ПРОДОЛЖЕНИЕ
Примерно через минут сорок Владимир Николаевич пригласил сесть в заводской автобус, где находилось ещё несколько человек - сотрудников трамвайного парка. В том числе - и шкипер злосчастного катера, который застрял на турбазе из-за какой-то неисправности в движке. Доехали до спуска возле самого популярного самарского завода, основанного Фон Вакано. Там причаливают суда частных перевозчиков через Волгу - от катера на воздушной подушке до малого десантного корабля.
Ещё через минут пятнадцать к берегу подошёл переполненный "Калининец". Это - модификация "Эмочки", несколько меньшая её по размерам. Вместо крытых салонов - кокпиты, над которыми расположены фермы для натягивания тента. Всего на такую посудину умещается 120 человек. Приехало из Рождествено около восьмидесяти - с удочками, собаками, велосипедами. Примерно столько же приготовилось садиться. мы встали в хвосте очереди к шаткому деревянному трапу.
1- Посадка на паром Посадка заняла ещё минут пятнадцать. Катер заметно осел под массой дачников и отдыхающих, и капитану пришлось несколько раз покрутиться вправо - влево, чтобы штевень, наконец, вырвался из кучи прибрежной щебёнки.
...Настал долгожданный момент: пусть на маленьком катерке, пусть - поперёк, а не вдоль - но мы плывём По Волге! Летят брызги от буруна за кормой, пахнет солярой дым из трубы, волны слегка покачивают наше судёнышко... Самара уменьшается в размерах, сливается в серо - голубоватый массив со штыками высоток - новостроек, парными шпилями костёла, трубами и крышами, на которых переливаясь, играют солнечные лучи. Катер ныряет в воложку напротив города, затем - сворачивает вправо и причаливает к берегу села. Здесь выходят почти все. Чуть впереди - сельская пристань, где стоят несколько местных судов - танкер, "Мошка", пара "Эмочек" и кто - то ещё.
2 - Пристань в РождественоПо договорённости с капитаном катера, нас высаживают на турбазе, которая расположена на противоположном, островном берегу. И перед глазами вырастает ЭТО. Мне приходилось видеть колёсные буксиры - маленькие и стройные 732-е ("Быстрый"), более солидные и крупные 733 ("Тула", "Адлер"), несколько довоенных и даже допереворотных - "Стрежень", "Бакинец", "Варяг", "Усыскин". Но такое чудище... Приблизительный промер дал размер около 65 - 68 метров в длину, 14 в ширину. Ширина колёс - около трёх метров. Точнее, самих колёс давно нет, равно как и МКО, остались кожуха. В трюме - легко разъедутся два "Хаммера" и "Лада". судно стоит на прибрежном песке, на бечевнике. Который каждый год заливается водой. Чтобы пароход не уплывал, в носу прорезаны технологические отверстия примерно 100 х 70, по одному с каждой скулы. Есть и естественные дефекты - сквозная коррозия на левой скуле в пределах одной шпации, горизонтальная трещина в обшивке на флорах левого борта в средней части корпуса - примерно, 3 - 4 шпации. Толщина же обшивки, в среднем - 6 - 7 - 8 мм.
В каютах парохода располагаются жилые помещения для обслуживающего персонала турбазы. Даже в капитанской рубке кто - то жил:
3 - В капитанской рубке старого буксира.С высоты крыши перед уже несуществующим мостиком, сфотографировал бак, на котором установлен бак:
4 - Бак парохода. Теперь - умывальник Обойти судно по правому борту не удалось - начеку оказался бдительный сторож, который сначала меня громко облаял, а затем, гремя цепью, бросился в яростную атаку. вспомнив о несчастном приключении с Антоном Рыбаковым, я поспешил отступить.
5 - Сторож Рекс6 - Рекс на службе.Дабы иллюстрировать рассказ, добавляю фотографии, описание к которым было приведено выше6
[
7 - Общий вид парохода с юго-запада (с кормы левого борта)8 - На палубе парохода.9 - Капитанская рубка, вид от носа в сторону кормы10 - Под обносом судна, в районе колёсного кожуха левого борта11- "Технологическая" дыра в носу - и - ... место подрульника???12 - Коррозионные повреждения левой скулы....13 -... и обшивки на флорах в средней части корпуса.В кустах обнаружился торчащий среди столетних ив нос парохода. Зрительно, фальшборт и бак достаточно высоки. Впрочем, если не "баян", что "Индустриализация" водила наливные составы не только по Волге, но даже - из самого Баку, то ничего удивительно - переделка под "М" - класс.
14 - Нос судна.Закончив с внешним осмотром, я напросился открыть дверь в трюм. Со времени превращения могучего тягача в скромный береговой склад это помещение превратилось в преисподнюю: проникающая забортная вода, из-за малости сквозных отверстий, не вытекант - а, большей частью, испаряется. В результате почти все металлоконструкции покрыты ржавчиной, влажность - около 100%. Вход осуществляется по пандусу, положенному со стороны кормы (окончанте которой срезано по самый ахтерштевень). пандус завален всяким хламом, и при входе пришлось прибегать почти к вольтижировке.
Ряд стоек погнуты, непонятно, с какой целью - может быть, при демонтаже МКО. Фото всего этого - ниже:
15 - Трюм, вход/выход: 16 - Потолок трюма, ржавчина на балках17- Трюм, средняя часть корпуса. Вид от центра вдоль правого борта к носу.18 - Восточная стена, вид в интерьере. Тьфу, правый борт, средняя часть...19 - Днищевая часть.20 - Правый борт, средняя часть.Закончив осмотр, пришлось поспешить на с немалым трудом отремонтированный катер. Катер находился возле турбазовского теплохода "ПП-11", на поверку оказавшимся того же проекта (К-80), что и паром. Судно построено в 1962 году в Калинине, имеет два дизеля по 90 л. с. Турбаза ищет покупателя - либо на судно, либо на... металл. А жаль: катер исправен, осадка - не более 70 см. На Оке ох как пригодился бы...
21 - Катер ПП-11 у пристани турбазы ТТУ в Рождествено.22 - Пароход "Индустриализация". Правый борт, средняя часть.23 - Вид на сельскую пристань с борта буксира.24 - Вид на село с борта "Индустриализации".Наконец, мотор радостно завыл, и катер понёс нас назад, в Самару. По дороге мы обогнали "Окский-35", исполняющий обязанности автомобильного парома:
25 - Окский-35 (1)26 - Окский-35 (2)