Ну и в завершение этого блока материалов...Волжская ГЭС
Основные характеристики:Год введения в эксплуатацию: 1961
Установленная мощность (МВт): 2541
Годовая выработка (млн. кВт/ч): 10300
Напор (м): 27
Состав гидроузла: - бетонная водосливная плотина распластанного профиля длиной 725 м,
имеющая 27 водосливных пролётов
- земляная намывная плотина длиной 3375 м
- здание ГЭС совмещенного типа длиной 664 м
- рыбопропускное сооружение
- судоходные сооружения
- Волго-Ахтубинский канал
- мостовые сооружения под авто- и железнодорожное движение
Судоходные сооружения имеют в своем составе:- аванпорт и дамбу волнолома в верхнем бьефе
- двухступенчатый двухниточный шлюз
- низовой судоходный канал длиной 5,6 км
Характеристики судоходного шлюза:- длина (м): 290
- ширина (м): 30
- глубина на короле (м): 5,5
История, описание сооружения:Общие сведенияВолжская ГЭС является крупнейшей гидроэлектростанцией Европы и Волжского каскада. Это последняя, восьмая его ступень. Станция покрывает пиковую часть графика нагрузки в ЕЭС России.
Гидроэлектростанция расположена в нижнем течении реки Волги, севернее города Волгограда. Климат района ― континентальный, умеренный. Основанием гидротехнических сооружений служат глины, мелкозернистые пески и сцементированные песчано-глинистые грунты.
Общая длина подпорных сооружений гидроузла составляет 4,9 км. По сооружениям гидроузла проходят магистральная железная дорога и автомобильная дорога.
В здании ГЭС установлены 22 вертикальных гидроагрегата мощностью по 115 Мвт (115 тыс. квт). Малый гидроагрегат мощностью 11 Мвт установлен на рыбоподъёмнике. Связь гидроэлектростанции с Единой энергосистемой России осуществляется двумя линиями электропередачи с напряжением 220 кВ. Связь с энергосистемой Украины осуществляется на напряжении 200 кВ постоянного тока.
Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС, состоявшийся в 1961 году, ознаменовал новый этап в развитии энергетики СССР: страна перестала испытывать дефицит электроэнергии. Запуск гидроэлектростанции сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса, объединив между собой крупные энергосистемы Центра, Поволжья, Юга. Кроме того, Нижнее Поволжье получило мощную энергетическую базу для дальнейшего развития экономики. Волжская ГЭС сыграла важную роль и в создании глубоководного пути на всем протяжении Нижней Волги от Саратова до Астрахани.
Благодаря созданию Волжского гидроузла были проложены автомобильная и железная дороги, соединившие берега Волги, которые обеспечили кратчайшую связь между различными районами Поволжья. Строительству гидроэлектростанции обязан своим появлением и город Волжский ― благоустроенный, озелененный, с хорошо развитой инфраструктурой.
После ввода в постоянную эксплуатацию, Волжская ГЭС стала испытательным полигоном электротехнического и гидромеханического оборудования для строившихся в 1960―70 гг. отечественных и зарубежных гидростанций.
История сооруженияНачало строительства гидроэлектростанции было положено 6 августа 1950 г. ― именно в этот день И.В. Сталин подписал постановление Совета министров СССР о сооружении севернее города Сталинграда гидроузла мощностью не менее 1,7 млн. кВт. Спустя три недели была образована организация Сталинградгидрострой, а в начале сентября на левом берегу реки Волги близ хутора Верхняя Ахтуба вырос палаточный городок, в котором поселились первые гидростроители.
В мае 1951 г. была огорожена площадка левого берега Волги для будущего заложения плотины, шлюза и гидростанции, развернулось строительство подъездных железнодорожных путей к местам строительных работ. Через месяц началась прокладка линии электропередач с правого на левый берег Волги.
Первую годовщину Сталинградгидростроя встретили достойно: к 31 августа 1951 г. годовой план строительно-монтажных работ был завершен на 114%. Почти половина рабочих выполняла в смену полторы, а то и две установленные нормы. Удивителен тот факт, что многие из молодых передовиков обучились своей профессии незадолго до приезда на новостройку. Всего же за первый год на строительстве Сталинградской ГЭС было подготовлено 2,5 тысячи специалистов различных профессий, а 1 сентября 1951 г. здесь открылся гидротехнический техникум. Первый год грандиозной стройки стал периодом подготовки к основным работам: создавалась необходимая производственная база, велось строительство железных и автомобильных дорог, жилья для строителей.
1 мая 1952 г. берега Волги были соединены 90-метровыми переходными мачтами, по которым началась подача электроэнергии, необходимой для работы мощных земснарядов при возведении Сталинградской ГЭС. В сентябре 1952 г. для обеспечения строительства необходимыми материалами на территории возводимого объекта открылся Центральный ремонтно-механический завод. Всего же за время строительства ГЭС специально для ее нужд были построены арматурный, авторемонтный и бетонный заводы.
В ноябре началось разминирование Волги и Сталинградской земли. Специально для этих целей была образована войсковая часть, переформированная позднее в школу по подготовке младших специалистов инженерных войск, а затем ― в учебно-инженерную бригаду по подготовке механиков-водителей машин инженерного вооружения. В настоящее время это учебный центр по подготовке младших специалистов инженерных войск для всех родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Первый ковш грунта из котлована гидростанции был выкопан 22 августа 1953 г. К этому времени на строительстве Сталинградской ГЭС трудились около 16 тысяч человек, а к концу года ― 22 тысячи.
Осушение котлована водосливной плотины завершилось 26 июня 1954 г. Чуть более чем через два месяца в фундамент здания будущей гидростанции был уложен первый кубометр бетона, в который заложили мемориальную плиту с памятной надписью.
В феврале 1955 г. берега Волги соединила подвесная канатная дорога длиной чуть более километра ― к этому моменту заработала ее первая очередь. С вводом в эксплуатацию второй очереди воздушной дороги протяженность пути, совершаемого вагонетками со щебнем и бетоном с одного берега реки на другой, увеличилась до 4,3 км.
Начиная с 1957 г., на строительстве Сталинградской ГЭС не было отмечено ни одного случая срыва или отклонения от сроков важнейших работ. Более того, зачастую работы завершались досрочно.
23 октября 1958 г. был затоплен котлован Сталинградской ГЭС, еще через неделю основное русло реки Волга было перекрыто.
Первый гидроагрегат станции запустили 23 декабря 1958 г., до конца того же года были введены в эксплуатацию еще два агрегата. В 1958 г. гидроагрегаты, смонтированные на Сталинградской ГЭС, завоевали Большой приз на Всемирной выставке в Брюсселе. В апреле 1959 г. через шлюзы было открыто судоходство; за один только первый месяц навигации через сооружения гидроузла прошли более тысячи пароходов и барж.
В декабре 1959 г., после завершения монтажа воздушного выключателя, Сталинградская ГЭС впервые передала напряжение в 500 кВ на Москву. Всего же в 1959 г. были смонтированы и введены в эксплуатацию 9 гидроагрегатов ГЭС, остальные (кроме последнего ― опытного) были запущены к концу 1960 г. В том же году, благодаря мостовому переходу, проложенному по сооружениям гидроузла, открылось автомобильное движение между Сталинградом и Волжским.
9 сентября 1961 г. Сталинградская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию с присвоением ей имени «Волжская ГЭС им. XXII съезда КПСС».
Первые 100 млрд. кВт.ч электроэнергии ГЭС выработала в начале 1970 г. В 1974―86 гг. на станции были реконструированы гидрогенераторы, в 1986―90 гг. ― главные трансформаторы и кабельные линии с напряжением 220 кВ, в 1992 г. началась реконструкция гидротурбин.
27 сентября 1993 г. в результате приватизации предприятие было реорганизовано в Открытое Акционерное Общество «Волжская ГЭС». 4 июля 2001 г. функции единоличного исполнительного органа были переданы ОАО «Управляющая компания Волжский гидроэнергетический каскад».
Фотографии (фото Михаила Архипова)
(фото из коллекции Егора Васильева)
(памятник на подъезде к ГЭС)
Волгоградское водохранилище
Основные характеристики:Годы заполнения: 1958-1961
Площадь (кв. км): 3117
Длина (км): 546
Наибольшая ширина (км): 17
Средняя глубина (м): 10,1
Полный объем (куб км): 31,45
Полезный объем (куб км): 8,2
Нормальный подпорный уровень, НПУ (м): 15
Уровень мертвого объема, УМО (м): 12
Минимальный навигационный уровень, МНУ (м): 13
Пропускная способность – максимальный расход (куб.м/сек): 63060
Описание:Волгоградское водохранилище образовано в 1958-61 годах плотиной Волжской ГЭС на р. Волге на территории Саратовской и Волгоградской областей. Волгоградское водохранилище осуществляет сезонное регулирование стока. Уровень колеблется в основном в пределах 2 м. Водохранилище создано в интересах энергетики, водного транспорта, ирригации и водоснабжения. В результате подъема уровня Волги был создан глубоководный путь между Балаково и Волгоградом с гарантированными глубинами более 4 м, также появились широкие возможности для орошения и обводнения засушливых земель Заволжья и Прикаспия. На берегах водохранилища расположен ряд населённых пунктов, в том числе города Вольск, Саратов, Энгельс, Камышин, Волжский и др.
Волгоградское водохранилище – самое глубокое и длинное среди водохранилищ Волжско-Камского каскада. Протяженность его равна 546 км, средняя глубина превышает 10 м, но по площади Волгоградское водохранилище занимает лишь третье место, уступая Куйбышевскому и Рыбинскому. Гидрологический режим водохранилища определяется работой ГЭС и хозяйственными попусками воды.
ФотографииТри основные туристические достопримечательности на берегу:
реактивный истребитель (установлен на правом волжском берегу в память о проходившей здесь во время Великой Отечественной войны воздушной трассе)
утёс Степана Разина
Столбичи (одно из самых живописных мест на Нижней Волге – берег здесь напоминает древнеримские колонны, созданные за тысячелетия природой)