкими стрелами грузоподъемностью по 3, 4 или 5 тонн. Тяжеловесных стрел было по одной (обычно 50 т) или две. грузоподъемность их варьировалась.
Предусматривалась установка двух орудий (до 6 дюймов), 6—8 зенитных автоматов (20—40 мм), пулеметов, глубинных бомб. Однако в первые годы войны не все суда полностью укомплектовывались вооружением из-за его отсутствия. Корпуса оборудовались размагничивающими устройствами, а рулевые и штурманские рубки защищались железобетонными плитами. На некоторых судах устанавливались устройства для крепления противоторпедных сетей.
Строительство было организовано на судоверфях Тихоокеанского и Атлантического побережья США.

Суда серии собирались конвейерным методом с использованием электросварки, в том числе автоматической. Применение этих новшеств в судостроении позволило довести производительный цикл сборки судна до двух месяцев, а абсолютный рекорд продолжительности постройки «Либерти» составил 111 часов 30 минут (верфь в городе Ричмонде).
Стоимость постройки судов на различных верфях значительно колебалась. На судоверфях штата Калифорния первое судно стоило 1178 тысяч долларов, а 124-е — 692 тысячи.

В целом увеличение судостроительного потенциала по «Либерти» было достигнуто за счет развития материально-технической базы судостроения, упрощения обводов корпуса, максимального упрощения и унификации судового оборудования, применения новой технологии сборки и быстрой подготовки судостроительных кадров, особенно сварщиков. В шутку говорили, что «Либерти» варили парикмахеры. Упрощение конструкций, снижение требований к материалам и качеству выполнения работ явились причиной ослабления корпуса, что приводило при продольной качке к трещинам палубы, а в худших случаях (их было 8) — к разрушению корпуса.

В связи с этим проект совершенствовался, а у построенных судов укреплялся корпус. Суда много работали в условиях военного времени, доставляя технику, стратегические материалы и продовольствие в Великобританию, Китай, СССР и другие страны коалиции. А часть из них продолжила трудиться и в послевоенные годы.

Поступление «Либерти» в СССР по ленд-лизу и закупкам началось с января 1943 года. Для их приема из Союза отправлялись укомплектованные экипажи. Там же, в Америке, суда загружались, в основном военной техникой, оружием, боеприпасами, военным снаряжением, продовольствием, после чего следовали в порты Союза. На Дальнем Востоке основным портом выгрузки был Владивосток. На европейском Севере — порты Мурманск, Архангельск, Северодвинск.

На «Либерти» Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) перевозились грузы из Австралии, Новой Зеландии, Индии, Индонезии.
Судами этого типа обеспечивали снабжение войск Карельского фронта во время военных действий, связанных с ликвидацией очагов второй
мировой на Тихом океане, а также осуществляли перевозки народнохозяйственных грузов.

30 декабря 1944 года на переходе Мурманск — Лиинахомари был торпедирован немецкой подводной лодкой пароход «Тбилиси». Разорванная взрывом носовая часть парохода затонула, кормовая осталась на плаву. 14 человек погибли, остальные были спасены. Когда шторм утих, корму «Тбилиси» сняли с мели в районе острова Кильдин, куда ее прибило ветром и течением, и отбуксировали в порт на разгрузку.
Уже после войны на Архангельском судоремонтном заводе «Красная кузница» к кормовой части присоединили носовую однотипного судна. Таким образом второй раз родился пароход «Тбилиси», капитаном которого был назначен А. Качарава.

В военные годы на «Либерти» («Жан Жорес») работала первая в мире женщина — капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина. Всего за военные годы построено 2770 судов типа «Либерти» различной модификации, из них погибло 200 единиц. Воздавая должное судостроителям и морякам за огромный вклад в общую победу, в США ежегодно 27 сентября отмечают День «Либерти».

После окончания второй мировой войны потребность в перевозках военных грузов резко сократилась, и, естественно, уменьшилась потребность в судах типа «Либерти». Они распродавались, ставились на прикол, а находящиеся в других странах по ленд-лизу возвращались в пенаты, где их ждала разделка.

В Советском Союзе эти суда с окончанием войны сразу включились в работу по восстановлению народного хозяйства, по обеспечению внешнеторговых перевозок. Они были крупнейшими по размерам в составе универсального сухогрузного флота. Паспортная грузоподъемность «Либерти» составляла 8,3 тысячи тонн, а средняя грузоподъемность судна транспортного морского флота Союза на начало 1946 года — 3,1 тысячи.
Все суда были переоборудованы, переоснащены, все они получили новое навигационное отечественное оборудование (магнитные компасы, гирокомпасы, радиопеленгаторы, радиолокаторы, эхолоты, лаги), на некоторых появились установки кондиционирования воздуха в служебных и жилых помещениях («Бештау», «Саяны»). Твиндеки нескольких судов («Брянск», «Витебск», «Каменец-Подольский») переоборудовали для перевозки пассажиров (до 568 взрослых и до 100 детей на судно).

На момент завершения войны суда типа «Либерти» находились на Дальнем Востоке (ДВМП) и на европейском Севере (ММП). С целью решения общегосударственных транспортных задач и возможного максимального технического использования они из ДВМП и ММП передавались в Черноморское, Азовское и Балтийское морские пароходства.
В начале 1967 года наличие судов «Либерти» по пароходствам ММФ было следующим: ДВМП — 23 ед., ЧМП — 13 ед., БМП — 7 ед., АМП — 2 ед., ММП — 1 ед.

Суда ДВМП работали большей частью в каботажном плавании, обеспечивая грузами побережья Японского и Охотского морей, Тиоокеанское побережье Камчатки, Чукотки, Северных морей, островов Курильской гряды и острова Сахалин, а также выполняли внешнеторговые перевозки грузов, как правило, в страны Азии и Австралии.
«Либерти» ЧМП в основном работали на порты Средиземноморья, Индии, ходили в дальневосточные порты Союза.
БМП направляло свои суда в порты Великобритании и Северной Европы, делало рейсы в большом каботаже на северные и дальневосточные порты Союза.
Азовчане ходили на порты Средиземноморья. В начале 1974 года в составе ММФ было 19 судов «Либерти» из них 7 ед. в украинских пароход-ствах (ЧМП — 4 судна, АМП — 3).

Следовательно, суда типа «Либерти» военных лет постройки продолжали работать, когда Минморфлот СССР (с шестидесятых годов) начал качественно новый этап развития морского транспорта, включавший крупномасштабное пополнение транспортного флота. В этот период практически каждую неделю вступало в эксплуатацию два-три новых судна, среднегодовые темпы пополнения тоннажа составляли 1 млн тонн. В состав только универсального сухогрузного флота стали поступать суда отечественной постройки типа: «Ленинский Комсомол», «Полтава», «Бежица»; зарубежной постройки — «Омск» (Япония), «Муром» (Польша), «Симферополь» (Польша), «Андижан» (ГДР), «Новый Донбасс» (СРР) и другие. С конца шестидесятых годов флот продолжал пополняться судами отечественной и зарубежной постройки типа «Капитан Кушнаренко», «Славянск», «Пятидесятилетие комсомола», «Дубровник», «Иркутск», «Коммунист» и другими.
При таком разнообразии типоразмеров новых судов в составе универсального сухогрузного флота ММФ Союза оставалось место и скромным труженикам моря — «Либерти». Они находили свою нишу и работали, работали, работали... до последнего. Такими были на Украине суда «Александр Суворов» и «Тбилиси».

С судьбой каждого судна связана судьба его экипажа, а от экипажа во многом зависит судьба судна. Трудно судну, трудно людям...
Вспоминая о судах-тружениках, отдадим честь и морякам, которые прошли трудные военные и послевоенные мили.

В. ГОРИЦКИЙ
«ПОРТЫ УКРАИНЫ»№4, 2000
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#2 Freeman

Freeman

    ****

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 884 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва

Отправлено 19 Июль 2005 - 09:05

а абсолютный рекорд продолжительности постройки «Либерти» составил 111 часов 30 минут (верфь в городе Ричмонде).

За пять дней построили корабль? :D
Это не ошибка?

#3 parohod

parohod

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 214 сообщений
  • Регистрация: 07-Июль 05
  • Город:новосибирск

Отправлено 19 Июль 2005 - 09:21

За пять дней построили корабль? 
Это не ошибка


насколько я помню по статейке из журнала "Судостроение" это не весь период постройки, а только стапельный период. Для "Либерти" к моменту закладки готовность составляла наверняка не менее 20% и плюс достройка на плаву, но все равно от начала обработки первого листа металла до сдачи заказчику рекорд составляет меньше месяца
А вот насчет характеристики "Либерти" как судна на один рейс - вопрос спорный. В проекте применена шельтердачная конструкция твиндеков единственная цель которой уменьшение портовых сборов, что актуально только для условий мирного времени

#4 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 19 Июль 2005 - 09:56

А вот насчет характеристики "Либерти" как судна на один рейс - вопрос спорный. В проекте применена шельтердачная конструкция твиндеков единственная цель которой уменьшение портовых сборов, что актуально только для условий мирного времени

Ну это, возможно, следствие того, что за основу проекта был взят английский довоенный грузовой пароход?
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#5 parohod

parohod

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 214 сообщений
  • Регистрация: 07-Июль 05
  • Город:новосибирск

Отправлено 19 Июль 2005 - 10:13

Ну это, возможно, следствие того, что за основу проекта был взят английский довоенный грузовой пароход?


В принципе возможно, но только какое-то слишком тупое копирование получается... по-китайски. Ведь сделать полноценные закрытия твиндеков большого труда не представляет

#6 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 19 Июль 2005 - 20:35

Вот ниже статья в которой более подробно рассказывается об этих судах.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#7 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 19 Июль 2005 - 20:44

ПАРОХОДЫ НА ОДИН РЕЙС

Тридцать пять лет назад — 27 сентября 1941 года — со стапеля американской верфи Бетлехем-Фэрфиелд в Балтиморе был спущен на воду пароход «Патрик Генри». Он возглавил огромную, не имеющую себе равных в мировом судостроении серию судов типа «Либерти». Эта дата отмечается как «День флота «либерти».

История создания, постройки и эксплуатации этих судов интересна и охватывает значительный период. Еще в предвоенные годы Соединенные Штаты были обеспокоены состоянием своего флота и судостроения. Американские монополии проявили заинтересованность в создании крупного морского транспортного флота, который способствовал бы оживлению внешней торговли страны. Правительство США также поддерживало идею создания крупного национального торгового флота, считая его резервом военно-морских сил.

В 1936 г. была создана Морская комиссия США, которая занялась разработкой проектов торговых судов, планов их строительства, реорганизацией судостроительной промышленности страны. В это время в США имелось только 10 верфей с 46 стапелями, пригодных для постройки крупных судов.
В 1937 г. начал действовать десятилетний план, предусматривающий выпуск 50-ти судов в год но его осуществление шло медленно. Лишь развязанная фашистской Германией в сентябре 1939 г. война в Европе дала действительный толчок программе американского судостроения.

С просьбой о помощи к США обратилась «владычица морей> — Великобритания. В течение первых девяти месяцев войны она потеряла около 150 судов общим тоннажем 1 млн. т. Фашистские подводные лодки ежемесячно отправляли на дно больше судов, чем выпускала английская судостроительная промышленность. А морские коммуникации были жизненно важны для Великобритании, так как более девяти десятых товаров потребления она получила морем. Уже в марте 1940 г. заместитель морского министра Шекспир вынужден был констатировать: «Война может вступить в такую стадию своего развития, когда торговое судоходство приобретет большее значение, чем военно-морской флот».

К концу 1940 г. потери английского торгового флота достигли 4,5 млн. т, или 20% его тоннажа. Положение становилось угрожающим. Верфи Великобритании начали выпуск большой серии стандартных судов типа «Импайр», но темпы работ были медленными и пополнение флота не компенсировало его потери. Британской миссии торгового судостроения удалось разместить заказ на постройку 60-ти стандартных судов типа «Оушн» в Соединенных Штатах.
11 марта 1941 г. конгресс, в то время нейтральных Соединенных Штатов, одобрил законопроект о ленд-лизе — передаче взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и различных товаров. Поставки по ленд-лизу способствовали поддержанию высокого уровня производства и занятости рабочих в США, были выгодны монополиям, обогащающимся за счет правительственных заказов. Проблемы создания крупного торгового флота, поддержания морских коммуникаций приобрели особую остроту. Начала действовать новая значительно ускоренная программа судостроения, объявленная президентом Рузвельтом. Ее главные задачи кратко можно сформулировать так: построить много судов, и строительная их стоимость должна быть низкой, постройка должна быть по силам малоквалифицированным рабочим. Эти задачи определили требования к судостроительным заводам, к варианту самого судна, технологии работ.

За основу был принят английский проект, но он претерпел коренные изменения. Американские верфи отказались от заклепочных соединений и предложили цельносварной корпус — в то время это было новое и смелое решение. Ликвидация заклепок позволяла экономить до 600 т стали на каждом корпусе. Автоматическая электросварка заменяла высококвалифицированный ручной труд, ускоряла процесс сборки. При раскрое листов применялась автоматическая газовая резка.

Программа предусматривала поточный монтаж при секционном методе сборки на стапеле. Сами секции готовились в сборочных цехах и на предстапельных площадках, на сборку подавались в полностью готовом виде. Вес секций достигал 200—250 т.
Огнетрубные паровые котлы на угольном отоплении британского проекта были заменены водотрубными, работающими на жидком топливе. Отсутствие необходимости в трюме для бункерного угля позволило соединить все жилые помещения в единую центральную надстройку, что давало экономию на монтаже труб отопления водопровода, канализации, на проводке кабелей. Американцы полностью, даже в жилых помещениях, отказались от настила деревянных палуб, заменив их мастиками.

При подготовке проекта судна была проведена широкая стандартизация узлов и деталей. Сборка обеспечивалась графиками, требующими четкой работы поставщиков и кооперирования многих отраслей промышленности. 30 апреля 1941 г. был заложен киль головного судна типа «либерти» на стапеле в Балтиморе, 19 мая — двух других судов на стапелях в Портланде. Первое судно серии получило название «Патрик Генри» — по имени героя революционной освободительной войны 1775— 1783 гг., автора известного изречения: «Дайте мне свободу, или дайте мне смерть!» Все последующие суда получали имена выдающихся деятелей истории культуры, а затем и имена известных моряков, военных.

Действенное форсирование судостроительной программы началось после того, как 7 декабря 1941 г. Япония разбомбила американскую военно-морскую базу в Пирл-Харборе, и на четвертый день после этого Германия и Италия объявили войну США.

Сборка первого «либерти» на стапеле заняла 150 суток и 95 суток потребовалось на достройку у причала, все строительство продолжалось 245 суток. Двадцатое судно потребовало 120 суток, пятидесятое — 58 суток. Новая верфь Бетлехем-Фэрфиелд в течение первого года постройки «либерти» в среднем спускала до 5 судов в месяц. В августе 1942 г. на воду было спущено 20 судов. К этому времени Портландская верфь обеспечивала ежемесячный спуск 6 судов. В сентябре она тоже установила своеобразный рекорд: судно «Табита Браун» было спущено через 10 суток после закладки и полностью закончено еще через 5 суток.
Абсолютный рекорд был поставлен на верфи в Ричмонде: судно «Роберт Е. Пири» сошло со стапеля через 4 суток 15 часов 30 минут после закладки.

Что же представляли собой эти суда? Пароходы типа «либерти» — суда с поперечной, системой набора, скошенным штевнем, крейсерской кормой. Семь водонепроницаемых переборок подразделяют корпус на пять трюмов, машинно-котельное помещение, фор- и ахтерпик. По всей длине корпуса проходит твиндек. Длина судна 134,6 м, ширина 17,4 м; осадка 8,5 м; дедвейт 10860 т; водоизмещение 14360 т: валовая вместимость 7236 per. т.: скорость в грузу 11 узлов. На «либерти» установлены устаревшей конструкции паровые машины тройного расширения мощностью 2500 л. с. и водотрубные котлы «Бабкок-Вилкокса». Суда несут 3 мачты, 10 грузовых стрел по 5 т и две тяжеловесных стрелы — 15 и 30 т. На судах стояло артиллерийское вооружение: носовое орудие — 5", кормовое — 3", скоростные автоматы 20-мм — 8 шт; надстройка была обшита бетонными броневыми плитами. Спасательное оборудование включало: вельботов — 4 (из них моторных 2), плотов — 2, спасательных кругов — 18 и жакеты-нагрудники. Жилые помещения рассчитаны на 45 человек экипажа, в том числе на 15 артиллеристов. Стоимость судов на разных заводах была разной, колебалась она и во времени. Так, на Калифорнийской верфи средняя стоимость первых судов была 1178 тыс. долларов, а уже к 124 судну снизилась до 692 тыс. долларов.

Постройка судов «либерти» набирала темпы и захватывала новые верфи, когда в марте 1943 года пришло первое тревожное известие: в Северной Атлантике во время шторма разломился на две части и затонул «Томас Хукер». Через пять дней у Исландии такая же участь постигла «Дж. Л. М. Карри». В ноябре-декабре 1943 года два «либерти» переломились в Тихом океане у Алеутских островов. Переломы корпуса стали типичной тяжелой аварией судов «либерти». Как правило, происходили такие аварии во время балластных переходов, на волнении, в холодное время года. Как потом обобщила статистика 12% судов «либерти» имели серьезные дефекты сварки, более 10% отметили появление опасных трещин в корпусе.

Анализ аварийных случаев и проведенные исследования позволили сделать вывод о конструктивных недостатках проекта: поперечная система набора оказалась слабой для общей прочности судна, прямоугольные углы комингсов люков уменьшали местную прочность, соединение в одной точке двух-трех сварных швов приводило к концентрации излишних напряжений. Следует отметить также дефекты сварки и нарушения технологии, когда покоробленные секции и листы, попадающие на сборку, - выправлялись домкратами и в таком зажатом виде сваривались. Самыми слабыми и опасными местами оказались палубы перед комингсом трюма № 3, углы люков, фальшборты у швартовных клюзов, ширстрековый пояс и палуба под углами надстройки.

Проект был несколько изменен. На верфях начали подкреплять палубы и ширстречный пояс планками и угольниками на заклепках, ставить под углы комингсов люков накладные скругленные листы, отрезать фальшборт от ширстрека. Эти меры несколько уменьшили риск аварии, но переломы судов типа «либерти» отмечались постоянно до самых последних их дней.
Считалось, что один благополучный рейс через Атлантику вполне окупал расходы на постройку судна «либерти». Порой и судостроительные заводы, считая такую обреченность неизбежной делали суда в расчете «на один рейс». Так, например, на многих «либерти» якорь-цепи имели длину не 300 сажень, как предписывали нормы, а только 240. Позднее они были еще урезаны — до 210 (135 + 75). Многие суда выходили в море вообще с одним якорем. На «либерти» не ставили гирокомпасов. Часть судов имела деревянные грузовые стрелы.

По ленд-лизу Соединенные Штаты передали 200 судов «либерти» Великобритании и около 40 — Советскому Союзу. При передаче под английский флаг все суда получили новое название, обязательно начинающееся с приставки «Сам»,— для англичан собирательным образом американцев всегда был «дядюшка Сам». Лишь одному судну было сделано исключение, и он сохранил свое первоначальное название «Адольф С. Очес» — имя известного журналиста — редактора газеты «Нью-Йорк таймс». Подобрать двести однотипных имен было не легко — в ход пошли справочники, словари, географические атласы. Среди переданных американцами англичанам пароходов оказались «Самара», «Самарканд», «Самтредиа» и даже... «Самовар». Всего за время второй мировой войны было простроено 2710 пароходов типа «либерти». Последнее судно «Альберт М. Бое» сошло со стапеля в октябре 1945 года.

Прямо от причалов судостроительных верфей «либерти» вставали под погрузку и снимались в рейс через Атлантический или Тихий океан. На пути их подстерегали различные военные опасности.
Первой жертвой в мае 1942 года стал «Джон Адаме» — у берегов Новой Каледонии он получил в трюм № 4 торпеду, выпущенную японской подводной лодкой, и затонул. Германские и японские подлодки нанесли большой урон флоту союзников по антигитлеровской коалиции. Много «либерти» с вооружением, боезапасом и стратегическими грузами нашли свою гибель от торпед на подходах к Англии, в Карибском море и при входе в Панамский канал, у берегов а Новой Гвинеи и Австралии, в Аравийском море и у побережья Бразилии, у портов Северной Африки. Наиболее интенсивными были перевозки через Северную Атлантику из США и Канады в порты Англии. Здесь союзные конвои обычно подвергались комбинированным налетам подлодок, бомбардировщиков, торпедоносцев и надводных кораблей противника. Особенно ожесточенные налеты фашистов испытывали северные конвои, следующие в советские порты Мурманск и Архангельск. Американские моряки самоотверженно оборонялись — отстреливались, маневрировали, но, выполняя закон конвоя, подбитые суда не спасали, а немедленно оставляли их и переходили на другие суда или боевые корабли. Так. например, были брошены экипажами, а затем потоплены кораблями сопровождения «Вильям Хупер», «Эдвин А. Робинзон» и др.


Печально известный конвой РО-17, по приказу лордов британского адмиралтейства, был брошен военным эскортом и испытал на себе массированный удар фашистского флота и авиации. Из 35 судов конвоя погибли 23, в том числе 4 «либерти», унеся в морскую пучину 3500 автомашин, 430 танков, 200 бомбардировщиков и 100 тыс. тонн других военных грузов.
Много судов в конвоях погибло не от вражеских действий, а от столкновений при маневрировании во время перестроений и следования противолодочным зигзагом. Часть судов с военными грузами разбилась на скалах и мелях.

Несколько дат можно назвать «черными днями» — 2 декабря 1943 г. при массированном налете фашистской авиации на Бари, в порту от попадания авиабомб погибли шесть «либерти»: «Джозеф Уилер», «Джон Харвей» и др. 29 июня 1944 года фашистская подлодка U-984 потопила в Английском канале четыре «либерти»: «Джон А. Треутлен», «Джеймс А. Фаррель», «Эдвард М. Хаус» и «X. Г. Блейсдел».
В Английском канале, Северном и Средиземном морях много «либерти» погибло, подорвавшись на минах. «Джон Барк», «Вильям С. Ладд» и еще несколько «либерти» были взорваны самолетами камикадзе — японских самураев-смертников.
Судно «Корнелия П. Спенсер» получило в Индийском океане две торпеды, но оставалось на плаву, пока третья торпеда не отправила его на дно! В «Альберт Галлатин» близ порта Саванна попало три торпеды, но ни одна не взорвалась! Однако удача не долго сопутствовала судну — через пять месяцев оно погибло в Аравийском море от торпеды японской подлодки.

В начале июня 1944 года крупные победы Советской Армии заставили правящие круги Англии и США открыть, наконец, второй фронт. Во время десанта на побережье Нормандии для сооружения волноломов временных портов были затоплены «Бенжамин Конти», «Матт В. Ренсон» и др. — всего семь «либерти».
Несколько «либерти» переоборудовали под войсковые транспорты. Здесь самой тяжелой оказалась гибель судна «Пауль Гамильтон», которое было подорвано вражеским торпедоносцем у берегов Алжира и унесло с собой на дно сразу 504 жизни. Всего за время войны караваны судов перевезли из Америки в Европу и Африку около 4,5 млн. солдат, но из них 3594 погибли в море.

В июне 1943 г. экипаж парохода «Чарльз В. Пил» на подходах к Рио-де-Жанейро успешно отбил артиллерийскую атаку подводной лодки. Артиллерийскую дуэль с фашистским рейдером «Стейр» выдержали моряки «Стефана Гопкинса» в Южной Атлантике. «Либерти» погиб, но его снаряды повредили руль рейдера и вызвали пожар в машинном отделении. Когда огонь распространился и подошел к трюмам, где хранились снаряды и торпеды, фашисты оставили свой корабль — он взорвался и затонул.
Всего за время второй мировой войны от вражеских действий погибло более 200 судов «либерти», из них около 50 в своем первом рейсе.

К концу войны Соединенные Штаты имели огромный торговый флот — 40 млн. т. Три четверти его составляли суда «либерти». Флот являлся государственной собственностью США. Однако после войны нужда в государственных перевозках пошла на убыль — на морские пути вышли суда частных компаний. Некоторая часть флота «либерти» была передана в частные руки и работала в бербоут чартере. Затем в 1946 г. актом Конгресса был образован так называемый Резервный флот. На прикол попали сотни торговых судов. «Либерти» с зачехленными трубами, лебедками, вентиляторами, со смазанными машинами и механизмами устанавливались на мертвые якоря или специальные палы. Огромные «кладбища» мертвых кораблей возникли во многих местах страны: на Гудзоне близ Нью-Йорка, на Джеймс-ривер у Ньюпорт-Ньюза, на Колумбии у Астории, в Пьюджет Саунде и т. д.

Часть флота «либерти» была распродана. Англия приобрела 106 судов, Греция и Италия — по 100, Франция — 75, Норвегия — 24, Китай — 18. Однако «либерти» не выдерживали конкуренции с новейшими судами послевоенной постройки.
Делались попытки подтянуть «либерти» на уровень современности: им удлиняли корпус вставкой, заменяли паровую машину двигателем внутреннего сгорания. Но ничто уже не могло спасти старую технику. Эксплуатация «либерти» была нерентабельной — они были обречены.
Ежегодно десятки судов «либерти» стали резать на металл. Но иногда находилось им и другое применение. В 1954 г. загрузили зерном 84 «либерти» в Портланде, 43 судна были загружены в Сиэтле и Такоме, несколько судов — в Балтиморе. Эти «либерти» на время стали плавучими складами.

Более мрачная участь постигла суда «Вильям С. Ралстон» и «Барон Рассел Бригчс». Пентагон загрузил их контейнерами со смертоносным нервным газом, который подлежал уничтожению, и затопил с этим страшным грузом в океане. С химическими отравляющими веществами был отправлен на дно в Тихом океане «Вильям Л. Мерси».
Для проведения серии мощных подводных взрывов Пентагоном были использованы «Роберт Л. Стивенсон», «Исаак В. Зандт», «Сантьяго Иглеспас». Эти «либерти» были загружены минами, торпедами, бомбами и другой взрывчаткой, отбуксированы к полигонам, затоплены на разных глубинах, а затем взорваны. Несколько «либерти» послужили плавучими мишенями при атомных взрывах на островах Тихого океана. «Мелвилль В. Фуллер» был расстрелян американской подлодкой «Катласс» при испытании новых торпед.
Десятки тысяч тонн устаревшего боезапаса и других военных материалов были погружены и утоплены в Тихом океане на судах «Джон Ф. Шафрот», «Джозеф Н. Динанд», «Гораций Гриилей» «Мишель И. Монехен» и др.

Недавно в журнале «Нотикл мегезин» промелькнуло небольшое сообщение: власти штата Флорида решили затопить 33 судна «либерти» для создания искусственного рифа. Этот волнолом, на сооружение которого идут также старые автомашины, холодильники, стиральные машины и водопроводные трубы, будет предохранять прибрежные воды от разрушительного действия океанского прибоя и создаст благоприятные условия для жизни рыб и других морских животных.

Время неумолимо движется, «либерти» стареют и все больше отстают от современных судов. В период с 1957 по 1966 год на слом было пущено 832 «либерти». В середине 1965 года на приколе в Резервном флоте было 800 «либерти», год спустя — 722. В это же время под флагами частных компаний разных стран плавало еще около 700 «либерти». К июню 1969 года на приколе в США оставалось 428 «либерти», продолжало плавать — около 300. Списание судов продолжается.

Сейчас на морях и океанах остались считанные единицы пароходов «либерти» — судов массовой военной постройки. Они не имели шумной популярности пассажирских лайнеров, ни у кого не вызывали восторгов своим внешним видом, моряки с неохотой шли на эти «тихоходные коробки». Но они были солдатами и свою миссию выполнили до конца.

К.ИВАНОВ,
капитан дальнего плавания

«МОРСКОЙ ФЛОТ» №8, 1976 г.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#8 sergor

sergor

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Регистрация: 05-Март 08

Отправлено 06 Март 2008 - 00:10

По поводу боя "Хопкинса" с рейдером "Штир" (здесь он проходит под названием "Стейр") есть интересная статья http://brummel.fastb...-0-0-1171153131

#9 sergor

sergor

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Регистрация: 05-Март 08

Отправлено 06 Март 2008 - 23:23

Узнал, что моряки во время войны спасались при помощи спасательных кругов и спасательные поясов- жилетов ещё не было. Не было ещё жилетов??? А если их не было, то как выглядели эти спасательные пояса? :18p:

#10 anatolii

anatolii

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 38 сообщений
  • Регистрация: 08-Январь 08
  • Город:Владивосток

Отправлено 19 Март 2008 - 07:25

Узнал, что моряки во время войны спасались при помощи спасательных кругов и спасательные поясов- жилетов ещё не было. Не было ещё жилетов??? А если их не было, то как выглядели эти спасательные пояса? :)

Спасательный пояс или НАГРУДНИК похож на фартук, только короткий, до бёдер. Изготавливался из пробковых долек, размером примерно 200 х 100, две или три дольки на груди и с десяток ниже, на животе. Обшивался брезентом. Одевался на шею и объвязывался на животе (т.е. пробка вокруг талии, а длинная тесьма поверх пояса). Если даже моряк терял сознание, то пробка на груди всплывала и переворачивала его на спину.




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования