Оказывается в Казахстане имеется довольно немалая река Или, впадающая в Балхаш. Причем - судоходная и со своим водохранилищем и гидроузлом. Картинок флота не нашел, но отыскались довольно занятные картинки самой реки.
Фото Пальчикова Андрея. Название фото "Полет на параплане"
Река Или
Река Или - это длиннейшая река в Семиречье. Она берет своё начало в Китае. В Алматинской области река образует искусственное море Капчагай и впадает в озеро Балхаш. Туристы получают огромное удовольствие, переправляясь на плотах вдоль по Или в Балхашское озеро. Река протекает через три климатические зоны (степи, пустыни и полу-пустыни). Одна из радостей путешествия здесь - это рыбная ловля и приготовление вкуснейший блюд из карпов, лещей, окуней и осетров.
Отдых в Казахстане: Капчагайское море и река Или
www.kurbashi.sitecity.ru
Капчагайское водохранилище образовано в 1970 года путем перекрытия реки Или в узком Капчагайском ущелье.
Длина: 110 км.
Наибольшая ширина: 25 км.
Глубина: 42 м.
Река Или течет по широкой долине, лежащей между двумя основными горными хребтами Семиречья, Джунгарским и Заилийским Алатау. Название реки монгольского происхождения и означает - "сверкающий", "мерцающий". Ослепительно сверкает на солнце среди раскаленных песков река. Длина её 1380 км. Начинается она от слияния двух речек Текеса и Кунгеса.
Илийская долина в далёком прошлом была центром усуньских владений. Усуни были очень воинственным народом. Здесь они разводили овец, верблюдов и лошадей.
Берега реки Или очень живописны, мимо проплывают то жёлтые холмы, поросшие редкими кустиками джузгуна или белого саксаула, то причудливые рощицы туранги.
В двадцати километрах от Капчагайской плотины на правом берегу встретятся высокие коричневые скалы Тамгалытас, на которых древние художники оставили множество своих рисунков. На камнях изображены животные, некогда обитавшие в этих местах, сцены охоты на диких зверей. Один из самых интересных рисунков - изображение сидящего Будды, он выполнен, по-видимому, в эпоху согдийцев, с которыми связано распространение в Семиречье Буддизма.
Ниже, по течению реки находятся тугайные джунгли. Деревья здесь перевиты лианами ломоноса так густо, что в некоторых местах невозможно выйти на берег. Но лес сменяется обширными зелеными полянами, а иногда к самому берегу подступает пустыня.
В реке Или много рыбы, и любой турист легко поймает на удочку леща, сазана или жереха. В степи можно поискать грибы: здесь довольно часто попадаются шампиньоны и белые степные грибы. В тугаях, поблизости от реки растёт ежевика.
Путешествие по реке Или, особенно вблизи поселка Баканас и ниже, осложнено тем, что здесь много всевозможных протоков и рукавов, мелей и перекатов, попадаются "топляки" - деревья и кустарники, скрытые слоем воды. Немало водоворотов и воронок.
Впервые на воду здесь было спущено судно летом 1854 года. Было построено парусное судно "Святой Николай", на котором купец Кузнецов предпринял на себя поставку провианта для казахов, проживающих в городе Верном. Путь на парусном судне от озера Балхаш до посёлка Илийска занял 72 дня. А обратно, до устья реки Или - 17 дней.
В 1883 году инженером Козолло-Поклёвским И.И. была сделана попытка завести на реке Или пароходное сообщение. Им был заказан в Англии небольшой винтовой пароход, мощностью 35 лошадиных сил, под названием "Колпаковский", в честь генерал-губернатора города Верный. 14 марта 1883 года пароход был спущен на воду на реке Или. Этот пароход доставил на верховья реки Или 800 пудов пшеницы.
В 1926 году на реке Или работала экспедиция советских специалистов. Исследователи отмечали трудность навигации, которая заключалась в изменчивости фарватера, обилием мелей, быстроте течения сильных ветров и пустынности берегов.
Время бурного развития навигации наступила в 30 годы нашего века. В 1929 году на воду спущено парусно-моторное судно "Балхаш" водоизмещением в 33 тонны. А в 1934 воды реки Или бороздили уже шестьдесят самоходных судов, буксиров и барж.
Все большее значение в развитии рекреации в южной столице Казахстана имеет рукотворное Капчагайское море, которое стало одним из крупнейших в СНГ искусственных водоёмах для нужд ирригации. Водохранилище стало также важным рыбопромысловым бассейном. Туристы получили прекрасный солярий - по количеству безоблачных дней и интенсивности солнечной радиации Капчагайское взморье может соперничать со всеми другими местами отдыха, каких у столицы довольно много.
Капчагайское водохранилище образовано в 1970 году путём перекрытия реки Или в узком Капчагайском ущелье. В зону затопления входит ложе реки Или и левобережная сторона её поймы на участке от Капчагайского ущелья до устья реки Чарын. С левой стороны в водохранилище втекают притоки реки Или, Чарын, Чилик, Тургень, Талгар, Иссык и Каскелен.
Длина водохранилища 110 км, наибольшая ширина - 25 км, глубина - 42 метра. Правый берег - коренной, левый пойменный. Фарватер проходит по правому коренному берегу, где наибольшая глубина.
По местным правилам плавания, которые не должны расходится с Международными Правилами на Капчагайском водохранилище применяется осевая система расстановки навигационного оборудования. В качестве навигационного оборудования на водохранилище применяются озёрные буи, снабжённые красными проблесковыми огнями (для ночного времени). При осевой системе суда должны при встрече расходится только левыми бортами. Искусственных убежищ-стоянок, равно как и естественных на водохранилище нет, поэтому во время шторма можно отстояться за островом Барсучий, находящийся в 30 км от Капчагая или на 96 км левого пойменного берега.
По правому берегу от Капчагая до Бактера расположены местные зоны отдыха. На Бактере находится зона отдыха "Золотые пески", далее санаторий-профилакторий "Металлург", а далее, напротив острова Барсучий, находятся Алматинские зоны отдыха.
Далее находится станция "Кербулак", затем до 80 км бывший совхоз "Капчагайский". С 80 км по 157 км расположен Или-Алатауский национальный парк, которым руководит г. Курмангалиев. Левый берег весь пойменный, заросший невысокими кустарниками и деревьями. Из крупных населённых пунктов можно перечислить Нурлы, Куликовка, Каре-Жуте, Чилик.
"Море Капчагай" кажется очень большим, с едва различимым противоположным берегом, оно похоже на крупное озеро. Здесь дует лёгкий ветерок, небольшие волны накатываются на береговые валы, сложенные из мелкого щебня.
По берегам водохранилища кое-где видны молодые поросли кустарников. Прошло уже около 30 лет с момента заполнения водохранилища, но береговой полосы из деревьев не образовалось, этому мешают колебания уровня воды: она то прибывала, заполняя начавшуюся укоренятся растительность, то убывала, обнажая её и обрекая на высыхания.
Над береговой полосой пролетают серебристые чайки. В ущельях Теректы есть джейраны, сайгаки.
Спустя несколько лет после заполнения водоема на пустынных берегах выросли тамариски, низкие ивы, тростники и травы. На берегах озера размножились прибрежные уховертки, ласточки-береговушки, трясогузки.
Ресурсы реки Или применили и в хозяйственных целях. Здесь построено знаменитая Капчагайская ГЭС. Она уникальна, так как возведена не по классическому образцу, а совершенно иной, новой компоновкой. Все сооружения гидроузла растянуты более чем на километр вдоль лога по левому берегу реки. Подводящий канал - это громадный ров длиной 939 метров. Средняя ширина его по верху - около 250 метров, а внизу - 60 метров. Глубина канала составляет 40 метров.
Когда русло реки Или было перегорожено земляной плотиной, вся масса реки потекла по этому каналу. Путь ей преграждает другая плотина из земли, камня и глины. Эта плотина очень внушительна - длина 400 метров, высота - 50 метров, а ширина в основании до 200 метров. Встречая в своем новом русле такую несокрушимую преграду, река Или начинает искать выход. А выход один - четыре направленные на рабочие турбины гидростанции.
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Река Или
Автор Алексей Сёмин, авг 07 2006 18:30
В теме одно сообщение
#2
Отправлено 07 Август 2006 - 21:57
Кстати, река Или опресняет западную часть озера Балхаш - оно как раз и уникально тем, что имеет два плёса, соединённых узеньким проливом: западный плёс Балхаша (куда впадает Или) пресный, а восточный - солёный.
Касаемо судоходства на Или - не думаю, что там есть что-то серьёзное, хотя бы потому, что Капчагайский гидроузел не имеет судоподъемника.
Т.е. видимо сейчас ходит какой-то местный флот по Капчагайскому водохранилищу (это ведь как-никак одна из курортных зон Алма-Аты). А вот ниже уверен, что нет - тем более, что даже раньше, в БСЭ, судоходство по низовьям Или до Балхаша характеризовалось как катерное.
А информация по истории судоходства на Или и теперешнем состоянии дел (навигационной обстановке на водохранилище и пр.) очень интересна и познавательна
Вот она, кстати, Капчагайская ГЭС.
сейчас:
и в процессе стройки:
Ну ещё пара красивых фоток водохранилища нашлась:
Касаемо судоходства на Или - не думаю, что там есть что-то серьёзное, хотя бы потому, что Капчагайский гидроузел не имеет судоподъемника.
Т.е. видимо сейчас ходит какой-то местный флот по Капчагайскому водохранилищу (это ведь как-никак одна из курортных зон Алма-Аты). А вот ниже уверен, что нет - тем более, что даже раньше, в БСЭ, судоходство по низовьям Или до Балхаша характеризовалось как катерное.
А информация по истории судоходства на Или и теперешнем состоянии дел (навигационной обстановке на водохранилище и пр.) очень интересна и познавательна
Вот она, кстати, Капчагайская ГЭС.
сейчас:
и в процессе стройки:
Ну ещё пара красивых фоток водохранилища нашлась:
42 круиза с 1994
Мой блог о путешествиях=>>
Мой блог о путешествиях=>>
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных