


Пароход "Совнарком"
Автор
Гость_Югатов Роман_*
, июл 29 2007 17:43
Сообщений в теме: 11
#1 Гость_Югатов Роман_*
Отправлено 29 Июль 2007 - 17:43
85 лет назад на Оби произошло крупнейшее в истории кораблекрушение - затонул пароход "Совнарком", принадлежавший Барнаульскому пароходству.
Это был корабль, построенный за рубежом в конце XIX века. Прежде он принадлежал какой-то иностранной компании. Затем его приобрела барнаульская предпринимательница Евдокия Мельникова - владелица самой крупной на Алтае пароходной компании, которая имела десять огромных судов и шесть барж. После революции ее имущество было национализировано, и пароход, прежде называвшийся "Братья Мельниковы", получил новое имя "Совнарком".
8 мая он вышел из Барнаула, на его борту находилось около 400 пассажиров. К вечеру 9 мая прибыл в Бердск.
Когда над рекой стали сгущаться сумерки, капитан решил, что лучше заночевать в Бердске. Однако на борту находились вооруженные люди (был разгар Гражданской войны), которые спешили в Новониколаевск (Новосибирск) и под угрозой расправы заставили экипаж продолжить рейс. В половине второго часа ночи с 9 на 10 мая пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь в Новониколаевске. Капитан сбавил ход, выслал на бак впередсмотрящего и приказал убрать с палубы пассажиров, которые уже начали готовиться к высадке. Мост был освещен несколькими белыми и одной красной лампочкой. Ее-то капитан и посчитал сигнальным огнем фарватера. И приказал взять курс на этот огонь.
Ситуация с огнями была чудовищно абсурдной. Железнодорожники считали, что за судовыми огнями должны следить речники, а те в свою очередь полагали, что раз мост железнодорожный, то до него им дела нет. Неожиданно в кромешной тьме перед носом судна возникла каменная стена "быка" - четвертой опоры моста, над которой горел манящий свет. Переложив руль, капитан попытался смягчить удар. Но "Совнарком" из-за больших размеров по инерции несло прямо на опору. Нос корабля удалось немного отвести в сторону, удар пришелся на середину корпуса, в переборки, отделяющие кормовой грузовой трюм от машинного отделения. В результате у "Совнаркома", как и у погибшего десятилетием ранее "Титаника", образовалась огромная пробоина. В нее хлынула вода, которая начала заливать машину, отчего корабль лишился хода. Затем произошел взрыв котла, и корпус корабля развалился пополам. "Совнарком" погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения - в 500 метрах ниже моста, в 200 метрах от правого берега.
При ударе об опору моста снесло верхнюю палубу. Большинство из тех, кому удалось спастись, находились именно там. Деревянная палуба не затонула, поплыла дальше, вниз по течению, медленно рассыпаясь на части.
Часовые, находившиеся на мосту и видевшие весь кошмар кораблекрушения, начали стрелять. После этого с пристани для спасения людей направились пароходы "Богатырь" и "Новониколаевск". В пяти километрах ниже места аварии удалось выловить самый крупный обломок верхней палубы. На нем спаслись в общей сложности около 30 пассажиров и членов экипажа, среди них - капитан судна и его помощник. Потом в районе села Мочищи поймали еще один крупный фрагмент палубы, на котором находилось до 20 человек. Некоторые из них были уже мертвы. Более мелкие обломки с отдельными окоченевшими пассажирами обнаруживали уже поутру. Некоторых людей доставали из ледяной вешней воды близ села Почта, в 60 километрах ниже Новониколаевска.
По неполным данным, из 400 человек, находившихся на борту "Совнаркома", удалось спасти в лучшем случае лишь около сотни.
...Шло время. Остов затонувшего парохода стал мешать судоходству. Но поднять его не было ни сил, ни средств. Над местом кораблекрушения установили сигнальный буй, частным лодкам было запрещено заплывать в этот район.
Безуспешные попытки поднять остатки "Совнаркома" предпринимались в 1932 году и даже в военном 1943 году - с целью извлечения металла и дорогих заграничных машин корабля. Но работам мешали песок и ил, которые почти затянули корпус затонувшего судна. Впрочем, все же удалось поднять наверх разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы.
После ввода в строй в конце 50-х годов прошлого века Новосибирской ГЭС воды Обского моря стали вымывать похороненный пароход. Он снова стал мешать судоходству. В 1980 году было решено поднять со дна покореженный корпус. Однако сделать это удалось лишь осенью 1984 года, через 63 года после кораблекрушения.
Анатолий МУРАВЛЕВ, газета "Алтайская правда", 12.05.2006
Это был корабль, построенный за рубежом в конце XIX века. Прежде он принадлежал какой-то иностранной компании. Затем его приобрела барнаульская предпринимательница Евдокия Мельникова - владелица самой крупной на Алтае пароходной компании, которая имела десять огромных судов и шесть барж. После революции ее имущество было национализировано, и пароход, прежде называвшийся "Братья Мельниковы", получил новое имя "Совнарком".
8 мая он вышел из Барнаула, на его борту находилось около 400 пассажиров. К вечеру 9 мая прибыл в Бердск.
Когда над рекой стали сгущаться сумерки, капитан решил, что лучше заночевать в Бердске. Однако на борту находились вооруженные люди (был разгар Гражданской войны), которые спешили в Новониколаевск (Новосибирск) и под угрозой расправы заставили экипаж продолжить рейс. В половине второго часа ночи с 9 на 10 мая пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь в Новониколаевске. Капитан сбавил ход, выслал на бак впередсмотрящего и приказал убрать с палубы пассажиров, которые уже начали готовиться к высадке. Мост был освещен несколькими белыми и одной красной лампочкой. Ее-то капитан и посчитал сигнальным огнем фарватера. И приказал взять курс на этот огонь.
Ситуация с огнями была чудовищно абсурдной. Железнодорожники считали, что за судовыми огнями должны следить речники, а те в свою очередь полагали, что раз мост железнодорожный, то до него им дела нет. Неожиданно в кромешной тьме перед носом судна возникла каменная стена "быка" - четвертой опоры моста, над которой горел манящий свет. Переложив руль, капитан попытался смягчить удар. Но "Совнарком" из-за больших размеров по инерции несло прямо на опору. Нос корабля удалось немного отвести в сторону, удар пришелся на середину корпуса, в переборки, отделяющие кормовой грузовой трюм от машинного отделения. В результате у "Совнаркома", как и у погибшего десятилетием ранее "Титаника", образовалась огромная пробоина. В нее хлынула вода, которая начала заливать машину, отчего корабль лишился хода. Затем произошел взрыв котла, и корпус корабля развалился пополам. "Совнарком" погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения - в 500 метрах ниже моста, в 200 метрах от правого берега.
При ударе об опору моста снесло верхнюю палубу. Большинство из тех, кому удалось спастись, находились именно там. Деревянная палуба не затонула, поплыла дальше, вниз по течению, медленно рассыпаясь на части.
Часовые, находившиеся на мосту и видевшие весь кошмар кораблекрушения, начали стрелять. После этого с пристани для спасения людей направились пароходы "Богатырь" и "Новониколаевск". В пяти километрах ниже места аварии удалось выловить самый крупный обломок верхней палубы. На нем спаслись в общей сложности около 30 пассажиров и членов экипажа, среди них - капитан судна и его помощник. Потом в районе села Мочищи поймали еще один крупный фрагмент палубы, на котором находилось до 20 человек. Некоторые из них были уже мертвы. Более мелкие обломки с отдельными окоченевшими пассажирами обнаруживали уже поутру. Некоторых людей доставали из ледяной вешней воды близ села Почта, в 60 километрах ниже Новониколаевска.
По неполным данным, из 400 человек, находившихся на борту "Совнаркома", удалось спасти в лучшем случае лишь около сотни.
...Шло время. Остов затонувшего парохода стал мешать судоходству. Но поднять его не было ни сил, ни средств. Над местом кораблекрушения установили сигнальный буй, частным лодкам было запрещено заплывать в этот район.
Безуспешные попытки поднять остатки "Совнаркома" предпринимались в 1932 году и даже в военном 1943 году - с целью извлечения металла и дорогих заграничных машин корабля. Но работам мешали песок и ил, которые почти затянули корпус затонувшего судна. Впрочем, все же удалось поднять наверх разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы.
После ввода в строй в конце 50-х годов прошлого века Новосибирской ГЭС воды Обского моря стали вымывать похороненный пароход. Он снова стал мешать судоходству. В 1980 году было решено поднять со дна покореженный корпус. Однако сделать это удалось лишь осенью 1984 года, через 63 года после кораблекрушения.
Анатолий МУРАВЛЕВ, газета "Алтайская правда", 12.05.2006
#3
Отправлено 30 Июль 2007 - 12:55
Кстати, в прошлом году стояли в Казани вместе с Суворовым, и так случилось что сошлись в кафешке у пристани за кружечкой пивасика со 2-м помощником механика данного судна, который поведал мне (правдивость рассказа на его совести, но вполне такое допускаю), что до сих пор, если пробраться в отдаленные и малопосещаемые технические закуточки, то можно увидеть застывшие потёки крови в технологических колодцах....типа с отмывкой от крови в глухие места даже и не лазили....вот такая вот страшилка...
#5
Отправлено 30 Июль 2007 - 14:40
А вот из истории мирового речного судоходства на сайте всё тут.ру нашел такое: "Следует кратко упомянуть и катастрофы речных судов. На первом месте по числу жертв стоит гибель огромного парохода Sultana, который плавал по Миссисипи. В 1865 году он взорвался и затонул вблизи Мемфиса. Корабль вез на Север 2.2 тыс. солдат американской армии. Точное число погибших не известно, но по самым скромным подсчетам оно составило не менее 1 450 человек".....вообще мрак...а параход.......не думал, что существовали такие вместительные речные суда, даже с учетом того, что народ ютился везде, включая проходы...особенно в то время
#6
Отправлено 30 Июль 2007 - 21:02
"Султанша" была крупным 2 - 3 деком. Авария произошла после того, как ехавшие на пароходе военные стали требовать от капитана ускорить их доставку к месту назначения. Давление в котлах подняли значительно выше нормы, и котёл рванул. При взрыве погибла вся машинная команда; начался пожар. Надстройка от миделя до кормы сложилась в горящий слоёный пирог. Капитан тщетно подавал команду "стоп!" - остановить машину было некому. Те, кто прыгал за борт, попадали под колёса и гибли. Пожар продолжался, и судно медленно погружалось по мере того, как через прогорающие борта внутрь начала поступать вода. В результате рванул и второй котёл, судно развалилось и затонуло.
ЗАЧЕМ МНЕ ЮЖНЫЙ БЕРЕГ КРЫМА, КОГДА Я РОДОМ ИЗ ЧАРДЫМА?
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#9
Отправлено 01 Август 2007 - 18:07
Хм, а разве после взрыва котла давление пара в магистрали оставалось рабочее? Или там 2 независимых машины было с приводом на 1 колесо?
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных