Решил поднять старую тему и рассказать про ещё один уникальный мост - вантовый мост через Обь в Сургуте.
В принципе кое-какие фотки оттуда я уже выкладывал в других темах, но тут обобщу.
Сургутский автодорожный вантовый мост через реку Обь.Ключевым звеном строящихся западносибирских магистральных автомобильных дорог Тюмень-Салехард (1971 км) и Томск-Пермь (2857 км) является пересечение с рекой Обью их общего участка от Сургута до Нефтеюганска.
Первые намерения соединить берега Оби в этом районе автодорогой относятся к 1971 году, началу строительства железнодорожного моста. Рассматривалась возможность строительства моста под совмещенный на общих опорах проезд железнодорожного и автодорожного транспорта. Предусматривались два пусковых комплекса: I - строительство железнодорожного моста с опорами, расчитанными под досторойку автомобильной очереди, II - монтаж автодорожных пролетных строений на опоры действующего железнодорожного моста. Из-за недостатка средств и установленных кратчайших сроков строительства железнодорожного моста от совмещенного моста в то время отказались.
Распоряжение о строительстве автодорожного моста было подписано губернатором Ханты-Мансийского автономного округа А.В. Филипенко 30 марта 1995 года, а уже 26 октября того же года строители начали погружение первой неизвлекаемой защитной оболочки свайных фундаментов опор.
Концепция проекта состояла в том, чтобы создать сооружение, соответствующее мировым стандартам, используя имеющиеся отечественные материалы, оборудование, технологию сооружения и квалифицированные кадры мостостроителей. Судоходную часть русла реки решено было перекрыть вантовым пролетным строением, а остальную часть реки - двумя балочными неразрезными пролетными строениями. Схема балочной части моста была подобрана так, чтобы опоры нового моста были расположены в створе опор существующего железнодорожного моста. Ось автодорожного моста пролегла в 67 м ниже по течению от железнодорожного.
Технические характеристики:ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Полная длина мостового перехода, включая подходы (I очередь): 8143м
В том числе:
- длина левобережного подхода: 4802 м
- длина правобережного подхода: 1231 м
- полная длина моста: 2110 м
Длина судоходного вантового пролета: 408 м
Высота подмостового габарита судоходного пролета: 14м
Общий объем металлоконструкций: 17223т
Высота пилона: 149,1 м
Количество смонтированных вант: 130шт.
Общая длина вант: 26км
Максимальная длина ванты: 394м
Диаметр: 72мм
ОПОРЫ
Количество свай 498 шт.
Длина свай 17+32,5м
Общая масса металлических труб: 7330т
Объем монолитного железобетона: 41340м3
Объем сборного железобетона: 2100м3
Масса анкерных устройств вантовой части: 255т
В сентябре 2000 года мост был открыт для движения. Мост явился одним из крупнейших транспортных проектов России в конце XX века. Успешная реализация этого проекта стала возможной благодаря решимости органов власти региона, правильно выбранной стратегии проектирования и строительства, совместной и целенаправленной работе заказчика, проектировщика и подрядчика.
Сургутский мост стал первым вантовым мостом в азиатской части России а в историю мостостроения он вошел как мост с рекордным для однопилонных вантовых мостов пролетом.
Мост является уникальным сооружением, соответствующим мировым стандартам, но созданным с использованием имеющихся отечественных материалов, оборудования, технологии возведения и квалифицированных кадров строителей-мостовиков.
Общая информация:
Город Сургут расположен на правом берегу р. Оби на расстоянии 750 км от г. Тюмени. Численность населения - 286 тыс. человек. Промышленный потенциал Сургутского региона определяется месторождениями нефти и попутного газа. Их потенциальные запасы оцениваются в несколько миллиардов тонн, причем 31 месторождение относится к разряду уникальных. Кроме нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий в районе расположено более десяти крупных производств с численностью работающих 1000 и более человек, существует 5,5 тыс. малых предприятий. Администрацией города и региона рассматриваются заявки и инвестиционные предложения по размещению на территории региона целого ряда новых крупных предприятий.
Существующая сеть меридиональных автомобильных дорог обеспечивает движение по маршруту Тюмень-Тобольск-Сургут-Уренгой, при этом единственным местом с сезонньм режимом работы была переправа через р. Обь на участке Сургут-Нефтеюганск. В периоды осеннего ледостава и весеннего паводка перерывы в движении составляли 45-60 и более дней.
Строительство автодорожного моста через р. Обь в районе Сургута являлось главной транспортной проблемой региона, и значение ввода в эксплуатацию автодорожного моста через Обь, не имеющую на протяжении нескольких тысяч километров (от Новосибирска до впадения в Обскую Губу) постоянных мостов, трудно переоценить.Технико-экономическое обоснование строительства автодорожного моста через р. Обь в районе Сургута разрабатывалось институтом "Гипротрансмост". Работа выполнялась в два этапа. На первом этапе решались вопросы выбора места перехода, на втором более подробно прорабатывался рекомендованный вариант. Такая постановка вопроса полностью оправдала себя, так как позволила значительно сократить как затраты на проектно-изыскательские работы, так и время разработки.
В результате сбора, обработки архивных материалов и предварительной проработки вопроса было намечено четыре варианта трассы, по результатам экономических изысканий определена категория дороги, разработаны план, продольный профиль, поперечные сечения земполотна, определены схемы мостов, проведены конструктивные проработки, вычислены объемы работ и сравнительные стоимости по всем вариантам. Сравнение вариантов проводилось по экономическим показателям с учетом экологических критериев.
В результате сравнения наиболее целесообразным оказался вариант трассы № 2, створ моста по которому расположен в 35 м ниже существующего моста на железнодорожной линии Тюмень-Сургут. Проведенное социологическое исследование показало, что более 90% респондентов поддерживают как саму идею строительства моста, так и его предполагаемое местоположение.
Протяженность трассы по рекомендованному варианту - 14,8 км. В состав комплекса входят: 12,7 км подходов, мост через р. Обь (1982 м), два малых моста, два автодорожных и один железнодорожный путепровод, притрассовые очистные сооружения индивидуальной проектировки (на участках подходов в водоохранной зоне), пункты оплаты проезда, пост ГИБДД, мотель на 100 мест, автозаправочные станции. На левом берегу трасса, проходя по пойме, примыкает к промысловой дороге, ведущей к авто-дороге Островная-Нефтеюганск. На последнем километре перед мостом трасса выходит к железной дороге и следует параллельно ей:
На всем протяжении подхода основание насыпи сложено суглинками мягко- и текучепластичной консистенции мощностью от 0,5 до 10 м, на участке параллельного следования с железной дорогой насыпь расположена на пляжном откосе. На правом берегу, в пределах поймы, трасса также проходит по пляжному откосу железнодорожной насыпи, в районе пос. Барсове несколько отходя от железной дороги и примыкая к автодороге Сургут-Нефтеюганск.
По всему правобережному подходу в основании земполотна лежат мелкие пески. Кроме того, на всем протяжении перехода встречаются подземные и надземные коммуникации, сооружения по добыче нефти, жилая и промышленная застройка, а на поймах - озера и заболоченные участки.
Поперечная компоновка моста вытекала из очередности строительства - два раздельных пролетных строения под автомобильное и железнодорожное движение. Расстояние между существующим железнодорожным и проектируемым автодорожным мостами выбрано минимально возможным из условия взаимного влияния деформаций основания и составило 35 м в осях I (существующего) и II (проектируемого) главных путей железной дороги. Требование минимально возможного расстояния вызвано безопасностью судоходства. Этим же обусловлена необходимость расположения русловых опор существующего и проектируемого мостов в одном створе.
Таким образом, предварительная схема проектируемого моста повторяла схему существующего и состояла из двух неразрезных участков пролетных строений (рис. 1.2) по формуле 2х(56+132,1+5x132,67+131,77).
Но со временем было принято решение главную часть русла Оби вместо трёх обычных, балочных пролётов, перекрыть одним вантовым пролетом длиной 408 метров. Характеристика русла реки Обь в створе моста:Река Обь в районе Сургута разделена на два основных русла: собственно Обь (ширина около 2 км) и Юганская Обь (ширина около 1 км), при этом ширина общей поймы составляет 35-40 км. По типу руслового процесса Обь в своем среднем течении относится к рекам с незавершенным меандрированием, на которое накладывается процесс многорукавности. Анализ лоцманских карт места перехода за период с 1929 по 1993 гг. показал, что судовой ход менял свое положение на ширине 600 м. Русло реки разделено на два характерных участка - мелководный правобережный и глубоководный левобережный, и если правобережный участок практически не деформирован, то на левобережном происходит постоянное переформирование русла. Следует отметить, что эта картина не изменялась и после окончания строительства железнодорожного мостового перехода в 1974 г., когда вся пойма была перекрыта насыпью.
Проведенные гидравлические расчеты и результаты гидравлического (математического) моделирования, когда расчетный расход пропускался в течение 40 суток, что вполне достаточно для достижения размыва, близкого к предельному, подтвердили отмеченную выше тенденцию и позволили определить суммарные размывы у опор на глубоководном и мелководном участках русла как 25 и 17 метров соответственно.
Вот схема русловых опор Сургутского моста (вид вдоль моста
). Некоторые технические решения опор Сургутского моста никогда до этого не использовались в отечественном мостостроении.
На рисунке справа изображена опора старого железнодорожного моста, а слева - нового вантового. Обратите внимание, что опоры вантового моста разработаны с перспективой возможности установки на них пролётных строений второй очереди железнодорожных ферм (под второй путь, нарисованы пунктиром). Так что, видимо, недалеко время, когда в этом створе будут уже три моста.
===============================
Как я уже писал, мост был открыт в 2000 году.
Фотографии моста 2006 года.
Сургутский мост с самолета:
Общие виды.
С самой верхней точки пилона:
И чуть ниже:
С левого берега Оби:
С правого берега Оби:
Левобережная струенаправляющая дамба:
(весной вся пойма Оби на несколько десятков километров заливается водой и эти места напоминают настоящее море
)
И пара фоток строительства моста (фотографии 2000 года):