Предлагаю небольшой отчет о прошедшем путешествии в Орловскую область.
Идея посетить исток Оки родилась три недели назад, во время воскресной прогулки вдоль Канала имени Москвы. Путешествие виделось необычайно интересным, поскольку помимо истока одной из самых красивых рек России представлялось возможность посмотреть места, находящиеся вдалеке от традиционных энтузиастских «караванных путей», но оттого не менее интересные и красивые. Большое спасибо Лёше Stereometria, за то, что взял на себя большинство организационных моментов поездки (билеты, гостиница). Впрочем, обо всём по порядку.
Для нас с Лёшей путешествие началось в пятницу 19 октября с фирменного поезда «Иван Тургенев» Москва – Орёл, в 23-20 отправившегося с Курского вокзала столицы. Кирилл присоединился к поездке в субботу вечером уже в Орле.
Переезд прошел отлично. Очень понравился поезд из новеньких тверских вагонов. Коротая время в курилке, познакомились с парнем. Оказалось, едет домой под Орёл с армии, аж из-под Мурманска. За разговором время пролетело незаметно, на второй час пути после Серпухова за окнами с гулом пронеслись фермы моста, где-то внизу показалась широкая лента Оки, на которой, кстати, ещё оставалась навигационная обстановка. Ну что же – скоро мы увидим красавицу-Оку совсем другой. Но это – после, а пока пора спать…
В начале седьмого утра в субботу 20 октября мы ступили на орловскую землю.
Прогулялись по центральной улице Московская до центра, забросили вещи в заранее забронированную гостиницу «Русь», и, подъехав обратно на попутке, снова оказались у вокзала - на первый день была запланирована поездка в Орловское полесье: путешествие в деревню Девять дубов, в окрестностях которой, согласно легендам, произошло сражение Ильи Муромца и Соловья разбойника.
Деревня Девять дубов находится в 80-ти километрах к западу от Орла примерно на полпути до Брянска недалеко от станции Одринская ж/д ветки Орел – Брянск. До станции Одринская добирались вот на таком вот симпатичном дизель- поезде или, как подсказали железнодорожные друзья-энтузиасты, автомотрисе АЧ-2:
Станция Одринская – глухой полустанок посреди бескрайних полей российского Черноземья. Начальник станции и ещё один колоритный местный мужик, для которых приезд любых гостей - всегда большое событие, с радостью подсказали, как добраться до Девяти Дубов. Да, Черноземье находится в стороне от основных туристических дорог, а жаль – такая совершенно особенная красота, такая природа!
Девять Дубов – достаточно глухая деревенька. Местные знают легенду про Соловья и Илью Муромца, но точно место сражения, конечно, неизвестно, и никаких памятников этим событиям здесь нет. После Девяти Дубов мы прогулялись по орловским просторам около пяти километров до соседней деревни Большое Юрьево.
Да, деревенские жители мало что смогли рассказать про Соловья и Муромца, зато поведали много интересного про генерала Цюрика - местного помещика, жившего здесь в конце 19 – начале 20 века, с именем которого многое связано в этих краях, имя которого ассоциируется у большинства местных жителей с процветанием и благополучием их малой Родины. В деревне Большое Юрьево у Цюрика был громадный сад, усадьба, в самих Девяти Дубах – церковь и семейный склеп. Деревни процветали. А потом – коллективизация, раскулачивание, ещё чуть позже - война, не пощадившая этот край, долгие годы восстановления разрушенного, а потом – ещё один удар, уже из новейшей истории. Но генерала Цюрика в окрестных деревнях по-прежнему помнят. Особенно интересно послушать рассказы старожилов, с помощью которых мы смогли отыскать фундамент церкви и остатки семейного склепа генерала.
Впрочем, если вдуматься и копнуть поглубже, в истории очень многих деревень в прошлом были исторические персонажи, подобные Цюрику, про которого мы совершенно случайно узнали, оказавшись в глухой орловской деревне Девять Дубов.
После посещения деревни Большое Юрьево, где когда-то была усадьба генерала, мы пешком дошли до небольшого полустанка о.п. 75 км,
откуда уехали обратно в Орёл на уже знакомом нам дизель-поезде Орёл – Брянск.
Продолжение следует...